Тема урока | «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад» |
Цель урока | Образовательная: - сформировать представления о социально-экономическом положении Аравии в VI-VIII веках; - подвести учащихся к пониманию причин возникновения ислама; - обеспечить усвоение основных понятий исламской терминологии; - подвести к пониманию причин распада государства арабов. | Развивающая: - продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией); - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательная: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций. |
Основная педагогическая технология: | ТРКМ | | |
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый, проблемный | Формы: индивидуальная, фронтальная |
Тип урока | Изучение нового материала |
Оборудование | Интерактивный модуль |
Учебные пособия | Учебник: Агибалова Е.В. Донской Г.М. Всеобщая история средних веков.6класс. Москва: Просвещение, 2014. Контурная карта. |
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - находить объекты на карте ; - характеризовать основные занятия населения Аравии; - сравнивать ценности христианства и ислама. | Личностные: (личностные УУД) - уважать ценности других религий; - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. | Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - определение цели, проблемы, выдвижение версий; - умение сотрудничать с соучениками; - поиск информации и понимание прочитанного; - способность делать выводы из сформулированных посылок. |
1.Организационный момент. Учитель | Я хочу, чтобы ваш день начался с улыбки. Я дарю вам свою улыбку, потому что я люблю вас. У вас такие светлые улыбки. Поделитесь своей улыбкой с нами, улыбнитесь друг другу. |
Стадия вызова |
Актуализация знаний. | Беседа по вопросам: - Что вы знаете об исламе? Самая молодая и вторая по численности мировая религия. - В каких современных странах он исповедуется? В 120 странах, в основном в Азии и Северной Африке - Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке? Карл Мартелл - Чем закончились эти битвы? В 732 году франкский майордом Карл Мартелл нанес поражение арабам в битве при городе Пуатье. |
Пробуждение интереса к теме «Корзина идей» | Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?(об исламе) Какой народ исповедует ислам?(арабы) |
Определение темы и задач изучения предстоящего учебного материала. | Так как будет звучать тема нашего урока? (Ислам. Арабский халифат) «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад». Какие задачи стоят перед нами? Что нам предстоит выяснить, узнать? - Как образовалось государство Арабский халифат? - Как возникла религия ислам? - Итак, сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, о том, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу. Какие проблемные вопросы стоят перед нами? Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабы так легко покоряли соседние страны? Что способствовало объединению арабских племён? Почему произошёл распад Арабского халифата? |
Стадия осмысления |
1. Природа и занятие населения Аравии. | В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. (Слайд 3) Арабы издавна жили на Аравийском полуострове. (записать в тетрадь) Откройте карту на стр. 74. Найдите Аравию. (Сл 4) Какие моря омывают полуостров? Средиземное, Красное, Аравийское, Каспийское и Персидский залив. |
Как образовалось государство Арабский халифат? «Верно-неверно» | Читаем первый абзац, параграф 9, стр 68. Найдите противоречия: Сухие степи, безводные пустыни - жить нельзя, а люди живут. Посмотрите на иллюстрации и опишите природные условия Аравийского полуострова. Климат в Аравии сухой и жаркий (Сл 5). На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии (Сл 6). Как вы думаете, как природа и географическое положение влияли на занятия её населения? Основное занятие населения - кочевое скотоводство, в оазисах – земледелие. (записать в тетрадь) Какие растения выращивали? Каких животных разводили? (Слайд 7) Какое животное играло главную роль в жизни кочевников? Почему? Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь, седла, сбрую. Из верблюжьего войлока изготавливали палатку. Перевозил бедуина и его семью. Сл 8. Кто такие бедуины? Бедуины - кочевые арабы, занимавшиеся кочевым скотоводством. (записать в тетрадь) Также существовало занятие, объединяющее арабов – торговля. Вдоль Красного моря проходил торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали города. Самый крупный город – Мекка. Сл 9 Почему возникла необходимость в торговых поселениях? Здесь торговали, заключали договора, менялись. В Мекке находилась главная святыня арабов – храм Кааба. Чем объяснить, что у арабов было своё святилище – храм Кааба? Они верили в своих богов, отмечали религиозные обряды. Сл 10 Сделайте выводы, умозаключения включая категорию общее–особенное. Арабы, как и другие народы земли, занимались разведением скота, земледелием, ремёслами, торговлей, имели свою веру, святыни. Но, как и другие народы, они имели и свои особенности. 2. Племена бедуинов Нам будет интересно узнать, как жили бедуины, какие отношения складывались между племенами. Я читаю отрывки стихов арабских поэтов, а вы делаете выводы как знатоки истории. В опасности племя моё. Я готов умереть Враги угрожают, иду без боязни в сраженья… Почему они воевали между собой? | Племена жили враждебно, часто воевали, но были храбрыми, смело защищали своих близких. из-за пастбищ, | Мы мстим за убийство, своих соплеменников. И наше возмездие неотвратимо… | У них была кровная месть. | Того, кто дерзнёт От рода отречься открыто, Терзают клинки И тяжёлые топчут копыта… | Преданы своему роду. Предательство – тяжкое преступление. | А я ведь друзей нахожу И в убогих шатрах И там, где в богатстве Живёт не одно поколение… | Жизнь разная. Есть богатые и бедные. | Сделайте выводы: | Арабские племена часто воевали между собой, у них был обычай кровной мести, часть арабов разбогатела, иные были бедные. Сл 12 | Арабы издавна жили на Аравийском полуострове? Основное занятие арабов - мореплавание? Бедуины - занимались земледелием? Животное, которое играло главную роль в жизни кочевников -это верблюд? Главная святыня арабов – храм Кааба. № вопроса | Ответ | 1 | х | 2 | 0 | 3 | 0 | 4 | х | 5 | х | Выставьте оценки в оценочный лист. |
Физпауза | Упражнение «Машина времени». Пройдемте к машине времени. Сядьте удобно, руки свободно свесьте вдоль тела, закройте глаза. Мы едем в гости к бедуинам. Откройте глаза. Итак. Мы в племени бедуинов. 2. Племена бедуинов Нам будет интересно узнать, как жили бедуины, какие отношения складывались между племенами. Я читаю отрывки стихов арабских поэтов, а вы делаете выводы как знатоки истории. В опасности племя моё. Я готов умереть Враги угрожают, иду без боязни в сраженья… Почему они воевали между собой? | Племена жили враждебно, часто воевали, но были храбрыми, смело защищали своих близких. из-за пастбищ, | Мы мстим за убийство, своих соплеменников. И наше возмездие неотвратимо… | У них была кровная месть. | Того, кто дерзнёт От рода отречься открыто, Терзают клинки И тяжёлые топчут копыта… | Преданы своему роду. Предательство – тяжкое преступление. | А я ведь друзей нахожу И в убогих шатрах И там, где в богатстве Живёт не одно поколение… | Жизнь разная. Есть богатые и бедные. | Сделайте выводы: | Арабские племена часто воевали между собой, у них был обычай кровной мести, часть арабов разбогатела, иные были бедные. Сл 12 | |
Как возникла религия ислам? | 3. Мухаммед - основатель ислама. В конце VI века Иран захватил юг Аравии, а Византия укрепилась на севере. Найдите противоречия и пути выхода из создавшегося положения. Что необходимо было сделать арабам? | Надо торговать, а нельзя. Арабам нужно жить, но кровная месть мешает, а враги их могут всех истребить. Объединиться. | Что может спасти арабов? | Найти пути выхода из сложившегося положения тяжело, нужно чудо, которое бы спасло народ. | Мухаммед - основатель ислама. Сл 13 Кто он? Прочитайте текст стр 69-71. | Появление новой религии, другого бога. Земной человек: сирота, пастух, вёл торговлю, женился, стал богатым, помогал бедным, выкупал рабов, вёл борьбу… Посланник бога: слышит голос Бога, проповедует религию добра, объединяет под именем Аллаха… | Кем становится Мухаммед? | Глава государства, глава религии арабов в 630 году. (записать в тетрадь) | Закономерно или случайно появился ислам? | Закономерно. | Сделайте выводы.Главное, что сделала эта религия? | Сохранила арабов как народ, объединила их. | Кто такие мусульмане, что такое Коран? | Мусульмане – верующие в ислам. Коран – священная книга мусульман. (записать в тетрадь) | |
Что собой представляет религия ислам? | 4. Мораль и право. Я буду читать выдержки из священной книги мусульман Коран и стихи арабских поэтов, а вы дайте характеристику религии. Я не владею для себя не пользой не вредом, если этого не пожелает Аллах. | Всё в руках Аллаха. | Аллах ведает, что ты делаешь. | Бог видит всё и всех. | Аллах кого пожелает, того сбивает с пути, а кого желает, то помещает по прямой дороге. | Судьба человека в руках бога. | Не постигнет вас ничто, кроме того, что начертил Аллах. | Всё в руках бога, Аллаха. | Не простая истина у мудреца. Бедность и богатство – всё в руках творца Человек, ведь ты в своей судьбе неволен Так не суетись и малым будь доволен. | Не завидуй тем, кто богат, всё в руках бога. | Кто идёт войной на неверных, убитые на такой войне – в раю. | Религия за мир, однако же неверных можно убивать. | Религия ислам создала правила поведения людей мусульман – шариат. (записать в тетрадь) Какие обязанности и запреты предполагались. Сл 18 | Обязанности: люби ближнего, уважай родителей, будь терпимым, мужественным, желай трудиться, плати долги, плати калым за жену, мужчина – главный, соблюдай пост, одну пятую доходов трать на милостыни, посетить Мекку, Медину, молиться 5 раз в день… Запреты: не лги, не убей, не воруй, не пей вина, не ростовщичествуй, не играй в азартные игры, не больше 4-х жён можешь иметь, пятница – отдых… | Сделайте выводы: | Религия: похожа на другие религии, призывает к добру, плохое запрещает. | V. Завоевания арабов | | прочитать п.5 Чем объяснить, что арабы увеличили свои владения? (работа с картой) Каким образом? Сл 21 | Завоевали. | Назвать и показать на карте земли и страны, континенты. | Работают по карте. Лоскутная империя. | 7.Халиф Харун-ра Рашид. Время расцвета Багдадского халифата. Почему в сказках Шахрезады Харун ар-Рашид добрый и заботливый, а история знает его как жестокого деспота? | Народ мечтал о справедливом правителе. | 8.Распад халифата. Почему тех, кто принимал ислам, освобождали от налогов? | Привлечь больше на свою сторону людей. | Хорошо, что арабы завоевали для себя много земель, да не очень. | Хорошо: много награбили богатств, распространили религию, язык, культуру… Плохо: много разных языков, непонимание, трудно управлять, недовольство налогами… | Случайно или закономерно распадётся страна? | Закономерно, как только ослабнет власть халифов. | |
|
|
Рефлексия. |
Заполнение листа самооценки | Наше пребывание в Арабском халифате подходит к завершению. На уроке я | Выполнил(а)/не выполнил(а) все задания | Материал урока мне был | Понятен/ не понятен | Моя оценка себе | За работу на уроке: | Лист самооценки |
V.Подведение итогов урока | — Что общего в причинах распада империи Карла Великого и Арабского халифата? В чем различия? Почему произошёл распад Арабского халифата? — Почему такие огромные государства были непрочными? (Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.) |
V.Рефлексия Взаимопроверка знаний, полученных на уроке. | 1. Полуостров, на котором жили арабы, называется Аравия + 2. Основным занятием арабов было кочевое скотоводство + 3. Основателем ислама был Мухаммед + 4. Храм Кааба расположен в Медине – 5. Бедуины – это оседлые арабы – 6. Хиджра – это год нового летосчисления у мусульман + 7. Причины военных успехов арабских завоевателей – сильная армия и раздробленность богатых стран соседей + 8. Главная причина распада Арабского халифата – народные восстания + 8 правильных – «5» 6-7 верных – «4» 4-5 верных «3» Меньше 4 – «2» |
Домашнее задание | § 9 читать, ответить на вопросы |