ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ
Возникновение земледелия и скотоводства
Проверка домашнего задания:
1. Долгое время ученые не знали о том, что первобытные люди умели рисовать. Расскажите, как была открыта пещерная живопись.
2. Опишите по рисункам учебника (с. 18—19) изображения, созданные первобытными художниками. Какую роль играли животные в жизни людей? Почему первобытные люди создавали фигурки женщин?
3. Как ученые узнали, что у первобытных людей возникла вера в колдовство? Ответить на вопрос помогут резные изображения зверей (с. 17).
4. Опишите по рисунку (с. 17) раскопанную древнюю могилу. Что можно узнать в результате раскопок древних могил?
5. Как представляли себе «страну мертвых» первобытные люди?
6. Расскажите о вере в оборотней. Кого так называют?
План:
1. Мотыжное земледелие.
2. Скотоводство.
3. Обработка глины и ткачество.
4. Племя.
Новые понятия: Зернотерка, керамика, старейшина.
Изучение нового материала:
1. Возникновение скотоводства и земледелия.
Представьте себе, поселок где-нибудь в жаркой южной стране приблизительно 10 тыс. лет назад. Поселок состоит из нескольких хижин, он окружен насыпью из земли и камней, служащей защитой от дикий зверей.
В поселке живет родовая община. Мужчины, вооруженные копьями,
луками и стрелами, охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Бывает, что охотникам удается ранить бегущее животное и они начинают преследовать его. Охотники замечают, что вместе с ними за раненым зверем гонятся дикие собаки. Они первыми настигают обессилевшее животное и вгрызаются в него. Подбежавшие охотники прогоняют собак, добивают зверя и прямо на месте разделывают его тушу. Выброшенные внутренности пожирают собаки, а тушу охотники несут в поселок.
Дикие собаки подбегали и к самому поселку, рылись в отбросах,
громким лаем предупреждали людей о приближении других животных.
Постепенно люди и собаки привыкли друг к другу. Дети играли со щенками уже в самом поселке. Собака стала первым прирученным и домашним животным. Какую пользу первобытным людям приносила собака?
Обобщая ответы, учитель говорит: Собака охраняла поселок, была
надежным сторожем. Мужчины стали брать собаку с собой на охоту. Собаки с их прекрасным нюхом выслеживали добычу, приводили охотников к звериному логову.
Допустим, охотникам удалось с помощью собак найти логово дикой свиньи — кабана. Они убили кабана, а в логове нашли маленьких поросят. Зарезать их нет смысла: мяса у людей и так много. Поэтому кабанят мужчины приносили в поселок, помещали в окруженное загородкой место, кормили их. Так же первобытные охотники поступали с козлятами, ягнятами, телятами. С молодняком играли дети. Животные увеличивались в размерах, нагуливали мясо и жир, становились ручными, Первобытным людям удалось приручить и одомашнить овец, коз, свиней, крупный рогатый скот. Возникло новое важное занятие — скотоводство.
От какого более древнего занятия и как произошло скотоводство?
Какое занятие надежнее: охота или скотоводство?
Чем надежнее (т. е. лучше обеспечивает пищей)?
Обоснуйте вашу мысль. Учитель объясняет, что охота не всегда была удачной: бывало и так, что много дней людям не удавалось убить зверя — им угрожал голод. А занятие скотоводством позволяло всегда иметь в поселке готовые запасы пищи.
В то время когда мужчины уходили на охоту, женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, ухаживали за малолетками, а также занимались собирательством. Наряду с ягодами, грибами, съедобными кореньями они искали заросли дикой пшеницы и ячменя. Колосья срезали жатвенным ножом — серпом (рассматривается рисунок, с. 20). Серп делался не из металла, которого люди еще не знали, а из кости: ее расщепляли и вставляли в расщеп маленькие кусочки острых камешков.
Принеся колосья в поселок, женщины разминали их в руках, с тем, чтобы получить спелые зерна. Затем эти зерна вместе с шелухой подбрасывали вверх на продуваемом ветром месте: легкую шелуху уносило прочь, а тяжелые зерна падали вниз. После чего женщины дробили и растирали зерна между двумя плоскими камнями — получалась мука. Ее замешивали с водой, делали тесто и выпекали из него на угольях очага лепешки.
Видимо, женщины первыми и заметили, что в тех местах, где они растирали зерна, вырастали на следующий год зеленые колосья. Отчего это происходило? Долгие годы женщины не задумывались над этим, но однажды поняли: зерно, брошенное в землю, прорастает и дает колос. Так был открыт еще один способ добывания пищи — возникло земледелие.
? От какого более древнего занятия и как возникло земледелие?
Какое из двух занятий — собирательство или земледелие — надежнее обеспечивает людей пищей? Докажите свою мысль.
Учитель делает важный вывод: сотни тысяч лет люди, подобно
животным, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только
с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Земледелие и скотоводство возникли примерно в одно время — около 10 тыс. лет.
Земледелие не возникло одновременно во всех странах.
2. Особенности первобытного земледелия.
Рассмотрите рисунки, с. 20.
1. К а м е н н ы й т о п о р.
Готовых полей в те далекие времена почти не было. Поэтому родичам-мужчинам приходилось каменными топорами расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Это было тяжелое занятие! Вырубленные растения сохли, после чего их сжигали — на земле оставалась зола, она была хорошим удобрением.
2. М о т ы г а.
Перед посевом нужно было разрыхлить землю. Для этой цели первобытные люди создали новое орудие — мотыгу. Она делалась целиком из дерева (палка с сучком) или же была составной — из дерева с наконечником из камня или рога. Рыхлением земли обычно занимались женщины.
3. Д р е в н е й ш и й с е р п (о нем уже шла речь на уроке) использовался для жатвы.
В заключение можно подчеркнуть, что в те далекие времена земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями в хозяйстве первобытных людей. По-прежнему главными способами добывания мяса, зерна и овощей, шкур животных, кожи и рога были охота и собирательство.
3. Глиняная посуда и одежда из ткани.
Прочитать (§ 4, п. 3). Дополняя текст учебника, учитель может рассказать, как изготавливались сосуд. Рассмотрите рисунок «Ручное изготовление глиняного сосуда», с. 24). Из глины делались жгуты толщиной
—4 см, которые укладывались по спирали и при наложении сдавливались так, что превращались в ленту, затем мастер приделывал донышко: в результате получался грубый глиняный сосуд, который обжигали на огне. В таком сосуде можно хранить воду и молоко, варить похлебку.
Очень давно первобытные люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев (например, ивы) и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скручивать нити из шерсти овец и волокон дикорастущего льна. Изготовление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей — так возникло ткачество (рассматривается рисунок «Древний ткацкий станок», с. 21). С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, сшитых жилами животных, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей: в ней не жарко летом, ее легко выстирать.
4. Родовые общины и племя.
Первобытные земледельцы жили родовыми общинами. Рассмотрите рисунок «Родовая община», с. 13).
В центре рисунка изображен родовой старейшина. Это был пожилой,
но еще полный сил мужчина. Он лучше других разбирался в окружающей природе, в животных и растениях. Сородичи доверили ему руководить общиной, Обычно он разрабатывал план охоты, в случае необходимости принимал решение о перекочевке, выбирал место для новой стоянки, разрешал споры между сородичами. К нему шли за советом... Представим себе, что к нему подошла группа охотников: «Скажи, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближний рядом с поселком или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес — в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники так и поступают и вскоре убеждаются, что старейшина был прав.
Подбегают к старейшине мальчики вашего возраста, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба... сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну ясно: зубцы на нем совсем затупились — вот рыба и сорвалась. Но не горюйте. Идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»
Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный, — объясняет старейшина. — Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него разболятся животы».
Остановился рядом со старейшиной юноша и говорит: «Я стал взрослым и хочу жениться. Дай мне совет...» — «В нашей общине много красивых девушек. — отвечает старейшина, — все они тебе как сестры, а на сестрах, сам знаешь, не женятся. Разве ты забыл, что юноши из соседней общины вбирают себе невест в нашем поселке, а наши юноши — в их поселке? Там я найду тебе невесту».
Однако старейшина не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину.
В соответствии с учебником учитель говорит, что несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя, Племенем управлял совет старейшин.
С верованиями земледельцев (§ 4, п. 5) учащиеся могут познакомиться дома по учебнику.
По ходу урока делаются записи в тетрадь:
Земледелие и скотоводство возникло около 10 тыс. лет назад
Домашнее задание: § 4. Вопросы и задания к § 4

4