СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" составлена по материалам поурочных разработок Сорокиной Е. 

Несколько тем совмещены.

Просмотр содержимого документа
«Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»

Тема:  Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Опрос домашнего задания:

Опрос домашнего задания:

Вспомним: Что такое религия? Когда и почему она зародилась? Когда появилось христианство? Какую роль оно сыграло в жизни античного мира?

Вспомним:

  • Что такое религия?
  • Когда и почему она зародилась?
  • Когда появилось христианство?
  • Какую роль оно сыграло в жизни античного мира?
План урока: Природа и занятия населения Аравии Племена бедуинов Мухаммед – основатель ислама Возникновение и распад Арабского халифата

План урока:

  • Природа и занятия населения Аравии
  • Племена бедуинов
  • Мухаммед – основатель ислама
  • Возникновение и распад Арабского халифата
Что способствовало объединению арабских племен? Почему арабы так легко покоряли соседние страны?

Что способствовало объединению арабских племен?

Почему арабы так легко покоряли соседние страны?

Спутниковый снимок Аравийского полуострова

Спутниковый снимок Аравийского полуострова

Аравийский полуостров. Физическая карта

Аравийский полуостров. Физическая карта

Как жили бедуины… отрывки стихов арабских поэтов: В опасности племя моё   Я готов умереть  Враги угрожают, иду без боязни в сраженья…

Как жили бедуины…

  • отрывки стихов арабских поэтов:
  • В опасности племя моё  Я готов умереть Враги угрожают, иду без боязни в сраженья…
Как жили бедуины… отрывки стихов арабских поэтов: Мы мстим за убийство, своих соплеменников  И наше возмездие  Неотвратимо…

Как жили бедуины…

  • отрывки стихов арабских поэтов:
  • Мы мстим за убийство, своих соплеменников И наше возмездие Неотвратимо…
Как жили бедуины… отрывки стихов арабских поэтов: Того, кто дерзнёт  От рода отречься открыто,  Терзают клинки  И тяжёлые топчут копыта…

Как жили бедуины…

  • отрывки стихов арабских поэтов:
  • Того, кто дерзнёт От рода отречься открыто, Терзают клинки И тяжёлые топчут копыта…
Как жили бедуины… отрывки стихов арабских поэтов: А я ведь друзей нахожу   И в убогих шатрах  И там, где в богатстве  Живёт не одно поколение…

Как жили бедуины…

  • отрывки стихов арабских поэтов:
  • А я ведь друзей нахожу  И в убогих шатрах И там, где в богатстве Живёт не одно поколение…
Как жили бедуины… Сделайте выводы. Множество племен Кровная месть Междоусобные войны Многобожие Вражда вождей Усиление неравенства

Как жили бедуины…

  • Сделайте выводы.
  • Множество племен
  • Кровная месть
  • Междоусобные войны
  • Многобожие
  • Вражда вождей
  • Усиление неравенства
Иллюстрация в учебнике, страница 70. Что рисунок может рассказать о жизни арабов?

Иллюстрация в учебнике, страница 70.

Что рисунок может рассказать о жизни арабов?

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств.

Храм Кааба («куб») в Мекке

Храм Кааба («куб») в Мекке

Причины объединения арабских племен Прекращение вражды между племенами Борьба с внешними врагами Упадок торговли Желание знати объединить племена с целью укрепления власти над бедняками Стремление знати объединить племена с целью захвата соседних стран

Причины объединения арабских племен

  • Прекращение вражды между племенами
  • Борьба с внешними врагами
  • Упадок торговли
  • Желание знати объединить племена с целью укрепления власти над бедняками
  • Стремление знати объединить племена с целью захвата соседних стран
3. Мухаммед – основатель ислама Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак.    570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда

3. Мухаммед – основатель ислама

  • Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. 

  570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда

3. Мухаммед – основатель ислама Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл

3. Мухаммед – основатель ислама

  • Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл "посланником Бога" - его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.
3. Мухаммед – основатель ислама Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб (Медина). Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.  Запись в тетради:  622 г.- год хиджры. Масджид ан-Набави. «Мечеть пророка Мухаммада»

3. Мухаммед – основатель ислама

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб (Медина). Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради:  622 г.- год хиджры.

Масджид ан-Набави. «Мечеть пророка Мухаммада»

3. Мухаммед – основатель ислама Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда - мечеть. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г . большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

3. Мухаммед – основатель ислама

  • Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда - мечеть. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г . большинство арабов приняло новую религию и новую власть.
Объединению арабских племен способствовала новая религия – ИСЛАМ.

Объединению арабских племен способствовала новая религия – ИСЛАМ.

Только после смерти Пророка все откровения были собраны й переписаны.

Только после смерти Пророка все откровения были собраны й переписаны.

Коран («чтение») – священная книга мусульман, состоит из 114 сур, которые делятся в свою очередь на аяты.  Как и в библии в Коране говорится о том, что Аллах сотворил землю за шесть дней.

Коран («чтение») – священная книга мусульман, состоит из 114 сур, которые делятся в свою очередь на аяты. Как и в библии в Коране говорится о том, что Аллах сотворил землю за шесть дней.

Работая с текстом учебника п. 4 § 9, охарактеризуйте правила поведения мусульман. Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него. Намаз (пять раз в день) Закят (пожертвование) Пост в месяц Рамадан Паломничество в Священный город Мекку (хадж) Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название

Работая с текстом учебника п. 4 § 9, охарактеризуйте правила поведения мусульман.

  • Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.
  • Намаз (пять раз в день)
  • Закят (пожертвование)
  • Пост в месяц Рамадан
  • Паломничество в Священный город Мекку (хадж)
  • Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").
4. Возникновение и распад Арабского халифата Работая с п. 5 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания. Работая с п. 6, 7 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания. Работая с п. 8 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.

4. Возникновение и распад Арабского халифата

  • Работая с п. 5 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.
  • Работая с п. 6, 7 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.
  • Работая с п. 8 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.
Подумаем Что общего в причинах распада империи Карла Великого и Арабского халифата? В чем различия? Почему такие огромные государства были непрочными?

Подумаем

  • Что общего в причинах распада империи Карла Великого и Арабского халифата? В чем различия?
  • Почему такие огромные государства были непрочными?
Проверим свою память 1) Государство не должно издавать законы, т.к. … все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять 2) Правила поведения мусульман называются  шариатом 3) Мусульманская мораль приписывала: не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей 4) Мусульманам запрещалось… пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством 5) Мусульманам разрешалось.. иметь 4 жены

Проверим свою память

  • 1) Государство не должно издавать законы, т.к. …
  • все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять
  • 2) Правила поведения мусульман называются
  • шариатом
  • 3) Мусульманская мораль приписывала:
  • не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей
  • 4) Мусульманам запрещалось…
  • пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством
  • 5) Мусульманам разрешалось..
  • иметь 4 жены
Домашнее задание: Для сильных учеников: § 9, прочесть, ответить на вопросы устно. Подготовить развернутое размышление на тему «Мусульманские и христианские порядки: сходства и различия» Для средних учеников: § 9, прочесть, ответить на вопросы устно. Ответ на вопрос 4 (оранжевая рамка) Для слабых учеников: § 9, прочесть, ответить на вопросы устно.

Домашнее задание:

  • Для сильных учеников: § 9, прочесть, ответить на вопросы устно. Подготовить развернутое размышление на тему «Мусульманские и христианские порядки: сходства и различия»
  • Для средних учеников: § 9, прочесть, ответить на вопросы устно. Ответ на вопрос 4 (оранжевая рамка)
  • Для слабых учеников: § 9, прочесть, ответить на вопросы устно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!