ВПР. Биология. 8 класс (концентрическая программа). Образец
Проверочная работа по БИОЛОГИИ
8 КЛАСС
(концентрическая программа)
Образец
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом. Разрешается использовать линейку. Для выполнения заданий с расчётами используйте калькулятор.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
В
образце представлено несколько примеров заданий 1 и 2, 3. В реальных вариантах проверочной работы на каждую из этих позиций будет предложено только одно задание.
Таблица для внесения баллов участника
Рассмотрите изображение и выполните задания 1 и 2.
Н

а портрете изображён известный русский учёный
И.И. Мечников, создавший
-
учение о пристеночном пищеварении
-
теорию условных рефлексов
-
клеточную теорию
-
учение о клеточном иммунитете
Ответ.
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания этой(-го) теории/учения. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
-
воспаление
-
фагоцитоз
-
лейкоцит
-
безразличный раздражитель
-
микроворсинка
Ответ.
ИЛИ
Н
а фотографии изображён прибор, который называется
-
термометр
-
глюкометр
-
тонометр
-
весы
Ответ.
Все приведённые ниже термины (понятия), кроме двух, используют для описания показаний для его регулярного применения. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
-
гипотония
-
близорукость
-
недостаток инсулина
-
сахарный диабет
-
заболевание поджелудочной железы
Ответ.
ИЛИ
Н
а рисунке изображена травма, которая называется
-
вывих сустава
-
закрытый перелом
-
разрыв сухожилия
-
трещина кости
Ответ.
Все приведённые ниже термины (понятия), кроме двух, используют для описания первой помощи при данной травме. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
-
вправление сустава
-
холодный компресс
-
наложение жгута
-
наложение шины
-
фиксация конечности
Ответ.
ИЛИ
Н
а рисунке изображено заболевание, которое называется
-
гигантизм
-
косолапость
-
плоскостопие
-
сутулость
Ответ.
Все приведённые ниже термины (понятия), кроме двух, используют для описания причин данного заболевания. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
-
тесная обувь
-
прямохождение
-
сутулость
-
избыточный вес
-
недостаток витамина D
Ответ.
3.1. Изучите график зависимости температуры в кишечнике человека от времени суток (по оси х отложено время суток (ч), а по оси у – температура в кишечнике (°С)). Какие из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
Температура тела в кишечнике человека в течение суток
-
равномерно возрастает до 37,5°С, после чего равномерно снижается до 36,3°С
-
колеблется в пределах одного градуса Цельсия
-
достигает своего максимального значения в 16 часов, а минимального – в 3 часа
-
поднимается выше 37°С в интервале с 9 до 21 часа
-
постоянна в интервалах с 6 до 8 часов и с 22 до 24 часов
Ответ.
3.2. Как зависит скорость обмена веществ в организме человека от температуры тела? Во сколько часов скорость обмена веществ в кишечнике человека максимальна?
Ответ: __________________________________________________________________________
ИЛИ
3.1. Изучите диаграмму соотношения групп химических веществ в костях младенца. Какие из приведённых ниже описаний наиболее точно отражают содержащуюся в диаграмме информацию?
В химическом составе костей младенца
-
преобладает вода
-
содержатся преимущественно неорганические вещества
-
половину веществ составляют органические вещества
-
содержится одинаковое количество воды и неорганических веществ 5) четверть веществ приходится на неорганические вещества
Ответ.
3.2. Какое свойство костям человека придают органические вещества и каково его значение?
Ответ: __________________________________________________________________________
-
Какими цифрами обозначены изображения нервной ткани?
Ответ.
-
Каким уникальным свойством обладает нервная ткань? Поясните, в чём проявляется это свойство.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5.1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
Клеточная мембрана | Транспорт веществ |
Рибосома | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
-
биосинтез белка
-
хранение ДНК
-
дыхание
-
фотосинтез
Ответ.
5.2. С какой структурой, отвечающей за деление содежимого клетки на ячейки, могут связываться рибосомы?
Ответ: __________________________________________________________________________ Рассмотрите рисунок 1 и ответьте на вопросы.
6
.1. Как называется орган человека, обозначенный на рисунке буквой А?
-
трахея
-
гортань
-
щитовидная железа
-
язык
Рисунок 1 Ответ.
6.2. Укажите одну из функций, которую выполняет данный орган. В состав какой системы органов он входит?
Ответ: __________________________________________________________________________
7
.1. На рисунке 2 изображено строение глаза. Выберите две верно обозначенные подписи к рисунку. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
-
радужка
-
стекловидное тело
-
роговица
-
зрительный нерв
-
жёлтое пятно
Ответ. Рисунок 2
7.2. В чём особенность строения жёлтого пятна? Какую функцию оно выполняет?
Ответ: __________________________________________________________________________
8.1. Расставьте в порядке соподчинения указанные структуры, начиная с наибольшей. Запишите в ответе получившуюся последовательность цифр.
-
тонкий кишечник
-
пищеварительная системы
-
двенадцатиперстная кишка
-
кишечник
-
кишечная ворсинка
Ответ.
8.2. Какая ткань образует внутренний слой стенки кишечника?
Ответ: _______________________________
Наташа вместе с родителями посещала Ярославль. После экскурсии в Ярославский художественный музей-заповедник семья решила перекусить в местном кафе быстрого питания.
Используя данные таблиц 1 и 2 выполните задания.
Таблица 1 Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
3–6 | 54 | 60 | 261 | 1800 |
7–10 | 63 | 70 | 305 | 2100 |
11–13 | 72 | 80 | 349 | 2400 |
14–18 | 81 | 90 | 392 | 2700 |
(По данным Федерального центра гигиены и эпидемиологии, 2009г.)
Таблица 2 Доля калорийности и питательных веществ при четырёхразовом питании (от суточной нормы)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |
9.1. Рекомендуемая суточная норма калорийности пищи для 9-летней Наташи
-
не должна превышать 2000 ккал
-
немного превышает 2000 ккал
-
не должна превышать 1800 ккал
-
находится в интервале 2100–2400 ккал
Ответ.
-
Рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда Наташи, если она питается четыре раза в день.
Ответ: ___________________________
-
В обеде Наташи, который она полностью съела, содержалось 1275 ккал. Какой вывод о соответствии полученного Наташей за обедом количества килокалорий рекомендуемой обеденной норме можно сделать? Приведите аргумент.
Ответ: __________________________________________________________________________
10.1. Верны ли следующие суждения о положении человека в системе живой природы?
А. Человека относят к типу Хордовые, классу Млекопитающие.
Б. Признаком принадлежности человека к классу Млекопитающие является пятипалая конечность.
-
верно только А
-
верно только Б
-
оба суждения верны -
оба суждения неверны
Ответ.
10.2. Укажите один из признаков современного человека, связанный с прямохождением.
Ответ: __________________________________________________________________________
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 5.1, 5.2, 6.1, 8.2, 9.1, 9.2, 10.1 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1, 4.1, 7.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 8.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущены одна-две ошибки, выставляется 1 балл; если допущено три или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания | | | Правильный ответ | |
1 | 4 | | 2 | 2 | 3 |
2 | 45 ИЛИ 54 | | 12 или 21 | 13 или 31 | 23 или 32 |
3.1 | | 34 | | 3 | 5 |
4.1 | | | 14 или 41 | |
5.1 | | | 1 | |
5.2 | | | ЭПС (ЭПР) | |
6.1 | | | 3 | |
7.1 | | | 14 или 41 | |
8.1 | | | 24135 | |
8.2 | | | Эпителиальная | |
9.1 | | | 2 | |
9.2 | | | 1050 ккал | |
10.1 | | | 1 | |
-
3.2. Как зависит скорость обмена веществ в организме человека от температуры тела? Во сколько часов скорость обмена веществ в кишечнике человека максимальна?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) зависимость: прямопропорционально / чем выше температура тела, тем выше скорость обмена веществ / чем ниже температура тела, тем ниже скорость обмена веществ; 2) время: в 16 часов | |
Правильно указаны зависимость и время | 2 |
Правильно указана зависимость, указано неверное время / время не указано | 1 |
Зависимость не указана / указана неправильно независимо от указания времени. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
ИЛИ
3.2. Какое свойство костям человека придают органические вещества и каково его значение?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: -
свойство: упругость / гибкость; -
значение: снижение ломкости / защита от переломов / защита от трещин | |
Правильно указаны свойство и значение | 2 |
Правильно указано свойство, указано неверное значение / значение не указано | 1 |
Свойство не указано / указано неправильно независимо от указания значения. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
4.2. Каким уникальным свойством обладает нервная ткань? Поясните, в чём проявляется это
-
свойство.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: -
свойство: проводимость; -
пояснение: способность проводить нервные импульсы | |
Правильно указано свойство и дано пояснение | 2 |
Правильно указано свойство, пояснение дано неверно/ пояснение не дано | 1 |
Свойство не указано / указано неправильно независимо от наличия пояснения. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
6.2. Укажите одну из функций, которую выполняет данный орган. В состав какой системы органов он входит?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) функция: выделение гормонов (тироксина (Т4), трийодтиронина (Т3), кальцитонина) / регуляция обмена веществ; 2) система органов: эндокринная | |
Правильно указаны функция и система органов | 2 |
Правильно указана функция, неправильно указана система органов / система органов не указана ИЛИ Правильно указана система органов, неправильно указана функция / функция не указана | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
7 7.2. В чём особенность строения жёлтого пятна? Какую функцию оно выполняет?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) особенность строения: содержит наибольшую концентрацию фоторецепторов; 2) функция: превращает свет в нервный импульс / обеспечивает наилучшеее видение / является местом схождения оптических осей (фокусировки) | |
Правильно указаны особенность строения и функция | 2 |
Правильно указана особенность строения, функция указана неправильно / функция не указана ИЛИ Правильно указана функция, особенность строения указана неправильно / особенность строения не указана | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
9.3. В обеде Наташи, который она полностью съела, содержалось 1275 ккал. Какой вывод о соответствии полученного Наташей за обедом количества килокалорий рекомендуемой обеденной норме можно сделать? Приведите аргумент.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: -
ответ на вопрос: не соответствует; -
аргумент: так как превышает норму / так как норма 1050 ккал | |
Правильно дан ответ на вопрос, приведён аргумент | 2 |
Правильно дан ответ на вопрос, приведён неверный аргумент / аргумент не приведён | 1 |
Неправильно дан ответ на вопрос | 0 |
Максимальный балл | 2 |
10.2. Укажите один из признаков современного человека, связанный с прямохождением.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать один из следующих признаков: S-образные изгибы позвоночника; ИЛИ сводчатая стопа; ИЛИ плоская (широкая) грудная клетка; ИЛИ чашеобразный таз; ИЛИ смещённое положение затылочного отверстия вперёд; ИЛИ массивные кости и мышцы ног | |
Правильно указан признак | 1 |
Неправильно указан признак/ признак не указан | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл − 29.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–9 | 10–17 | 18–23 | 24–29 |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки