Особенности развития детей 4-5 лет
Анатомо-физиологические особенности развития
рост стал 102 см и более и увеличился на 4-5 см вес стал 16 кг и более и увеличился на 1-2 кг
Тело ребёнка изменило пропорции активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д.
Очень хорошо развиты органы зрения. Однако легко может развиться близорукость. При рассматривании иллюстраций за плохо освещенным столом, при работе с различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение. Мышцы глаза при этом меняют форму хрусталика. Зрение портиться.
У ребенка 4—5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, очень чувствительна к шуму. Если жизнь детей постоянно протекает на фоне шума , наступает стойкое снижение слуха и утомление.
Ведущая деятельность
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра .
Познавательные процессы
наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Развитие речи
Словарный запас увеличивается на тысячу слов и достигает к 5 годам 3000 слов.
Звукопроизношение- в норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Интонация, высота, сила голоса- улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им.
Формирование навыков звукового анализа- развиваются простейшие формы звукового анализа.
Связная речь -начинают овладевать монологической речью.
эмоциональная сфера
Эмоциональность ребенка
отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости,
грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие,
сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
Общение со взрослыми и сверстниками
Формируется вне ситуативно-познавательное общение
Развитие личности
Важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока.
Кризис возраста
Ребенок достаточно вырос, умеет говорить и высказывать свои желания и эмоции. Он уже чувствует себя взрослым и хочет быть взрослым, что не всегда у него получается. Из-за этого происходит внутренний конфликт. Ребенок теряет интерес к прежним играм, подражает старшим – это первые признаки наступающего кризиса 5 лет у детей .
Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
Повышенная познавательная активность.
Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
Усложнение сюжетно-ролевой игры.
Появление осознанности собственных действий.
Спасибо за внимание!