Вариант. ВПР по русскому языку 5 класс.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
-
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В посёлк.. наступа..т вечер. Окна д..мов становят..ся з..лотыми у(з/с)кие улоч..ки освеща..т зах..дящее со..нце. Егорка с..дит на крылеч..к.. бабушкиного дома. Рядом л..жат любимые игрушки з..лёный мяч.. машинка клоун в ж..лтой(3) шляп.. .
Скоро из дома выгл..н..т бабушка поглад..т внука по г..лове.(4) Спросит, почему он (не)идёт ужинать а сидит допоз..на на крыл..це. Как ра(с,сс)сказать, о чём думаеш.., когда и сам (не)знаеш..? Егорка смотр..т, зам..рая, на к..ртину, которая открывает..ся перед ним. В(з/с)дыха..т обнима..т игрушеч..ного клоуна. Гл..дит на д..лёкие х..лмы на в..рхушки дерев..ев на птич..и гнёзда в ра(з/с)трёпанных кронах берё(з/с)(1).
Мал..чик мечта..т. Это озн..чает(2), что он р..стёт.
-
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
-
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Инструмент, кухонный, понял, цемент.
-
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Машина свернула с дороги, поехала по кочкам.
-
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Незнайка говорил что сочинил несколько стихотворений
2) Прочти нам свои стихи попросили малыши
3) Однажды Незнайка попросил Цветика научить его писать стихи
4) Незнайка тебе не нужно писать стихи
-
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Старые батарейки ребята нельзя выбрасывать в мусорное ведро.
2) Используйте при выполнении работы пластилин и картон.
3) Опасное содержимое старой батарейки попадает в почву.
4) На уроке литературы мы читаем произведения и анализируем их.
7.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор
1) Тайга дышала теплом и доносила запах смолы до посёлка.
2) Полосы света проникали в гущу трав и берега вспыхивали яркими красками.
3) Мы отдыхали в густых зарослях осин и дышали прелым запахом травы.
4) Ослепительный луч солнца осветил опушку и задержался на верхушке старой ели.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
1)Карлуха — воронёнок. (2)Живёт он во дворе и делает тут всё, что хочет, а больше всего он хочет прятать. (3)Прячет всё, что только в клюв попадёт: корку, кожуру от колбасы, камешек. (4)Прячет он так: шагает и по сторонам смотрит, а как высмотрит местечко укромное — тык в него носом! (5)Положит и сверху травой прикроет, оглядится: никто не видел?
(6)Раз он пуговицу прятал, сунул её в самую густую траву и стал травой же прикрывать. (7)Пригнул колосок, а колосок распрямился. (8)Ромашку наклонил — и ромашка поднялась. (9)Колокольчик согнул — и колокольчик поднялся! (10)Старался-старался, прятал-прятал, а пуговица сверху лежит, у всех на виду. (11)Вот она. (12)Любая сорока украдёт. (13)Сороки уже близко в кустах тарахтят, вот-вот пуговицу увидят. (14)Растерялся Карлуха, даже каркнул от удивления, забрал свою пуговицу и на новое место пошагал прятать. (15)Скорей запихнул воронёнок её под кирпич, побежал, щепочку принёс, заткнул дырочку, моха нащипал, камешек сбоку привалил и для верности сам сверху сел.
(16)Сороки нахальные тарахтят, замышляют что-то, а Карлуха сердится. (17)Ромашку сорвал, лапой прижал, клювом лепестки ощипывает, а со стороны мне кажется, что он на ромашке гадает: украдут — не украдут, украдут — не украдут. (18)Какой же удивительной сообразительностью отличаются некоторые птицы!
-
Определите и запишите основную мысль текста.
-
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о сообразительности воронёнка Карлухи? Запишите ответ.
-
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6−9 текста. Запишите ответ.
(6)Раз он пуговицу прятал, сунул её в самую густую траву и стал травой же прикрывать. (7)Пригнул колосок, а колосок распрямился. (8)Ромашку наклонил — и ромашка поднялась. (9)Колокольчик согнул — и колокольчик поднялся!
11 .В предложениях 17−18 найдите слово со значением «находчивость, смекалка». Выпишите это слово.
(17)Ромашку сорвал, лапой прижал, клювом лепестки ощипывает, а со стороны мне кажется, что он на ромашке гадает: украдут — не украдут, украдут — не украдут. (18)Какой же удивительной сообразительностью отличаются некоторые птицы!
12. В предложениях 13−15 найдите антоним к слову «далеко» и выпишите его.
(13)Сороки уже близко в кустах тарахтят, вот-вот пуговицу увидят. (14)Растерялся Карлуха, даже каркнул от удивления, забрал свою пуговицу и на новое место пошагал прятать. (15)Скорей запихнул воронёнок её под кирпич, побежал, щепочку принёс, заткнул дырочку, моха нащипал, камешек сбоку привалил и для верности сам сверху сел.