Предмет: Основы философии
Тема урока: Возникновение философии и её место в системе знаний.
Основной вопрос философии
Тип урока: комбинированный
Вид учебного занятия: Теоретический
Цель урока:
Задачи :
Методы обучения и приемы:репродуктивный, лекция беседа.
Оборудование: слайды, фильм.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1. Кому не нужна философия?
2.Кому нужна философия?
3. Можно ли научить философии?
3. Изучение нового материала
Основной вопрос и основные направления философии.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию,
а бытия к мышлению (сознанию).
1)Особенности
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения
зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей в философии.
Материя и сознание (дух) две неразрывные и в то же время противоположные
характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии онтологическая и гносеологическая.
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии
выделяются основные направления соответственно материализм и идеализм, а
также эмпиризм и рационализм.
2)Две стороны основного вопроса философии.
А) Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в
постановке и решении проблемы: что первично материя или сознание?
Философские направления, выделяемые при рассмотрении онтологической (бытий
ной) стороны основного вопроса философии.объективный идеализм;субъективный идеализм;материализм;вульгарный материализм;дуализм;деизм.
Б) Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса заключается в том,
познаваем или непознаваем ли мир,что первично в процессе познания.
Философские направления при рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны
основного вопроса философии.
-гностицизм;
-агностицизм;
-эмпиризм
-рационализм.
Онтологическая сторона основного вопроса философии.
Материализм(«линия Демокрита») направление в философии, сторонники которго считали, что в отношениях материи и сознании и первичной является материя.
1)Основные положения.материя реально существует;материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто либо или нет);
-материя является самостоятельной субстанцией не нуждается в своем существовании ни
в чем, кроме самой себя;
-материя существует и развивается по своим внутренним законом;
сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя
(материю);
-сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
-сознание определяется материей (бытием).
2)Особенности.
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит;
философы милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк;
Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс;
Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма опора на науку, в особенности на точные и естественные
(физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений
материалистов.
Слабая сторона материализма недостаточное объяснение сущности сознания, наличие
явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление вульгарный материализм. Его
представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются
исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии,
ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в
демократической Греции, эллистинистических государствах, Англии периода буржуазной
революции (XVIIв.), Франции XVIIIв., СССР и социалистических странах в XXв.Идеализм («линия Платона») направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания считали сознание (идею, дух).
1)Самостоятельные направления, выделяемы е в идеализме
А) объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
Основные положения:
Реально существует только идея;
Идея первична;
Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;«мир идей» (эйдосов) изначально существует в мировом разуме (Божественном
Замысле и т.д.);
«мир вещей»
материальный мир
не имеет самостоятельного существования и
является воплощением «мира идей»;
Каждая единичная вещь воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например,
лошадь воплощение общей идеи лошади, дом идеи дома, корабль идеи корабля
и т.д.);
Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог
Творец;
Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего
сознания.
2)Субъективный идеализм (Беркли,Юм и др.)
Основные положения:все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
идеи существуют в разуме человека;
образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека
через чувственные ощущения;
вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
3)Особенности.
Слабая черта идеализма отсутствие достоверного (логического) объяснения
самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь
(механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции,
средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других
странах Западной Европы.
Дуализм наряду с деизмом относится к промежуточным (компромиссным) течениям философии, тогда как материализм и идеализм являются полярными (конкурирующими) главными направлениями. Был основан Декартом.
Основные положения:oсуществует две независимые субстанции материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
-все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных
субстанций ( материальные вещи от материальной, идеи от духовной);
-в человеке соединяются одновременно две субстанции и материальная, и духовная;
-материя и сознание (дух) две противоположные и взаимосвязанные стороны единого
бытия;
-основного вопроса философии (что первично материя и сознание) в действительности не
существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм направление философии, сторонники которого (преимущественно французские
просветители XVIIIв.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога , практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Гносеологическая сторона основного вопроса философии.
Эмпиризм.
Особенности.
1)основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
2)Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные
ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и
чувственных ощущениях»).
Рационализм.
Особенности.
1)основоположником рационализма (от лат. ratioразум) считается Р. Декарт.
2)Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.(Во первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение мысль деятельность
разума. Вовторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не
нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, «Бог существует». «У квадрата
равные углы». «Целое больше, чем его часть» и т.д.).
Иррационализм(Ницше, Шопенгауэр) выделяется в качестве направления. Согласно
иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
Гностицизм, представителями которого являются, как правило материалисты.
Основные положения.
-мир познаваем;
-возможности познания неограниченны.
Агностицизм,к числу видных теоретиков которого принадлежал Иммануил Кант (1724-1804).
Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует Бога не существует. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано,
поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи «вещи в себе».
Основные положения:
мир непознаваем;
возможности познания ограничены познавательные возможностями человеческого разума.
Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его
перспективы.
Особенности:
1)в настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой;
2)в XXв. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания
традиционному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
3)Ясперс, Хайдеггер, Камю и др., заложили основы того, что в будущем может появиться
другой основной вопрос философии проблема экзистенционализма, то есть проблема
человека, его существования, управления собственным духовным
миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла своего места жизни, счастья.
4. Закрепление
Самостоятельная работа по теме "Происхождение философии. Философия как наука. О предмете философии и ее месте в системе научного знания"
Составить конспект по темам: "Вопросы философии. Основные категории и понятия философии", Специфика философского знания и его функции", "Роль и место философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей".
Методические рекомендации по составлению конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание-учить конспект.