Класс: 10
Тема урока: «Возрастание и убывание функций».
Тип урока: урок изучения и первичного применения нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: систематизирование знаний учащихся по данной теме; формирование навыков выполнения заданий разного уровня сложности; работа самостоятельно и в коллективе;
- Развивающая: расширение кругозора, развитие интереса к математике;
- Воспитательная: создание положительной мотивации к изучению математики, воспитание ответственности;
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Орг. момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствие.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
– Дайте определение функции.
– Какой формулой задаются функции, графики которых изображены на чертеже.
II. Формирование новых знаний
На рисунке 1 изображен график некоторой функции у = f (х), область определения которой – промежуток [–5; 4].
При возрастании значений X от –5 до 1 значения Y возрастают, а при возрастании значений X от 1 до 4 значения Y убывают. Говорят, что функция у = f (х) на промежутке [–5; 1] возрастает, а на промежутке [1; 4] – убывает.
Эталоны:
Функция f(х) называется возрастающей на множестве Х, если для любых двух значений аргумента х1 и х2множества Х, таких, что х2 х1, выполняется неравенство f(х2) f(х1).
Функция (х) называется убывающей на множестве Х, если для любых двух значений аргумента х1 и х2множества Х, таких, что х2 х1, выполняется неравенство f(х2) f(х1).
Функцию возрастающую на множестве Х или убывающую на множестве Х, называют монотонной на множестве Х.
Выясним характер монотонности некоторых видов функций:
Функция f(х) =
– возрастающая. Докажем это.
Выражение
имеет смысл лишь при х 0. Поэтому D(f) = [0; +
).
Пусть х2 х1 0. Рассмотрим разность f(х2) – f(х1) и преобразуем ее: 
f(х2) – f(х1) =
–
= (
–
) (
+
) / (
+
) =
.
Числитель и знаменатель дроби
– положительные числа. Это следует из того, что х2 х1 0,
0 и
0. Значит, f(х2) – f(х1) 0, то есть f(х2) f(х1). Поэтому функция f(х) возрастающая.
III. Работа в парах (карточки с элементами частично – поисковой деятельности):
Выяснить характер монотонности линейной функции f(х) = k x + b, при k 0 и k
Выяснить характер монотонности степенной функции f(х) = хn, при четном n.
Выяснить характер монотонности степенной функции f(х) = хn, при нечетном n.
Выяснить характер монотонности обратной пропорциональности f(х) =
при k 0 и k
Учащиеся в парах исследуют функции на монотонность, после чего делаем выводы:
Линейная функция, то есть функция, заданная формулой f(х) = k x + b, при k 0 является возрастающей, а приk Степенная функция f(х) = хn с натуральным показателем n при четном n возрастает на промежутке [0; +
) и убывает на промежутке (–
; 0]. При нечетном n функция f(х) = хn возрастает на всей области определения, то есть на промежутке (–
; +
).
Обратная пропорциональность, то есть функция f(х) =
в каждом из промежутков (–
; 0) и (0; +
) при k 0 убывает, а при k
Рассмотрим некоторые свойства монотонных функций
Монотонная функция каждое свое значение принимает лишь при одном значении аргумента.
Если функция у = f (х) является возрастающей (убывающей), то функция у = – f(х) является убывающей (возрастающей).
Сумма двух возрастающих функций является возрастающей, а сумма двух убывающих функций является убывающей функцией.
Если обе функции f и g возрастающие или обе убывающие, то функция
(х) = f(g(х)) – возрастающая функция.
Если функция у = f(х) монотонна на множестве Х и сохраняет на этом множестве знак, то функция g(х) =
на множестве Х имеет противоположный характер монотонности.
IV. Формирование практических умений
Приведем примеры использования свойств монотонных функций:
Пример 1.
Выясним, в скольких точках прямая у = 9 пересекает график функции f(х) =
+
+
.
Решение:
Функции у =
, у =
и у =
– возрастающие функции (свойство 4). Сумма возрастающих функций – возрастающая функция (свойство 3). А возрастающая функция каждое свое значение принимает лишь при одном значении аргумента (свойство 1). Следовательно, если прямая у = 9 имеет общие точки с графиком функции f(х) =
+
+
, то только одну точку.
Подбором можно найти, что f(х) = 9 при х = 3. Значит, прямая у = 9 пересекает график функции f(х) =
+
+
в точке М(3; 9).
Пример 2.
Решим уравнение х3 –
+
= 0.
Решение:
Легко видеть, что х = 1 – корень уравнения. Покажем, что других корней это уравнение не имеет. Действительно, область определения функции у = х3 –
+
– множество положительных чисел. На этом множестве функция возрастает, так как каждая из функций у = х3, у = –
и у =
на промежутке (0; +
) возрастает. Следовательно, данное уравнение других корней, кроме х = 1, не имеет.
Задания для работы в парах:
Определите характер монотонности функции:
у = –
у =
– 
у =
+ 
у =
+ 
Работая в парах учащиеся проговаривают друг другу какие свойства монотонных функций использовали.
Решите уравнение: х5 + х3 + х = – 42.
Решите систему уравнений:
 | + (х – у)3 = 2, х2 – 6у + 1 = 0. |
V. Итог урока
Контрольные вопросы:
Сформулируйте определение возрастающей и убывающей функций на множестве Х.
Какая функция называется монотонной на множестве Х?
Приведите примеры возрастающей и убывающей функций.
VI. Домашнее задание
1. Докажите, что функция g(х) является убывающей функцией:
а) g(х) =
, где х –
.
б) g (х) =
.
2. Докажите, что функция f(х) является возрастающей функцией:
а) f(х) =
.
б) f(х) = (х – 2)2, где х 2.
3. Решите уравнение: х2 +
–
= 15.