СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Возникновение земледелия и скотоводства»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе " Возниковение скотоводства и земледелия" содержит  два задания по проверке домашнего задания, схемы для изучения новой темы  и таблицу для первичного закрепления материала. Можно оценить работу обучающихся на уроке сразу двумя отметками

Просмотр содержимого документа
««Возникновение земледелия и скотоводства»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СКАЛИСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ












Методическая разработка

урока истории в 5 классе

по теме:

«Возникновение земледелия и скотоводства»









Автор разработки:

Минина Алёна Тулеубаевна

учитель истории


























с.Скалистое

Тема: Возникновение земледелия и скотоводства

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые приве­ли к созданию надежных источников питания людей; продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, переска­зывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, ус­ловия жизни, способы охоты).

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира.

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»

Подготовка устных ответов по домашнему заданию (5 уч-ся)

1.Как была найдена впервые пещерная живопись?

2.Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с архео­логом Саутуолой?

3.Что обозначает понятие «искусство»?

4.Почему древние люди чаще всего изображали животное, кото­рого поразил своим оружием человек?

5.Почему в могилы люди клали различные предметы?

Примерные ответы учащихся

Археолог Саутуола проводил раскопки в пещере Альтамира в Ис­пании. Маленькая дочь заметила на потолке изображение быков. Ока­залось, что эти рисунки делали древние люди. Так появилась живопись и искусство. Они иногда изображали быков, пораженных копьями. По­чему же эти рисунки помещены глубоко в пещерах? Ученые не знают пока. Чтобы охота была удачной, человек дотрагивался до изображения животного своим оружием. Так появилась сверхъестественная связь между людьми и их рисунками. Человек не мог объяснить сложные явления природы. Поэтому появилась религия, то есть вера в сверхъ­естественные существа.

Работа с классом. Тест «Да» или «Нет»



1.история - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.

2.исторический источник-- древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству

3. Главным отличием древнейшего человека от животного была его способность изготавливать орудия труда.

4.Искусство - творческое отражение действительности.

5. орудия труда, это то, чем человек работает

6. религия, наука, изучающая прошлое и настоящее человечества

7.родовая община-коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хо­зяйство

8.Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

9.Гарпун и копье- это орудия труда для использования на различных видах охоты

10.Человеческое стадо -это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

Взаимопроверка в парах.

Ключи: 1-нет, 2-нет,3-да,4-да,5-да,6 – нет,7-да,8-да,9-да,10 –нет

Оценивание: 1ответ=1 балл: 10-9 б. –«5»,8-9б.-«4», 7-6б.-«3», 5 и ниже- «2»



3. Переход к изучению новой темы

На доске: тема урока, новые слова: ста­рейшина. Неолитическая революция. Племя




Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваиваю­щим. Но примерно 10 тыс. лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству

(схему в тетрадь )

Вопрос классу: Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям? (выступление опережающей группы)

Физминутка

Стороны света надо знать,
Чтобы карту уметь прочитать.
И чтобы каждый назвать их смог:
Север 
(хлопок руками над головой)
Юг 
(хлопок)
Запад 
(хлопок с поворотом корпуса налево)
Восток 
(хлопок с поворотом корпуса направо) (повторить 2 раза)
Закройте глаза и не спешите
Носом стороны вы покажите. 
(наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)



4.Изучение новой темы

Записываем в тетрадь, с пояснением учителя

      1. Неолитическая революция – это переход человечества от присваивающего типа хозяйствования к производящему.

      2. Земледелие: мотыжное (мотыга)

Пахотное (плуг)

Подсечно-огневое (мотыга, плуг, топор)



3.Скотоводство: домашнее (собака, свиньи, козы, коровы)

Отгонное (пастбища)

4.Ремесло: гончарство (гончарный круг),глина

обработка металла (медь)- первый металл

ткачество

5.Племя

Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объедини­лись в племя. Племенем управлял совет старейшин. Старейшина – самый опытный и мудрый старик, знавший повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Для военных действий выбирается вождь.

Внутри племени выделилась- схема в тетрадь

Знать/ неравенство/ эксплуатация/ государство

Знатные/ богатые и бедные/ зависимость / организация общества, которое обеспечивает господствующее положение

Распад родовой общины сопровождался выделением отдельно живущей семьи и привел к появлению соседской общины. Семья живет в своем доме, обрабатывает свой надел.



5.Работа с картой.

  • По легенде карты (с. 7 Вигасина) определите, каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия. (Зеленым.)

  • Как называется этот район? (Западная Азия.)

  • Закрасьте на контурной карте древнейший район земледелия.с.1,з.1



6.Закрепление изученного материала

        1. Выполни задание

община

соседская

родовая

Как ведут хоз.

семья

Все вместе

Как распред. урожай

Глава общины

Общий котел

Какой состав общины

Не связаны родством

родственники



7. Подведение итогов. Рефлексия.Упражнение «Минутка»

8.Домашнее задание: на «3»прочитать § 4

на «4»,прочитать § 4; уметь объяснять понятия «старейшина», «племя», «производящее хо­зяйство», «присваивающее хозяйство»;

на «5» прочитать § 4; 5 уметь объяснять понятия «старейшина», «племя», «производящее хо­зяйство», «присваивающее хозяйство».