Тема: «Времена года. Зима».
Цели: уточнение и закрепление представления обучающихся о характерных изменениях в природе зимой, формировать умение выделять признаки зимы, активизировать словарь по теме «Зима»; развитие внимания, памяти, мышления, речи, кругозора, представления; воспитание организованности, самостоятельности, аккуратности.
Познавательные :
1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формировать умение устанавливать аналогии;
4) формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
1) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
1) формировать умение определять цель деятельности на уроке;
2) формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
1) формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
2) воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды игровой деятельности.
Оборудование:
- учебник Мир природы и человека, 4 класс.
- карточки с названиями зимних месяцев, признаками зимы;
- сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева
- словарь русского языка С. И. Ожегова;
- компьютер, телевизор.
- презентация
Ход урока.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть другу. Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна. Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнём. Разговор наш заведём...
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Ребята, к нам сегодня на урок пришел гость. Гость необычный – Снеговик.
- А почему именно Снеговик – узнаем, если отгадаем тему нашего урока.
-Ребята, на доске зашифрована тема нашего урока:
В Р М Н Г Д
- Совершенно верно, на доске зашифровано «Времена года»
- Назовите их пожалуйста (зима, весна, лето, осень)
- Неужели сегодня мы будем изучать их все?
- Какое время года мы будем изучать сегодня вы узнаете, посмотрев на экран.
СЛАЙД 1-4 Просмотр кадров из мультфильмов.
- Угадайте, из каких мультфильмов взяты следующие кадры. («Ну, погоди!», «Зимняя сказка», «Падал прошлогодний снег», «Зима в Простоквашино»)
СЛАЙД 5 (все мультфильмы на одном слайде)
- Что объединяет эти кадры? (идет снег)
- В какое время года происходят действия в мультфильмах?
- Сегодня мы будем говорить… Продолжите мою мысль. (О зиме)
- Кто скажет, как будет звучать наша тема? (Времена года. Зима.)
СЛАЙД 6 (тема)
- Сегодня на уроке мы с вами уточним ваши представления об изменениях в природе зимой, вспомним названия зимних месяцев, назовём признаки зимы, закрепим ваши знания о явлениях природы зимой.
- Ребята, а какое время года предшествовало зиме? Назовите осенние месяцы.
- Кто догадался, почему именно Снеговик у нас в гостях?
- А давайте мы с вами расскажем Снеговику всё, что нам известно о времени года зима?
- Принято считать, что зима – это покой природы.
- Как вы понимаете слово покой? (Если не отвечают, то прочитать значение слова в словаре)
Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.
- Давайте постараемся в этом разобраться.
3. Работа над новым материалом
Отгадывание загадок.
– Прежде всего, определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.
а) Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)
б) Этот месяц – году начало, зиме середина! (январь)
в) А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга. (февраль)
Названия месяцев повесить на доску.
- Чтобы закрепить названия зимних месяцев, выполним работу.
- Откроем свои тетради. У вас в тетрадях таблица, заполним таблицу.
Прочитай в таблице названия времен года и определи, какого не хватает.
| ВЕСНА | ЛЕТО | ОСЕНЬ |
| Март | Июнь | Сентябрь |
| Апрель | Июль | Октябрь |
| Май | Август | Ноябрь |
- Молодцы! Справились с заданием. Закроем тетради, положим на край стола.
- Послушайте сказку о волшебнице Зиме.
Жила-была на свете волшебница Зима. Да только стара она стала землю снегом укрывать, да за холодными ветрами приглядывать. Подумала Зима и решила все свои заботы да дела передать трём сыновьям. Звали сыновей: Декабрь, Январь и Февраль. Сыновей трое, и месяцев зимних тоже три. Да только кому за каким месяцем приглядывать? Придумала тогда Зима дать сыновьям поручения, да посмотреть, кто с каким лучше справится.
Позвала Зима сыновей и говорит:
- Взрослые вы уже стали, вот и хочу я посмотреть, что вы умеете. Вот вам моё первое задание. Отправляйтесь в лес, да проверьте, все ли лесные звери к холодам готовы.
Первым быстрее всех вернулся средний сын – Февраль, не смог он за всеми зайцами и белками угнаться, да проверить, сменили ли они шубки. Ни с чем вернулся и Январь – не уговорил проснувшегося медведя в берлогу обратно залезть. Зато Декабрь, самый младший, да озорной, дружбу с лесными зверями давно вёл, везде успел – и шубки у всех проверил, тёплые ли они, и ветер попросил медведю колыбельную спеть. Решила тогда Зима – Декабрю быть хозяином первого месяца. А Январю и Февралю дала другое задание – кто снега больше наметёт, да речку льдом крепче скуёт. Оба сына хорошо справились, да Январь лучше. Решила Зима быть ему вторым. А Февралю остался последний месяц. Так и стали три брата: Декабрь, Январь и Февраль, каждый в свой черёд за зимними месяцами присматривать. Так ли было дело или нет мне не ведомо, да только называем мы три зимних месяца так же, как звали сказочных сыновей волшебницы Зимы – Декабрь, Январь, Февраль.
-Запомнили, как звали сыновей Зимы? Какие задания давала волшебница Зима своим сыновьям?
Декабрь – первый месяц зимы и последний месяц года. В декабре 31 день. В декабре небо обычно закрыто тучами, часто идёт снег. Начинаются настоящие зимние морозы. Декабрьские морозы строят ледяные мосты на реках, прудах и озёрах. Растения и некоторые животные спят под снегом.
Радуются зиме дети. Бегают по белому снегу, лепят снежки, катаются на санках, с удовольствием катают снежные комки и лепят различные фигуры – от снеговика до разнообразных сказочных героев.
Январь – первый месяц года, второй месяц зимы. В январе 31 день в народе говорят: «Январь – году начало, зиме середина». 1 января – праздник Нового года. На этот праздник обязательно наряжают ёлку. Снега становится очень много.
Февраль – третий месяц зимы. В феврале 28 или 29 дней – это самый короткий месяц. Погода в феврале ветреная, вьюжная. Снег уже не падает крупными хлопьями, как в январские снегопады. А солнце встаёт всё раньше, поднимается всё выше и греет уже сильнее. Поэтому, когда стоит солнечная погода, снег на крышах начинает подтаивать и капать вниз. От этого по краю крыши образуются сосульки.
- Какие явления природы бывают зимой? (Дует сильный ветер, гудит, воет все вокруг – метель, вьюга, пурга; ветки деревьев покрыты белым пушистым снегом – изморось; стоит ветру подуть и ударить морозу и снег превратится в слой льда – гололед; снег стал мягким, липким, из него можно лепить снеговика - оттепель)
- Разберем подробно признаки зимы.
Работа с учебником.
Физминутка
Прежде, чем приступим к работе в учебнике, давайте сделаем зарядку для глаз
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
Работа в учебнике на с. 15
- В учебнике на с. 15 рассмотрите рисунок.
- Какое время года изображено на рисунке? (Зима)
- По каким признакам вы догадались, что это зима? (Солнышко занимает самое низкое положение на небосклоне, вся земля покрыта снегом, холодно, морозно, на деревьях иней.)
- А теперь мы с вами поговорим подробно о каждом признаке зимы.
- Внимательно рассмотрите рисунки в учебнике на с. 15. Сравните их (назвать сходства и различия).
- Объясни, используя схему, почему зимой становится очень холодно?
(Работа со схемой «Осень»: как светит солнце осенью, почему становится холоднее, чем летом? (солнце ниже чем летом, меньше светит и дает тепла, поэтому становится холоднее; на деревьях желтые листья, часто идет дождь). Работа со схемой «Зима»: дерево без листьев, солнце стоит низко над землей. Мало светит. Оно почти не дает тепла. Становится очень холодно, листьев на деревьях не осталось. Часто идет снег (снегопад). Вся земля укрыта снегом)
- Расскажи, опираясь на схему, как солнце светит зимой? (светит мало)
- Что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время? Как вы думаете, это признак зимы?
Повесить на доску карточку с признаком - короткий день и длинная ночь.
Сравнение двух рисунков (осенней и зимней природы) СЛАЙД 7.
- Внимательно рассмотрите два рисунка.
- Давайте, их сравним.
- Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений – холод, мороз)
Повесить карточку с признаком «На улице холодно, морозно» на доску.
4. Итог урока
Рефлексия
- О каком времени года мы сегодня говорили?
– Назовите зимние месяцы.
– Чем вам нравится зима?
- Как вы думаете, понравилось ли нашему гостью Снеговику у нас в гостях?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
-Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, давали полные и правильные ответы.