СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение философии и её место в системе знаний.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения

зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей в философии.

Материя и сознание (дух) две неразрывные и в то же время противоположные

характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии онтологическая и гносеологическая.

В  зависимости  от  онтологической  и  гносеологической  сторон  в  философии

выделяются основные направления соответственно материализм и идеализм, а

также эмпиризм и рационализм.

2)Две стороны основного вопроса философии.

А)  Онтологическая  (бытийная)  сторона  основного  вопроса  философии  заключается  в

постановке и решении проблемы: что первично материя или сознание?

Философские  направления,  выделяемые  при  рассмотрении  онтологической  (бытий

ной) стороны основного вопроса философии.объективный идеализм;субъективный идеализм;материализм

Просмотр содержимого документа
«Возникновение философии и её место в системе знаний.»

Предмет: Основы философии

Тема урока: Возникновение философии и её место в системе знаний.

Основной вопрос философии

Тип урока: комбинированный

Вид учебного занятия: Теоретический

Цель урока:

Задачи :

Методы обучения и приемы:репродуктивный, лекция беседа.

Оборудование: слайды, фильм.


Ход урока:


1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

1. Кому не нужна философия?
2.Кому нужна философия?
3. Можно ли научить философии?

3. Изучение нового материала

Основной вопрос и основные направления философии.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию,

а бытия к мышлению (сознанию).

1)Особенности

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения

зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей в философии.

Материя и сознание (дух) две неразрывные и в то же время противоположные

характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии онтологическая и гносеологическая.

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии

выделяются основные направления соответственно материализм и идеализм, а

также эмпиризм и рационализм.

2)Две стороны основного вопроса философии.

А) Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в

постановке и решении проблемы: что первично материя или сознание?

Философские направления, выделяемые при рассмотрении онтологической (бытий

ной) стороны основного вопроса философии.объективный идеализм;субъективный идеализм;материализм;вульгарный материализм;дуализм;деизм.

Б) Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса заключается в том,

познаваем или непознаваем ли мир,что первично в процессе познания.

Философские направления при рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны

основного вопроса философии.

-гностицизм;

-агностицизм;

-эмпиризм

-рационализм.

Онтологическая сторона основного вопроса философии.

Материализм(«линия Демокрита») направление в философии, сторонники которго считали, что в отношениях материи и сознании и первичной является материя.

1)Основные положения.материя реально существует;материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто либо или нет);

-материя является самостоятельной субстанцией не нуждается в своем существовании ни

в чем, кроме самой себя;

-материя существует и развивается по своим внутренним законом;

сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя

(материю);

-сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

-сознание определяется материей (бытием).

2)Особенности.

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит;

философы милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк;

Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс;

Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма опора на науку, в особенности на точные и естественные

(физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений

материалистов.

Слабая сторона материализма недостаточное объяснение сущности сознания, наличие

явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление вульгарный материализм. Его

представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются

исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии,

ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в

демократической Греции, эллистинистических государствах, Англии периода буржуазной

революции (XVIIв.), Франции XVIIIв., СССР и социалистических странах в XXв.Идеализм («линия Платона») направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания считали сознание (идею, дух).

1)Самостоятельные направления, выделяемы е в идеализме

А) объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

Основные положения:

Реально существует только идея;

Идея первична;

Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;«мир идей» (эйдосов) изначально существует в мировом разуме (Божественном

Замысле и т.д.);

«мир вещей»

материальный мир

не имеет самостоятельного существования и

является воплощением «мира идей»;

Каждая единичная вещь воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например,

лошадь воплощение общей идеи лошади, дом идеи дома, корабль идеи корабля

и т.д.);

Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог

Творец;

Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего

сознания.

2)Субъективный идеализм (Беркли,Юм и др.)

Основные положения:все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

идеи существуют в разуме человека;

образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека

через чувственные ощущения;

вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

3)Особенности.

Слабая черта идеализма отсутствие достоверного (логического) объяснения

самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь

(механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции,

средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других

странах Западной Европы.

Дуализм наряду с деизмом относится к промежуточным (компромиссным) течениям философии, тогда как материализм и идеализм являются полярными (конкурирующими) главными направлениями. Был основан Декартом.

Основные положения:oсуществует две независимые субстанции материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

-все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных

субстанций ( материальные вещи от материальной, идеи от духовной);

-в человеке соединяются одновременно две субстанции и материальная, и духовная;

-материя и сознание (дух) две противоположные и взаимосвязанные стороны единого

бытия;

-основного вопроса философии (что первично материя и сознание) в действительности не

существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм направление философии, сторонники которого (преимущественно французские

просветители XVIIIв.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога , практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Эмпиризм.

Особенности.

1)основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

2)Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные

ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и

чувственных ощущениях»).

Рационализм.

Особенности.

1)основоположником рационализма (от лат. ratioразум) считается Р. Декарт.

2)Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.(Во первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение мысль деятельность

разума. Вовторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не

нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, «Бог существует». «У квадрата

равные углы». «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

Иррационализм(Ницше, Шопенгауэр) выделяется в качестве направления. Согласно

иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

Гностицизм, представителями которого являются, как правило материалисты.

Основные положения.

-мир познаваем;

-возможности познания неограниченны.

Агностицизм,к числу видных теоретиков которого принадлежал Иммануил Кант (1724-1804).

Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует Бога не существует. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано,

поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи «вещи в себе».

Основные положения:

мир непознаваем;

возможности познания ограничены познавательные возможностями человеческого разума.

Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его

перспективы.

Особенности:

1)в настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой;

2)в XXв. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания

традиционному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

3)Ясперс, Хайдеггер, Камю и др., заложили основы того, что в будущем может появиться

другой основной вопрос философии проблема экзистенционализма, то есть проблема

человека, его существования, управления собственным духовным

миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла своего места жизни, счастья.

4. Закрепление

Самостоятельная работа по теме "Происхождение философии. Философия как наука. О предмете философии и ее месте в системе научного знания"

Составить конспект по темам: "Вопросы философии. Основные категории и понятия философии", Специфика философского знания и его функции", "Роль и место философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей".

Методические рекомендации по составлению конспекта

 

1.      Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2.      Выделите главное, составьте план;

3.      Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4.      Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5.      Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание-учить конспект.