СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Времена глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Времена глаголов»

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Времена глагола»


Тип урока: изучения нового материала

Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.


Задачи: 
1. Образовательный аспект: способствовать формированию понятия о временных формах глагола.
2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умений определять время глагола, находить сходство и различие в изучаемой части, сравнивать и обобщать.
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы, воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки.


Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие о глаголе; имеют представление о об изменении глаголов по временам; формировать навык; умеют находить глаголов в тексте и употребление в речи.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока  на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное о глаголе; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Выполнять правила работы в паре.
Личностные результаты: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Основные понятия: Глагол. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время.


Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2. Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.., тетради, мультимедийная аппаратура, презентация, карточки для рефлексии, карточки для домашнего задания.


Ход урока:

I.  Мотивация к деятельности

У-Приветствие

-Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия.

-Сегодня на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

-Поприветствуйте друг друга улыбкой.

-Присаживаются сначала девочки, еще тише присаживаются мальчики.

Настройтесь на интересную и активную работу. Замечательно.

Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

  1. Минутка чистописания.

-С чего мы обычно начинаем урок?

-Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.

-Звук, парный звуку (ф)

-В слове тонна удвоенный согласный…

-Первая буква в алфавите

- В слове «земля» безударная гласная…

-Звук, который слышен на конце слова «мороз»

Давайте проверим: в, н, а, е, с

-Из данных букв составьте слово (весна, навес)- уличная неутепленная конструкция в виде крыши, расположенной на опорах.

-Охарактеризуйте слово весна как часть речи

(сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед.ч., И.п)



-Запишите слово весна в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, назовите проверочное слово (весенний, веснушки, веснянка- обрядовые песни, кликания весны, вешние(весенние)вешние деньки, вешние воды, вешние лучи, вёсны) СЛАЙД

- Назовите весенние месяцы. Вспомните пословицы про весенние месяцы, объясните их смысл (Дети вспоминают пословицы, объясняют их смысл)

-Запишите любую пословицу в тетрадь.


II. Актуализация знаний

  1. Блиц опрос

- Какие части речи вы знаете?

- Что такое имя существительное?


- Что такое имя прилагательное?


- Что такое местоимение?


-Что такое глагол?


- Молодцы. Идём дальше.


У. Вспомните, что вам известно о глаголе, составим кластер- ( графическая форма организации информации)

Составляем кластер на доске

глагол

часть речи

обозначает действие

что делать? что сделать и др.

неопр. ф. ть чь ти

сказуемое

по числам

У. Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.


III. Постановка проблемы.


- Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? (Нет, наверное, он еще как-то изменяется.)

- Вот это и нужно выяснить сегодня. Итак, нам нужно решить проблему: как еще может изменяться глагол?

( Учитель на доске ставит вторую стрелку от слова “изменяется” в схеме и большой знак вопроса.)

IV. Самоопределение к деятельности

У. Прочитайте предложения СЛАЙД

Сегодня в классе дежурит Мария.

Вчера в классе дежурил Сервин.

Завтра в классе будет дежурить Билял.

У. Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что это глаголы?

Д. Обозначают действия и отвечают на вопросы что делает? Что делала? Что будет делать?

Запишите глаголы в тетрадь. (Дежурит, дежурила, будет дежурить) (я на доске)

Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия?

Д. Действие происходит как бы в разное время

У. Посмотрите внимательно на слайд.

- Что общего между часами и глаголами?- ( Действие происходит как бы в разное время)

Назовите тему урока.

Д. Тема: Времена глагола

У. Какую цель перед собой поставите?

Д. Научится определять время глагола, изменять глаголы по временам СЛАЙД


V. Работа по теме урока

У. Найдите глагол, который обозначает действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. (Дежурит)

У. Поставьте вопрос к глаголу.

У. Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Записывается над глаголом в тетр. – наст. вр. СЛАЙД


У. Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходило до момента речи.

-Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? (Дежурила)

Записывается над глаголом в тетр. – прош. вр. СЛАЙД


У. Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? (будет дежурить)

У. Как будет называться форма времени этого глагола? ( Будущее время – записывается над глаголом)

Записывается над глаголом в тетр.–буд.вр. СЛАЙД


У. Какие формы времени вы открыли? (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов)

- Как проверить наши предположения? (сведения в учебнике)


VI. Работа с учебником

Откройте учебник на с.111 и прочитайте тему урока

Найдите упр. 195,с 111 прочитайте.( Читают текст)

Выполняют устные задания к упражнению.

Откройте учебник на с.112 и прочитайте правило

- Что скажете о наших предположениях? (подтвердились)

- Итак, какие формы времени глагола вы открыли? (наст., прош, буд.)

- Чему теперь будем учиться? (определять время гл).


VII. Первичное закрепление во внешней речи

Работа в парах

- А сейчас вы поработаете парами. Составим памятку - схему. Вам нужно будет приклеить напротив каждого времени глагола вопросы и в какой момент речи это происходит. Желаю вам удачи! Приступайте за дело!


Глаголы в форме

настоящего времени (наст. вр.)

Глаголы в форме

прошедшего времени (прош. вр.)

Глаголы в форме

будущего времени

(буд. вр.)

отвечают на вопросы

отвечают на вопросы

отвечают на вопросы

Обозначают действия, которые

Обозначают действия, которые

Обозначают действия, которые


У.Сравните свою работу с эталоном (Слайд)

У. Как определить время глагола? (по вопросу и значению)

Теперь знаем, как определить время глагола и будем применять знания на практике


-Работа с Учи.ру на эл.доске



VIII. Физминутка

Подскачите, попляшите,

Сядьте тихо, полежите,

поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими стремитесь

Мы рифмовку прочитали…

А глаголы вы узнали?

IX. Включение в систему знаний



Сейчас поработаем в группах

Распределите глаголы на 3 группы. –Давайте вспомним правила работы в группе.

1 ряд определяет глаголы настоящего времени

2 ряд определяет глаголы прошедшего времени

3 ряд определяет глаголы будущего времени

Кричит, любила, будет играть, любит, играл, будет кричать, играет, кричала, будет любить.

Представители групп называют глаголы, на доске - слайд.

У. Давайте прочитаем глаголы не по столбикам, а по строчкам -Слайд

Д. 1-я строка: кричит, кричала, будет кричать

2-я строка: любит, любила, будет любить

3-я строка: играет, играл, будет играть

У. Что интересного вы заметили? Что происходит с нашими глаголами?

Д. Они изменяются по временам.

У. Вернемся к нашему кластеру. Мы решили проблему, как может изменяться глагол? Уберем знак вопроса и добавим – временам.

-Работа с электронным приложением учебника

учебнику

Упр. 198 с помощью электронного приложения ( резерв)

X. Рефлексия.

У. Наш урок подходит к концу и я хочу предложить вам последнее задание. Я буду высказывать свои мысли, если вы со мной согласны, то будете поднимать карточки красного цвета, если не согласны -черного.

У. 1Я утверждаю, что глагол изменяется только по числам. -

2Я считаю, что глагол может изменяться по числам и временам.+

3 Я думаю, что у глагола есть 3 формы времени глагола. +

4Я утверждаю, что глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: что будет делать? что сделают?-

5 Мне кажется, что глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? +

6Я считаю, что если глагол обозначает действие, которое совершается сейчас, то это форма глагола настоящего времени.+

Самооценка

А теперь оцените урок и свою работу на уроке.

Дети с помощью листа самооценки высказывают свое мнение

Фамилия. Имя._________________________

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался


4. За урок я

5. Мое настроение


6. Материал урока мне был

активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


Домашнее задание

У. Сегодня вы получите индивидуальное домашнее задание по карточкам, выполнять будете его в тетрадях. (Разъяснение Д/З)-раздать ; Полине индив.карточка

  1. Итог урока.

-Отгадайте загадку –

Появился из- под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный,

Чистый, маленький ….

Подснежник складчатый (галантус складчатый) – многолетнее луковичное растение. Встречается по всему горному Крыму. Растет в лесах, тенистых балках, оврагах среди кустарников и деревьев. Появляется в январе–феврале буквально из-под снега. Разве это не чудо? Цветет до апреля. Занесен в Красную книгу Крыма. Из-за массового сбора весной находится под угрозой исчезновения. Миллионы первоцветов вызывают восторг у всех, кто видит такую сказочную картину. Огромная просьба: побывав в сказке, позвольте побывать в ней и другим. Не рвите и не вытаптывайте цветы.

Ежегодно 19 апреля  в России и во многих странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний праздник День подснежника


-Составьте предложения с формами глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени со словом подснежник.


- Еще раз скажите, ответ на наш главный вопрос урока.

– Как изменяются глаголы? (мы узнали, что глаголы изменяются по временам)

– В форме какого времени могут стоять глаголы?


—  Примите от нас эти цветы, пусть они будут напоминанием о светлом весеннем празднике




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя