Просмотр содержимого документа
«Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»
Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.
Опрос домашнего задания:
Вспомним:
- Что такое религия?
- Когда и почему она зародилась?
- Когда появилось христианство?
- Какую роль оно сыграло в жизни античного мира?
План урока:
- Природа и занятия населения Аравии
- Племена бедуинов
- Мухаммед – основатель ислама
- Возникновение и распад Арабского халифата
Что способствовало объединению арабских племен?
Почему арабы так легко покоряли соседние страны?
Спутниковый снимок Аравийского полуострова
Аравийский полуостров. Физическая карта
Как жили бедуины…
- отрывки стихов арабских поэтов:
- В опасности племя моё Я готов умереть Враги угрожают, иду без боязни в сраженья…
Как жили бедуины…
- отрывки стихов арабских поэтов:
- Мы мстим за убийство, своих соплеменников И наше возмездие Неотвратимо…
Как жили бедуины…
- отрывки стихов арабских поэтов:
- Того, кто дерзнёт От рода отречься открыто, Терзают клинки И тяжёлые топчут копыта…
Как жили бедуины…
- отрывки стихов арабских поэтов:
- А я ведь друзей нахожу И в убогих шатрах И там, где в богатстве Живёт не одно поколение…
Как жили бедуины…
- Множество племен
- Кровная месть
- Междоусобные войны
- Многобожие
- Вражда вождей
- Усиление неравенства
Иллюстрация в учебнике, страница 70.
Что рисунок может рассказать о жизни арабов?
Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств.
Храм Кааба («куб») в Мекке
Причины объединения арабских племен
- Прекращение вражды между племенами
- Борьба с внешними врагами
- Упадок торговли
- Желание знати объединить племена с целью укрепления власти над бедняками
- Стремление знати объединить племена с целью захвата соседних стран
3. Мухаммед – основатель ислама
- Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак.
570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда
3. Мухаммед – основатель ислама
- Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл "посланником Бога" - его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.
3. Мухаммед – основатель ислама
Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб (Медина). Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.
Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.
Масджид ан-Набави. «Мечеть пророка Мухаммада»
3. Мухаммед – основатель ислама
- Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда - мечеть. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г . большинство арабов приняло новую религию и новую власть.
Объединению арабских племен способствовала новая религия – ИСЛАМ.
Только после смерти Пророка все откровения были собраны й переписаны.
Коран («чтение») – священная книга мусульман, состоит из 114 сур, которые делятся в свою очередь на аяты. Как и в библии в Коране говорится о том, что Аллах сотворил землю за шесть дней.
Работая с текстом учебника п. 4 § 9, охарактеризуйте правила поведения мусульман.
- Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.
- Намаз (пять раз в день)
- Закят (пожертвование)
- Пост в месяц Рамадан
- Паломничество в Священный город Мекку (хадж)
- Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").
4. Возникновение и распад Арабского халифата
- Работая с п. 5 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.
- Работая с п. 6, 7 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.
- Работая с п. 8 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.
Подумаем
- Что общего в причинах распада империи Карла Великого и Арабского халифата? В чем различия?
- Почему такие огромные государства были непрочными?
Проверим свою память
- 1) Государство не должно издавать законы, т.к. …
- все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять
- 2) Правила поведения мусульман называются
- 3) Мусульманская мораль приписывала:
- не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей
- 4) Мусульманам запрещалось…
- пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством
- 5) Мусульманам разрешалось..
Домашнее задание:
- Для сильных учеников: § 9, прочесть, ответить на вопросы устно. Подготовить развернутое размышление на тему «Мусульманские и христианские порядки: сходства и различия»
- Для средних учеников: § 9, прочесть, ответить на вопросы устно. Ответ на вопрос 4 (оранжевая рамка)
- Для слабых учеников: § 9, прочесть, ответить на вопросы устно.