СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Все ли деревья сбрасывают листву?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого занятия   «Все ли деревья сбрасывают листву?»

Просмотр содержимого документа
««Все ли деревья сбрасывают листву?»»

Конспект открытого занятия «Все ли деревья сбрасывают листву?»


Программное содержание:

Формировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям / зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают/, к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран, джунглей.


Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности («хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревья ).


Закрепить знания детей о строении дерева и назначении его частей, знания пород деревьев произростающих в нашей местности.


Продолжать учить сравнивать два дерева (ель и сосна) по внешним признакам, указывая на различие между ними и наиболее характерные общие признаки с помощью схемы описания дерева.


Упражнять детей в согласовании числительных с существительными, употреблении пространственных предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково».


Учить изображать ветку сосны (ели ) в нетрадиционной технике рисования (рисование хвои зубной щеткой )

Закреплять навыки рисования гуашью (всей кистью и концом).


Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).


Воспитывать у детей бережное отношение к природе



Оборудование:

иллюстрации картин, фотографии с изображением леса, заснеженных деревьев, искусственные ёлочки, картинки с изображением сосны и ели,

сосновые и еловые веточки, еловые и сосновые шишки, искусственная елочка, фланелеграф, д/и «собери дерево», рисунок птички, клубок ниток,

записи классической музыки, магнитофон, бумага бледного тона размером в альбомный лист, гуашь зеленая и коричневая, зубные щетки, кисточки,

баночки с водой.


Ход занятия:

Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А куда вы узнаете когда отгадаете загадку.

В этом доме сто осин,

Сто берёз и сто рябин,

Сосны, ели и дубы,

Травы, ягоды, грибы.

Много жителей в нём,

Назовите этот дом. (Лес)


Правильно, это – лес. . Приглашаю вас прогуляться по зимнему лесу. Одевайтесь, потеплее, и отправимся в путь. (Дети имитируют одевание). Представьте, что мы идём по узкой-узкой тропинке, а кругом снег, сугробы глубокие намело.

(Звучит музыка)


Нужно нам закрыть глаза

Сделать два больших прыжка

Руки вытянуть вперед

А затем наоборот


Как листочки покружиться

Чтоб в лесу нам очутиться

Вот так чудо из чудес

Мы попали в зимний лес


Вот мы и пришли в зимний сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Вы только посмотрите по сторонам!


Чародейкою зимою околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою, неподвижною немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован, весь окутан,

Весь окован лёгкой цепью пуховой…


Приглядитесь, что вы видите в моём лесу? (Деревья в снегу, следы на снегу, звери прячутся за деревьями, птицы на веточках сидят, шишки на снегу)


Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

О чём это стихотворение? ( о дереве)


Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах ( игра с клубочком “ Назови дерево ”). А теперь смотаем клубочек и назовем деревья ласково.


Тополь — тополек,

дуб — дубок,

осина — осинка (осиночка),

береза — березка (березонька),

рябина — рябинка (рябинушка),

ива — ивушка,

елка — елочка,

сосна — сосенка,

клен — кленок,

яблоня — яблонька,

шишка — шишечка,

ветка — веточка,

лист — листик,

лес — лесок,

иголка — иголочка.


Ребята а сколько деревьев в лесу? (много)

А давайте их посчитаем.


Рифмованный рассказ «Маша и деревья»

Вышла Маша на крыльцо:

Вот растет деревцо,

Вот растет другое —

Красивое какое!

Стала Машенька считать,

Насчитала ровно пять.

Все деревья эти

Сосчитайте, дети!


Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,

одна ветка — две ветки — пять веток,

один дуб — два дуба — пять дубов.

одна береза, две березы, пять берез; один дуб, два дуба, пять дубов;

одна осина, две осины, пять осин;

один кедр, два кедра, пять кедров;

один тополь, два тополя, пять тополей;

одна сосна, две сосны, пять сосен;

одна ель, две ели, пять елей.


д/и собери дерево( на фланелеграфе )

- Чем похожи все деревья между собой?

- У них есть ствол, ветви, листья, корни

- Маша, что ты прикрепила? (корень )

- А зачем дереву нужен корень? И т.д.


д/и птичка

- Ой, к нам прилетела синичка.

- Где она находится?

Синичка на ветке (дереве, стволе )

Под деревом

Над деревом

За деревом


Этюд «Мы – деревья»звучит тихая музыка

А сейчас мы с вами тоже будем деревьями.

Мы – деревья, (дети покачиваются)

Наши ноги – корни, (руки опущены)

Тело – ствол большой и сильный. (проводят руками по телу снизу вверх)

Наши ветки ветер клонит. (покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки)

Пляшут ветви в небе синем. (быстро машут руками, встряхивают им


Беседа о деревьях

Обращаю внимание на картинку лиственных деревьев.

Почему они голые? Как они приспособились зиму пережить? (Осенью опадают листья, если бы не опали, ветки под тяжестью снега бы сломались).


А как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью? /Нет, ель и сосна не сбрасывают/.


А чем они отличаются друг от друга? /У одних деревьев - листочки, у других — иголки/.


Правильно, деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.


Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)


Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта кедр.)


Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

Если в лесу растут дубы и тополя, то этот лес — лиственный;

Если в лесу растут сосны и елки — хвойный;

Если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.



По-другому еще хвойные деревья называют «вечнозелеными», потому что они и в северных, и южных условиях всегда остаются зелеными, не сбрасывают иголки. Недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом». К вечнозеленым относятся деревья южных стран, джунглей, где никогда не бывает зимы, и деревья не меняют и не сбрасывают листву, например: пальмы, баобабы, секвойи и др.

- А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом. А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно. Если сравнить нашу березу и березу в тундре, то наша береза высокая, а там она карликовая, невысокая.

В степи деревья тоже невысокие, потому что там жарко, сухие ветра, и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил. А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья стараются как можно больше впитать в себя влагу и тепло.


Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо, (махать руками на себя)

Закачалось деревцо. (руки вверх, покачивание руками из стороны в сторону)

Ветерок все тише, тише, (плавно приседать)

Деревцо все выше, выше. (медленно вставать, руки вверх)



-Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке.

Смотрите, ветром веточки сломило. Давайте рассмотрим веточки


«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».


- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

- Иголочками.

- Какие хвоинки у сосны?

- Длинные, мягкие, светлые.

- А у ели?

- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.


А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна.


ШИШКИ

В.Посмотрите, что у ме­ня ле­жит в кор­зин­ке? .Шиш­ки

В.а по­че­му они раз­ные? Д.Они с раз­ных де­ревь­ев.

В.Пра­виль­но, шиш­ки со­сны и ели от­ли­ча­ют­ся по фор­ме и цве­ту


- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

- Какие шишки у ели?

- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

- Что вы расскажете про сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.


Малоподвижная игра «С какого дерева шишка?»


-А теперь, давайте сравним ель и сосну с помощью схемы описания деревьев.


- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. Кро­на по­хо­жа на ко­нус. Вет­ки с гус­той хво­ей на­чи­на­ют­ся у са­мой зем­ли.

- Какой ствол у сосны?

- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.


Сосна и ель похожи друг на друга? Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки. Ствол у ели, сосны — коричневого цвета.


А чем они отличаются?


У со­сны игол­ки длин­ные, бо­лее мяг­кие и свет­лые, чем у ели

. Шиш­ки ко­рот­кие, ок­руг­лые, твёр­дые

. Со­сна вы­ше ели, вет­ви на­вер­ху, ствол пря­мой и го­лый.

Ствол у ели пря­мой, Кро­на по­хо­жа на ко­нус. Вет­ки с гус­той хво­ей на­чи­на­ют­ся у са­мой зем­ли. Поч­ки ост­рые, по­кры­ты че­шуй­ка­ми. На ели ви­сят уз­кие длин­ные шиш­ки.


2


Сейчас я предлагаю вам нарисовать сосновую ветку сосны. Но рисовать мы будим ее новым способом, с помощью зубной щетки.

Перед нами елочка: Упражнение Елочка

Шишечки, иголочки, Сжимают кулачки, выставляют вперед указательные пальцы

Шарики, фонарики, Упражнение Шарик

Зайчики и свечки, Упражнение Зайчик, а затем ставят кулачки друг на друга

Звезды, человечки. Складывают вместе ладони с широко расставленными пальчиками,

Н.Нищева затем ставят руки на пояс и качают головой.

Анализ занятия:


- Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?

- Какие деревья относятся к лиственным?

- Какие относятся к хвойным вечнозеленым?

- Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие нет?

- Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я очень вами довольна.