ВПР-2017. Русский язык. 5 класс. Зверева И.Г., г. Сосногорск, Республика Коми
Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
Перепиши текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В (о/а)дном б..лоте на коч..ке (под)ивой выв..лись дики.. кряковые утята. (В/ф)скоре после этого мать п..вела их (к)озеру по к..ровьей троп.. . Я заметил их издали, спрятался за дер..во, и утята подошли к самым м..им н..гам. Трёх из них я взял с..бе на в..спитани.., (о/а)стальные шес..надцать п..шли себе дальше.
П..держал я у себя этих ч..рных утят, и стали они (в/ф)скоре серыми.
С наступлением новой в..сны устроили мы св..им д..карям из (в/ф)сякого хлама г..здо. Пр..шло время вывелись утята. Мы их некоторое время под..ржали на кухне в т..пле крош..ли им яйца ухаж..вали. Чере(з/с) несколько дней наступил.. очень хорошая п..года и мать пове..ла своих ч..рненьких к пруду.
(М. Пришвин)
Выполните языковые разборы.
(1) – фонетический разбор: время
(2) – морфемный разбор: заметил
(3) – морфологический разбор: (на) коч..ке (1 предложение)
(4) – синтаксический разбор предложения: В (о/а)дном б..лоте на коч..ке (под)ивой выв..лись дики.. кряковые утята.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Монолог, баловать, километр, туфля
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключ
2) Серая Шейка думала о том что река все-таки замёрзнет
3) Заяц сказал, что Серая Шейка его напугала
4) Вы ведь весной вернётесь спрашивала Серая Шейка
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) А ты завтра приходи с нами колоски собирать.
2) Что ж ты сынок не представился?
3) Серёжа не видал приёмщика.
4) Она зарядила ружьё и выстрелила.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Заяц перескочил через дорогу и подошёл к старой норе.
2) У крыльца отец поставил весла и вошёл в дом.
3) Подул утренний ветерок и тихо-тихо закачались деревья.
4) Над мокрым полем и над лесом торопливо тронулись бесформенные облака.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)Вот и пришла осень. (2)Вечер наступает рано, а темные низкие тучи делают и день похожим на сумерки. (3)Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. (4)Лес пустой и неживой. (5)Даже белоствольные березы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень елок, а огромные дубы сделались похожими на огромные чудища, протянувшие во все стороны корявые лапки-суки. (6)Все спит и в то же время ждет чего-то.
(7)Все ждут не дождутся снега. (8)А белые хлопья частенько летят на подмороженную землю, стараются прикрыть ее полупрозрачной накидной, а то и толстым одеялом. (9)Но недолговечно это одеяние. (10)Пролежит день-другой, да и растает. (11)Но совсем недолго осталось природе ждать того дня, когда заискрится, засверкает все вокруг, выше станет небо, просторнее земля.
(12)Снег подарит полянам и опушкам свой белый свет, всем одинаковый, словно решит на время примирить их соперничество в красоте.
(По Т. Горовой)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что осень – унылая пора? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-6 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 1−6 найдите слово со значением «Холодно, уныло, тоскливо, одиноко, пусто». Выпишите это слово.
12. В предложениях 1-6 найдите антоним к слову «полный» и выпишите его.
Система оценивания проверочной работы по русскому языку
Вариант 1
Задание 1
Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше.
Подержал я у себя этих чёрных утят, и стали они вскоре серыми.
С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама гнездо. Пришло время, вывелись утята. Мы их некоторое время подержали на кухне в тепле, крошили им яйца, ухаживали. Через несколько дней наступила очень хорошая погода, и мать повела своих чёрненьких к пруду.
(М. Пришвин)
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
| В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше. Подержал я у себя этих чёрных утят, и стали они вскоре серыми. С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама гнездо. Пришло время, вывелись утята. Мы их некоторое время подержали на кухне в тепле, крошили им яйца, ухаживали. Через несколько дней наступила очень хорошая погода, и мать повела своих чёрненьких к пруду. | |
К1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок, восстановлении слитного и раздельного написания слов | 4 |
| Допущено не более двух ошибок | 3 |
| Допущены три-четыре ошибки | 2 |
| Допущено пять ошибок | 1 |
| Допущено более пяти ошибок | 0 |
К2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
| Допущена одна ошибка | 2 |
| Допущены две ошибки | 1 |
| Допущено более двух ошибок | 0 |
К3 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлений). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 2 |
| Допущено не менее четырёх описок и ошибок, но не более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово ИЛИ Допущено одно-два исправления | 1 |
| Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово ИЛИ Допущено три и более исправлений | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.
Фонетический разбор – время1
в − [в] − согласный, звонкий, твёрдый
р − [р,] − согласный, звонкий, мягкий
е − [э] − гласный, ударный
м − [м,] − согласный, звонкий, мягкий
я − [а] / [˄] / [ь] − гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор – заметил2
за- – приставка
-мет- – корень
-и- − суффикс
-л- − суффикс глагола прошедшего времени
нулевое окончание
Морфологический разбор – (на) кочке3
(На) кочке
1) (На) кочке - имя сущ., обозначает предмет: (на чём?) на кочке
2) Начальная форма – кочка; неодуш., нариц., жен. род, 1 скл., в ед. ч., в П.п;
3) В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор предложения.
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: утята (подлежащие), вывелись (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (в) болоте, (на) кочке, (под) ивой − обстоятельство; одном, дикие, кряковые – определение.
| Указания по оцениванию | Баллы |
К1 | Выполнение фонетического разбора | |
| Разбор выполнен верно | 3 |
| При разборе допущена одна ошибка | 2 |
| При разборе допущены две ошибки | 1 |
| При разборе допущено более двух ошибок | 0 |
К2 | Выполнение морфемного разбора | |
| Разбор выполнен верно | 3 |
| При разборе допущена одна ошибка | 2 |
| При разборе допущены две ошибки | 1 |
| При разборе допущено более двух ошибок | 0 |
К3 | Выполнение морфологического разбора | |
| Разбор выполнен верно | 3 |
| При разборе допущена одна ошибка | 2 |
| При разборе допущены две ошибки | 1 |
| При разборе допущено более двух ошибок | 0 |
К4 | Выполнение синтаксического разбора предложения | |
| Разбор выполнен верно | 3 |
| При разборе допущена одна ошибка | 2 |
| При разборе допущены две ошибки | 1 |
| При разборе допущено более двух ошибок | 0 |
| Максимальный балл | 12 |
Задание 3
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Монолог, баловать, километр, туфля
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
МонолОг, баловАть, киломЕтр, тУфля | |
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 4
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Верное обозначение частей речи в предложении: нареч. глаг. сущ. с. пр. сущ. глаг. пр. сущ. Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи. 2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица. Возможное, но необязательно указание: имя числительное, междометие | |
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке | |
Верно определены все части речи в предложении | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущены две ошибки | 1 |
Допущено более двух ошибок | 0 |
Указание отсутствующих частей речи | |
Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи. ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания | 2 |
Одна из отсутствующих в предложении самостоятельных частей речи (из списка обязательных для указания) не указана. ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания. | 1 |
Две отсутствующие в предложении самостоятельные части речи (из списка обязательных для указания) не указаны. | 0 |
Максимальный балл | 5 |
Задание 5
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключ
2) Серая Шейка думала о том что река все-таки замёрзнет
3) Заяц сказал, что Серая Шейка его напугала
4) Вы ведь весной вернётесь спрашивала Серая Шейка
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: «Вы ведь весной вернётесь?» - спрашивала Серая Шейка. 2) составление схемы предложения: «П?»-а. | |
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания | |
Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания | 2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка | 1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Составление схемы предложения | |
Схема предложения составлена верно | 2 |
Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка. | 1 |
Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Задание 6
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) А ты завтра приходи с нами колоски собирать.
2) Что ж ты сынок не представился?
3) Серёжа не видал приёмщика.
4) Она зарядила ружьё и выстрелила.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Что ж ты, сынок, не представился? 2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе | |
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания | |
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания | 2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка | 1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Объяснение основания выбора предложения | |
Верно объяснён выбор предложения | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание 7
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Заяц перескочил через дорогу и подошёл к старой норе.
2) У крыльца отец поставил весла и вошёл в дом.
3) Подул утренний ветерок и тихо-тихо закачались деревья.
4) Над мокрым полем и над лесом торопливо тронулись бесформенные облака.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Подул утренний ветерок, и тихо-тихо закачались деревья. 2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе | |
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания | |
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания | 2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка | 1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Объяснение основания выбора предложения | |
Верно объяснён выбор предложения | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)Вот и пришла осень. (2)Вечер наступает рано, а темные низкие тучи делают и день похожим на сумерки. (3)Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. (4)Лес пустой и неживой. (5)Даже белоствольные березы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень елок, а огромные дубы сделались похожими на огромные чудища, протянувшие во все стороны корявые лапки-суки. (6)Все спит и в то же время ждет чего-то.
(7)Все ждут не дождутся снега. (8)А белые хлопья частенько летят на подмороженную землю, стараются прикрыть ее полупрозрачной накидной, а то и толстым одеялом. (9)Но недолговечно это одеяние. (10)Пролежит день-другой, да и растает. (11)Но совсем недолго осталось природе ждать того дня, когда заискрится, засверкает все вокруг, выше станет небо, просторнее земля.
(12)Снег подарит полянам и опушкам свой белый свет, всем одинаковый, словно решит на время примирить их соперничество в красоте.
(По Т. Горовой)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Основная мысль текста: Все ждут не дождутся снега. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 9
9. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что осень – унылая пора? Запишите ответ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Ответ может быть сформулирован так: Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. Лес пустой и неживой. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) | 1 |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Номер задания | Правильный ответ |
10 | описание |
11 | сиротливо |
12 | пустой |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0–17 | 18–28 | 29–38 | 39–45 |