Диагностическая работа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 класс (вариант 3)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 60 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 18 заданий.
На выполнение заданий части 1 отводится 30 минут, в конце этого времени ответы на задания части 1 сдаются. На выполнение заданий части 2 также отводится 30 минут. Между выполнением заданий частей 1 и 2 предусмотрен перерыв 10 минут.
Ответы на задания запиши в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, словарём и другими справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий 1—3 последовательно отвечай на каждый из поставленных вопросов. Ответы записывай чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Какой предмет изображён на рисунке? Как люди обычно используют этот предмет?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Представитель какой профессии изображён на картинке? Какую работу выполняют люди этой профессии? Какие качества характера ты считаешь наиболее важными для людей этой профессии? Назови два-три качества и поясни свой выбор.
Ответ.____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выбери только ОДНО из предложенных заданий (3.1 или 3.2) и напиши сочинение из 7—8 предложений.
Сочинение пиши чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
3.1. Как ты поступишь, если незнакомый человек на улице предложит тебе покататься на машине? Объясни, почему нельзя общаться с незнакомым человеком.
3.2. 12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики. Какому событию посвящён этот праздник? Объясни, почему для человечества важно развитие космоса.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2
4. На каких рисунках изображены объекты, созданные руками человека? Запиши номера этих рисунков.
Ответ. ____________________________________________________________
5. Укажи, какие природные явления относятся к стихийным бедствиям.
1) дождь, ветер
2) землетрясение, наводнение, ураган
3) гололедица, отлёт птиц
4) град, снег
Ответ: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Рассмотри таблицу и выполни задания 6 и 7.
6. Выбери верное утверждение .
1) Если твёрдое тело разогревать, то оно увеличится в объёме.
2) Если жидкость разогревать, то она увеличится в объёме.
3) Если газ разогревать, то он увеличится в объёме.
4) Все предыдущие утверждения ложны.
Ответ: ____________________________________________________________
7. Почему зимой лопаются водопроводные трубы?
1) потому что вода при низкой температуре испаряется
2) потому что вода, превращаясь в лёд, сжимается
3) потому что вода, превращаясь в лёд, расширяется
4) повреждение труб с водой не связано
Ответ:_________________________________________________________.
8. Саша надел на пластиковую бутылку воздушный шарик и поместил её в горячую воду. Какой результат получит Саша в ходе эксперимента и почему?
1) Шарик надуется, так как тёплый воздух поднимается вверх.
2) Шарик надуется, так как молекулы воздуха при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется.
3) Шарик надуется, так как воздух при нагревании сжимается и поднимается вверх.
4) Никакой. Шарик останется без изменений.
Ответ: ____________________________________________________________
9. Вставь в пустые клетки цифры по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в степи так много зверей ведёт подземный образ жизни.
1) Солнце летом стоит высоко.
2) Стоит жаркая погода, и осадки быстро испаряются.
3) Подземные части растений развиты.
4) Растения пытаются найти влагу под землёй.
5) Многие звери ведут подземный образ жизни.
6) В почве много червей и личинок насекомых.
Ответ:
Рассмотри рисунки и выполни задания 10 и 11.
Внимательно рассмотри фотографию Земли из космоса.
10. Какой материк полностью изображён на фотографии?
Ответ:____________________________________________________________
11. Ниже представлены изображения животных. Какие из животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) территории, выделенной на фотографии в задании 10? Запиши номера, под которыми указаны эти животные.
Ответ:____________________________________________________________
12. Рассмотри рисунки, прочитай текст и сравни описания мятлика лугового и пшеницы. На основании описаний укажи хотя бы одно сходство и одно различие этих растений.
Мятлик луговой Пшеница
Мятлик луговой — злаковое растение с ползучими и земными побегами, образующее иногда довольно густые, рыхлые дерновины. Стебли высотой 30—90 см, реже 10—20 см, подымающиеся, гладкие. Листья узко-линейные, шириной 4 мм, плоские, гладкие или слегка шершавые. Произрастает по лугам, полям и лесным опушкам. Растёт на различных почвах. Устойчив к погодным условиям. Является наиболее важным пастбищным злаком и стоит на втором месте вслед за тимофеевкой по ценности урожая.
Пшеница — наиболее важная зерновая культура, дающая почти 30% мирового производства зерна и снабжающая продовольствием более половины населения земного шара. Пшеницу выращивают только на плодородных землях. Она представляет собой однолетнее прямостоячее злаковое растение высотой от 30 см до 1,2 м. Побег (стебель) — полая соломина, на которой растут гладкие, линейные листья шириной 1-2 см, дли и 20 до 37 см. Корневая система мочковатая, неширокая, иногда отдельные корни проникают на глубину до 1 м и больше. Озимая пшеница морозоустойчивая, к весне сохраняется 85 – 100% живых растений.
Сходство:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различие:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Распредели растения в две группы. Запиши в таблицу номер выбранного растения. Укажи название каждой группы.
РАСТЕНИЯ
Список растений:
1) камыш
2) пшеница
3) репейник
4) огурец
5) мята
6) брусника
7) овёс
8) подсолнух
9) гречиха
10) лён
11) крапива
12) подорожник
14. В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение гак, чтобы верно составить связь: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
НАЧАЛО ФРАЗЫ | ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ |
A) Если в степи высаживать больше деревьев, Б) Если в степи вырубать деревья, B) Если в степи проложить водные каналы. | 1) то загрязнится почва, погибнут растения и животные. 2) то станет больше полей, где можно будет выращивать. 3) то появятся новые растения и животные. |
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
начало фразы | А | Б | В |
продолжение фразы | | | |
15. Рассмотри изображение человека. На изображении справа обведи кружком номер и подпиши следующие части тела человека: позвоночник, рёбра, плечо.
16. Мышцы при выполнении физических нагрузок утомляются. Что надо делать, чтобы не допустить утомления?
1) отказаться от любого физического труда
2) чередовать труд и отдых или разные виды труда
3) не ходить на уроки физкультуры, не заниматься спортом
4) принимать специальные лекарства
Ответ:____________________________________________________________
17. Представь, что ты оказался в лесу. Какие из перечисленных растений можно употреблять в пищу в лесу без специальной обработки?
1) корень женьшеня
2) хвоя сосны
3) ягоды малины
4) цветы одуванчика
5) зёрна тимофеевки
6) грецкий орех
7) плоды яблони лесной
8) грибы
9) жёлуди дуба
10) листья щавеля
11) цветы колокольчика
12) ягоды черники
Ответ:____________________________________________________________
_____________________________________________________________
18. Внимательно рассмотри знак. Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.
Правило:__________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оценивание
За полный правильный ответ на задание 1 ставится 2 балла. Если ответ дан только на один из вопросов, то выставляется 1 балл.
За задание 2 максимально можно получить 4 балла. Количество выставленных баллов зависит от правильного определения профессии и пояснения характера работы, указания качеств человека, важных именно для представителя данной профессии. Если профессия названа неправильно, то за задание ставится 0 баллов.
За задания 3.1. и 3.2. (выполняется только одно из предложенных заданий) можно получить 8 баллов. В ответе учитывается не только содержательная сторона (максимум 4 балла), но и соблюдение орфографических и пунктуационных норм (максимум 4 балла).
Каждое из заданий 5-10, 14, 16, 18 оценивается 1 баллом. За правильно выполненные задания 4,11,17 ставится 2 балла, если допущена одна ошибка, балл снижается, если 2 и более ошибок — ставится 0 баллов.
В задании 12 за правильно указанные сходство и различие ставится 2 балла. Если указано только сходство или только различие, то ставится 1 балл.
За правильно выполненные задания 13 и 15 можно получить 3 балла.
Максимальное количество баллов за всю работу — 37.
Учитель вправе выставлять оценки учащимся, исходя из общего уровня класса. Мы же приводим рекомендуемую шкалу перевода полученных баллов в оценку.
Баллы | 0-9 | 10-18 | 19-28 | 29-37 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Номер задания | Вариант 3 |
1 | автобус; свободный ответ |
2 | строитель; свободный ответ |
3 | свободный ответ |
4 | 3, 5, 7, 8, 11 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 3 |
8 | 2 |
9 | 1, 2, 4, 3, 6, 5 |
10 | Южная Америка |
11 | 2,4,6, 7,9 |
14 | 3,1,2 |
16 | 2 |
17 | 3,4,6, 7, 10, 12 |
Задание 12:
Сходство: морозоустойчивые растения ИЛИ листья узко-линейные, плоские, гладкие
Различие: мятлик луговой произрастает по лугам, полям и лесным опушкам, растёт на различных почвах; пшеница произрастает только на плодородных почвах.
Задание 13:
дикорастущие: 1, 3, 5, 6, 11, 12 культурные: 2, 4, 7, 8, 9, 10
Задание 15:
позвоночник (2), рёбра (4), плечо (7)
Задание 18:
Купаться запрещено.
ИЛИ Купаться в этом месте нельзя.