СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение земледелия и скотоводства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возникновение земледелия и скотоводства»

План-конспект урока

Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати»



Цель урока: дать представление о возникновении земледелия и скотоводства, новых орудиях труда первобытных людей.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

  • формирование уважительного отношения к культуре своего и других народов

Предметные:

  • овладеть представлениями об историческом пути народов

  • работать с исторической картой, анализировать

  • выявить закономерности в изменении жизни людей с появлением земледелия и скотоводства

Метапредметные:

  • формирование навыка учебного сотрудничества

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Тип урока: комбинированный 

Образовательный ресурс: учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. Для образоват. Организиции / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; пол ред. А. А. Искендерова. – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. 303 с., карта, презентация.



Этап

Содержание

Деятельность учащихся

  1. Организационный


Здравствуйте, садитесь. Проверка отсутствующих


  1. Проверка домашнего задания

Рассказы




Скажите, что мы с вами изучали на прошлом уроке?


Ответ на 4 вопрос.

Решают кроссворд (4 человека)

*Опрос-тест 5 вопросов

1. К какому виду исторических источников относят пещерную живопись

2.Как называется пещера, в которой первой обнаружили древнейшие рисунки.

3.Что изображали древнейшие художники на стенах пещеры (не менее 3-х)

4. Первобытные люди клали в могилу сородичей одежду и орудия, потому что

5.Религия – это

Ответы устно

1.Расскажите, как была найдена первая пещера и что нашли.

2. Чем ученые объясняют рисунки животных

3.Почему у первобытных людей зародилась вера в сверхъестественные явления?

Высказывают

Возникновение земледелия и скотоводства

Ответ на 4 вопрос (2)

Работают 4 – кроссворды (4 кто составлял)

Опрос -тест – 7-8

Ответы устно - 3

Переход к новому материалу

13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление. Ледник таял и отступал на север.

Измелились ли наши предки?


  1. Изучение нового материала

Мотивация

*Посмотрите на слайд, что вы видите? Расположите как менялась внешность человека и объясните.

Итак, эволюция – это процесс его развития.

Вспомните и назовите основные орудия труда древнейших людей. В чем их эволюция.

Как вы думаете остановился человек в своем развитии?

*Давайте запишем темы: «Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати».

Что мы должны будем сегодня узнать?

*План урока:

1.Возникновение земледелия. Изготовление плуга

2.Возникновение скотоводства

Появление глиняной посуды и ткачества. Развитие ремесла.

4.Родовая община

5.Выделение знати

Высказывают предположение








Запись в тетрадь

Проблемный вопрос

Перечислите условия, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства.

Ответить в конце урока


1.Возникновение земледелия

Представьте, что мы с вами перенеслись на 10 тыс. лет назад в Западную Азию и оказались в древнем родовом поселении.

Дома сделаны их глины, огорожено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг деревья и кустарники.

Жители поселения охотятся на диких животных, женщины занимаются собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы – серпом (из дерева или кости со вставленными острыми камешками). И возвращаясь с поля, она запнулась и упала рассыпав колоски. Собрала зерна и пошла домой. Часть осталась лежать, пошел дождь, и зерна прорости.

Какой вывод могли сделать наши предки?

Они поняли, что зерна, брошенные в землю, дают плоды. Так возникло земледелие. Постепенно они овладели культурой возделывания земли.

Обратитесь к учебнику с. 20 и

Гр.1Скажите, какие орудия труда появились?

Какое преимущество получили наши предки?

Давайте запишем в тетрадь что мы узнали.

Обратиться к карте, где расположены районы распространения земледелия


Гр2.Однако мотыжное земледелие было тяжелым занятием. Стр. 25

- Почему?

-Что было придумано?

-Чему это способствовало?


Слушают отвечают








Отвечают

Запись в тетрадь

Возникновение земледелия

- Земледелие зародилось в Западной Азии и возникло из собирательства более 10тыс. лет назад

Собирательство – земледелие

Земледелие – возделывание, обработка земли с целью выращивания с/х культур

- Новые виды орудия труда (каменный топор, деревянная мотыга, серп)

-Люди выращивали дикий ячмень и пшеницу

- Земледелие обеспечивало человека постоянной растительностью (зерновые культуры)



Карта







Появился Плуг

Расширены зоны поселения


2. Возникновение скотоводства

Издавна рядом с поселениями селились дикие животные, а также мужчины с охоты приносили детенышей убитых животных. Их можно было вскармливать и приручать. Первым домашним животным стала собака. Она охраняла жилище, помогала охотникам выслеживать и гнать зверя. Потом люди приручили и одомашнили свиней, корову, козу, лошадей.

(Схему приручения животных).

Гр.3Как возникло скотоводство?

Охота- скотоводство

Какую роль оно сыграло в жизни людей?

Давайте запишем в тетрадь что мы узнали.




Запись в тетрадь

Приручение животных

-Скотоводство возникло из охоты

Приручение и вскармливание детёнышей животных

Охота – скотоводство

Скотоводство - разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения мяса, шкур и других  продуктов

Люди приручали собаку, коз, корову, лошадей

-Скотоводство обеспечивало постоянное воспроизводство животных и стабильное потребление человеком животных продуктов (мясо, молоко, шерсть)


От присваивающего хозяйства предки перешли к производящему хозяйству.

Что такое присваивающее хозяйство?

Человек выводил новые сорта растений и новых виды скота.

Жизнь его зависела не от природы, а от его труда и умений. При производящем хозяйстве человек сам производил все что необходимо для жизни. Жизнь людей улучшилась, и население земного шара резко увеличилась.




Запись в тетрадь

Переход от присваивающего хозяйства к производящему


Итак, с возникновением скотоводства и земледелия люди получили возможность перейти к оседлому образу жизни.

Скотоводство и земледелие обеспечили людей пищей, что дало возможность заниматься ремеслом. (Появляется глиняная посуда, ткачество, одежда из льняного полотна и шерстяная ткань)

Гр.3 Как проходило развитие ремесла?

-Кто такие ремесленники?

-Обработка металлов?

Записать схему

скотоводства и земледелия – оседлый образ жизни.

скотоводства и земледелия – ремесло

ремесло -изготовление различных изделий




Около 10 тыс лет назад в Западной Азии появилась – обработка металлов. Медь – первый метал.

Золото, серебро

Вывод-

Перерод

Переход к скотоводству и земледелию позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин.






3. Родовая община

Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилье, очаг


Гр. 4 Откройте учебник на с. 23. Попробуем создать схему управления людей разными сферами жизни в период возникновения скотоводства и земледелия.

Несколько родовых общин, живших в одной местности, составляли племя. (юноши и девушки вступали в брак, т.к в своем роду нельзя было жениться)

Племя – объединение нескольких родов, живущих в одной местности


Землевладельцы с изобретением плуга стали зажиточнее, они делились запасами. Старейшинами делились участки. Каждая семья – получала участок.



Запись в тетрадь

Родовая община



Работа с учебником

Составляем схему

Собрание сородичей для решения общих дел

Выбирают совет старейшин

Управляют родовыми общинами, разбирают споры, руководят праздниками, делят собранное зерно, определяют наказание, следят за работай












Гр. 5

- Новый порядок землевладельцев.

Появляется соседская община

Так родовая община постепенно превращалась в соседскую, где были не родственные, а соседские отношения.

Соседская община – это объединение семей, живущих в одной местности и раздельно владеющих своим имуществом, ведущих хозяйство раздельно

Гр. 6

-Выделение знати

Появление неравенства (богатые бедные, знатные, незнатные)

Вожди/ старейшины/соплеменники

Крупные поселения превращались в города

Вожди – царей (правители государства)


Каждая семья заботилась о себе. Могли совместно помогать друг другу.


Запись в тетрадь

Соседская община – это объединение семей, живущих в одной местности и раздельно владеющих своим имуществом, ведущих хозяйство раздельно


Почему самым страшным было изгнание из общины?


Вопрос

Перечислите условия, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства

-благоприятные климатические условия

-наблюдательность древних людей

-новые виды орудия труда

  1. Рефлексия


Подведем итог, того, что мы узнали на уроке.

Таким образом, мы видим, что первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Возникло скотоводство и земледелие. – оседлый образ жизни – увеличение населения.

Проверим как вы усвоили материал.

1.Впишите недостающие слова

2.Расположите занятия по типам хозяйства (Производящее, присваивающее)

Собирательство, скотоводство, охота, земледелие, ремесло

.Чем родовая община отличается от соседской?

3. Составьте рассказ о возникновении земледелия используя слова- помощники

Женщины нашего рода… она упала … заметила что, упавшие на землю …, поэтому … Что привело к появлению …. И способствовало …

?Составьте рассказ о возникновении скотоводства

Мужчины отправляясь на охоту… забирали их … Потом они помогали человеку…

Постепенно человек … корову, .. лошадей…

Так появилось ….

Давайте расположим на ленте времени


Схему

скотоводство и земледелие. – оседлый образ жизни – увеличение населения





  1. Оценивание




  1. Домашнее задание

Читать параграф 4-5. Учить записи в тетради

  1. Прочитайте учебник на с. 20 скажите:

Какие орудия труда появились?





  1. Прочитайте учебник на с. 20 скажите:

Какое преимущество получили древнейшие люди?





  1. Прочитайте учебник на с. 25 скажите:

Почему мотыжное земледелие было тяжелым?







  1. Прочитайте учебник на с. 25 скажите:

Что было изобретено людьми. Чему оно способствовало?







  1. Прочитайте учебник на с. 20-21 скажите:

Как возникло скотоводство?





  1. Прочитайте учебник на с. 20-21 скажите:

Какую роль играло скотоводство в жизни людей?





  1. Прочитайте учебник на с. 24 скажите:

Как проходило развитие ремесел?





  1. Прочитайте учебник на с. 24 скажите:

Кто такие ремесленники. Расскажите об обработке металлов?







  1. Прочитайте учебник на с. 25-26 скажите:

Каков был новый порядок ведения хозяйства?







  1. Прочитайте учебник на с. 26-27 скажите:

Расскажите о выделение знати.



____________________________

1.К какому виду исторических источников относят пещерную живопись



2.Как называется пещера, в которой первой обнаружили древнейшие рисунки.



3.Что изображали древнейшие художники на стенах пещеры (не менее 3-х)




4. Первобытные люди клали в могилу сородичей одежду и орудия, потому что




5.Религия – это





____________________________

1.К какому виду исторических источников относят пещерную живопись




2.Как называется пещера, в которой первой обнаружили древнейшие рисунки.




3.Что изображали древнейшие художники на стенах пещеры (не менее 3-х)




4. Первобытные люди клали в могилу сородичей одежду и орудия, потому что




5.Религия – это



____________________________

1.К какому виду исторических источников относят пещерную живопись



2.Как называется пещера, в которой первой обнаружили древнейшие рисунки.



3.Что изображали древнейшие художники на стенах пещеры (не менее 3-х)




4. Первобытные люди клали в могилу сородичей одежду и орудия, потому что




5.Религия – это





____________________________

1.К какому виду исторических источников относят пещерную живопись




2.Как называется пещера, в которой первой обнаружили древнейшие рисунки.




3.Что изображали древнейшие художники на стенах пещеры (не менее 3-х)



4. Первобытные люди клали в могилу сородичей одежду и орудия, потому что





5.Религия – это



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!