СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение слуховых ощущений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном тезисе кратко рассмотрен процесс возникновения слуховых ощущений в целях общего просвещения в вопросе слуха и его нарушений. Будет интересно педагогам, работающих с детьми с нарушениями слуха

Просмотр содержимого документа
«Возникновение слуховых ощущений»

УДК 612.85.01

С. О. Баторова


ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ


Слуховые ощущения- это создаваемые нашим мозгом отображения звуковых волн в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц, воздействующих на слуховой анализатор. Так что справедливо считать, что слышим мы не ухом, а мозгом.

Слуховые ощущения характеризуются высотой, которая зависит от частоты колебаний звуковых волн, громкостью или силой звука, определяющейся амплитудой колебаний, и тембром звучания- периодических изменений высоты и громкости.

Звуки с колебаниями большей частотой мы воспринимаем как высокие звуки и наоборот, звуки с меньшей частотой как низкие звуковые волны. Сила звука- это качество звука, зависящее от размаха колебаний от высшей и низшей точки подъема и падения звуковой волны, т.е. чем сильнее размах, тем сильнее звук. Так же не стоит забывать, что громкость звука зависит и от расстояния между источником звука и слухового анализатора.

Все слуховые ощущения делятся на три вида: шумы, отличающиеся непериодическими колебаниями звуков, непостоянной частотой и амплитудой, музыкальные тона, являющиеся периодическими звуковыми колебаниями с устойчивой частотой и речевые ощущения, сочетающие в себе музыкальные тона и шумы.

Слуховые ощущения формируются в пространстве слухового анализатора, представленного тремя отделами. Периферический отдел состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, которые обеспечивают передачу звуковых колебаний волосковым клеткам. Проводниковый отдел представлен слуховым нервом, берущий свое начало от улитки до подкорковых структур головного мозга. Теперь центральный отдел слухового анализатора, а именно ядра Варолиева моста, мозжечка и задних бугров четверохолмия производит анализ слуховой информации.

Но рассмотрим процесс возникновения слуховых ощущений подробнее, опираясь на работы Королевой И.В.

Физический раздражитель, воспринимаемый нами как звук, является волновым изменением давления воздуха, т.е. колебания. Эти звуковые колебания улавливаются и усиливаются до 17 дБ наружным слуховым проходом, где вызывают ответные колебания барабанной перепонки. Затем усиленные колебания передаются цепи слуховых косточек: молоточек, стремя и наковальня, представленные системой рычагов и соединенные между собой суставами. Рукоятка молоточка присоединена к центру барабанной перепонки, его головка с телом наковальни, а наковальня сочленяется с головкой стремени. Основание стремени входит в овальное окно. Данная система передает звуковые колебания от барабанной перепонки к овальному окну и усиливает их, что позволяет преодолеть сопротивление мембраны овального окна и передать колебания перилимфе внутреннего уха.

Колебания мембраны овального окна приводит в движение жидкость в улитке, что в свою очередь вызывает колебания базилярной мембраны, где расположены волосковые клетки. Это вызывает смещение и раздражение волосков, в результате создается слабые электрические потенциалы. На этом этапе происходит преобразование звуковых колебаний в электрические сигналы.

Под воздействием потенциалов выделяется химический медиатор, который раздражает окончания волокон слухового нерва. Это приводит к возникновению электрического импульса, который по слуховому нерву передается к подкорковым слуховым центрам головного мозга. Здесь происходит анализ информации о высоте, громкости и тембре звука, о локализации источника. Далее первично обработанная информация передается в корковые центры мозга, где осуществляется основная переработка звуковой информации, узнавание, запоминание, интерпретация речевых и неречевых сигналов, формируются основные слуховые ощущения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!