СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение земледелия и скотоводства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

1. Мотыжное земледелие.

2. Скотоводство.

3. Обработка глины и ткачество.

4. Племя.

Новые понятия: Зернотерка, керамика, старейшина.

 

Просмотр содержимого документа
«Возникновение земледелия и скотоводства»

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ


Возникновение земледелия и скотоводства

Проверка домашнего задания:

1. Долгое время ученые не знали о том, что первобытные люди умели рисовать. Расскажите, как была открыта пещерная живопись.

2. Опишите по рисункам учебника (с. 18—19) изображения, созданные первобытными художниками. Какую роль играли животные в жизни людей? Почему первобытные люди создавали фигурки женщин?

3. Как ученые узнали, что у первобытных людей возникла вера в колдовство? Ответить на вопрос помогут резные изображения зверей (с. 17).

4. Опишите по рисунку (с. 17) раскопанную древнюю могилу. Что можно узнать в результате раскопок древних могил?

5. Как представляли себе «страну мертвых» первобытные люди?

6. Расскажите о вере в оборотней. Кого так называют?



План:

1. Мотыжное земледелие.

2. Скотоводство.

3. Обработка глины и ткачество.

4. Племя.


Новые понятия: Зернотерка, керамика, старейшина.


Изучение нового материала:


1. Возникновение скотоводства и земледелия.

Представьте себе, поселок где-нибудь в жаркой южной стране приблизительно 10 тыс. лет назад. Поселок состоит из нескольких хижин, он окружен насыпью из земли и камней, служащей защитой от дикий зверей.

В поселке живет родовая община. Мужчины, вооруженные копьями,

луками и стрелами, охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Бывает, что охотникам удается ранить бегущее животное и они начинают преследовать его. Охотники замечают, что вместе с ними за раненым зверем гонятся дикие собаки. Они первыми настигают обессилевшее животное и вгрызаются в него. Подбежавшие охотники прогоняют собак, добивают зверя и прямо на месте разделывают его тушу. Выброшенные внутренности пожирают собаки, а тушу охотники несут в поселок.

Дикие собаки подбегали и к самому поселку, рылись в отбросах,

громким лаем предупреждали людей о приближении других животных.

Постепенно люди и собаки привыкли друг к другу. Дети играли со щенками уже в самом поселке. Собака стала первым прирученным и домашним животным. Какую пользу первобытным людям приносила собака?

Обобщая ответы, учитель говорит: Собака охраняла поселок, была

надежным сторожем. Мужчины стали брать собаку с собой на охоту. Собаки с их прекрасным нюхом выслеживали добычу, приводили охотников к звериному логову.

Допустим, охотникам удалось с помощью собак найти логово дикой свиньи — кабана. Они убили кабана, а в логове нашли маленьких поросят. Зарезать их нет смысла: мяса у людей и так много. Поэтому кабанят мужчины приносили в поселок, помещали в окруженное загородкой место, кормили их. Так же первобытные охотники поступали с козлятами, ягнятами, телятами. С молодняком играли дети. Животные увеличивались в размерах, нагуливали мясо и жир, становились ручными, Первобытным людям удалось приручить и одомашнить овец, коз, свиней, крупный рогатый скот. Возникло новое важное занятие скотоводство.

От какого более древнего занятия и как произошло скотоводство?

Какое занятие надежнее: охота или скотоводство?

Чем надежнее (т. е. лучше обеспечивает пищей)?

Обоснуйте вашу мысль. Учитель объясняет, что охота не всегда была удачной: бывало и так, что много дней людям не удавалось убить зверя — им угрожал голод. А занятие скотоводством позволяло всегда иметь в поселке готовые запасы пищи.

В то время когда мужчины уходили на охоту, женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, ухаживали за малолетками, а также занимались собирательством. Наряду с ягодами, грибами, съедобными кореньями они искали заросли дикой пшеницы и ячменя. Колосья срезали жатвенным ножом — серпом (рассматривается рисунок, с. 20). Серп делался не из ме­талла, которого люди еще не знали, а из кости: ее расщепляли и вставляли в расщеп маленькие кусочки острых камешков.

Принеся колосья в поселок, женщины разминали их в руках, с тем, чтобы получить спелые зерна. Затем эти зерна вместе с шелухой подбрасы­вали вверх на продуваемом ветром месте: легкую шелуху уносило прочь, а тяжелые зерна падали вниз. После чего женщины дробили и растирали зерна между двумя плоскими камнями — получалась мука. Ее замешивали с водой, делали тесто и выпекали из него на угольях очага лепешки.

Видимо, женщины первыми и заметили, что в тех местах, где они растирали зерна, вырастали на следующий год зеленые колосья. Отчего это происходило? Долгие годы женщины не задумывались над этим, но однажды поняли: зерно, брошенное в землю, прорастает и дает колос. Так был открыт еще один способ добывания пищи — возникло земледелие.

? От какого более древнего занятия и как возникло земледелие?

Какое из двух занятий — собирательство или земледелие — надежнее обеспечивает людей пищей? Докажите свою мысль.

Учитель делает важный вывод: сотни тысяч лет люди, подобно

животным, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только

с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Земледелие и скотоводство возникли примерно в одно время — около 10 тыс. лет.

Земледелие не возникло одновременно во всех странах.

2. Особенности первобытного земледелия.

Рассмотрите рисунки, с. 20.

1. К а м е н н ы й т о п о р.

Готовых полей в те далекие времена почти не было. Поэтому родичам-мужчинам приходилось каменными топорами расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Это было тяжелое занятие! Вырубленные растения сохли, после чего их сжигали — на земле оставалась зола, она была хорошим удобрением.

2. М о т ы г а.

Перед посевом нужно было разрыхлить землю. Для этой цели первобытные люди создали новое орудие — мотыгу. Она делалась целиком из дерева (палка с сучком) или же была составной — из дерева с наконечником из камня или рога. Рыхлением земли обычно занимались женщины.

3. Д р е в н е й ш и й с е р п (о нем уже шла речь на уроке) использовал­ся для жатвы.

В заключение можно подчеркнуть, что в те далекие времена земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями в хозяйстве первобытных людей. По-прежнему главными способа­ми добывания мяса, зерна и овощей, шкур животных, кожи и рога были охота и собирательство.




3. Глиняная посуда и одежда из ткани.

Прочитать (§ 4, п. 3). Дополняя текст учебника, учитель может рассказать, как изготав­ливались сосуд. Рассмотрите рисунок «Ручное изготовление глиняного сосуда», с. 24). Из глины делались жгуты толщиной

—4 см, которые укладывались по спирали и при наложении сдав­ливались так, что превращались в ленту, затем мастер приделывал донышко: в результате получался грубый глиняный сосуд, кото­рый обжигали на огне. В таком сосуде можно хранить воду и молоко, варить похлебку.

Очень давно первобытные люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев (на­пример, ивы) и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скру­чивать нити из шерсти овец и волокон дикорастущего льна. Изго­товление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей — так возникло ткачество (рассматри­вается рисунок «Древний ткацкий станок», с. 21). С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, сшитых жила­ми животных, люди стали носить более удобную одежду из льня­ных и шерстяных тканей: в ней не жарко летом, ее легко выстирать.

4. Родовые общины и племя.

Первобытные земледельцы жили родовыми общинами. Рассмотрите рисунок «Родовая об­щина», с. 13).

В центре рисунка изображен родовой старейшина. Это был пожилой,

но еще полный сил мужчина. Он лучше других разбирался в окружающей природе, в животных и растениях. Сородичи доверили ему руководить общиной, Обычно он разрабатывал план охоты, в случае необходимости принимал решение о перекочевке, выбирал место для новой стоянки, разрешал споры между сородичами. К нему шли за советом... Представим себе, что к нему подошла группа охотников: «Скажи, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближний рядом с поселком или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес — в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники так и поступают и вскоре убеждаются, что старейшина был прав.

Подбегают к старейшине мальчики вашего возраста, волнуются, пере­бивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба... сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну ясно: зубцы на нем совсем затупились — вот рыба и сорвалась. Но не горюйте. Идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный, — объясняет старейшина. — Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него разболятся животы».

Остановился рядом со старейшиной юноша и говорит: «Я стал взрослым и хочу жениться. Дай мне совет...» — «В нашей общине много красивых девушек. — отвечает старейшина, — все они тебе как сестры, а на сестрах, сам знаешь, не женятся. Разве ты забыл, что юноши из соседней общины вбирают себе невест в нашем поселке, а наши юноши — в их поселке? Там я найду тебе невесту».

Однако старейшина не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину.

В соответствии с учебником учитель говорит, что несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя, Племенем управлял совет старейшин.

С верованиями земледельцев (§ 4, п. 5) учащиеся могут познакомиться дома по учебнику.

По ходу урока делаются записи в тетрадь:

Земледелие и скотоводство возникло около 10 тыс. лет назад

Домашнее задание: § 4. Вопросы и задания к § 4







4