Конспект открытого занятия «Все ли деревья сбрасывают листву?»
Программное содержание:
Формировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям / зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают/, к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран, джунглей.
Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности («хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревья ).
Закрепить знания детей о строении дерева и назначении его частей, знания пород деревьев произростающих в нашей местности.
Продолжать учить сравнивать два дерева (ель и сосна) по внешним признакам, указывая на различие между ними и наиболее характерные общие признаки с помощью схемы описания дерева.
Упражнять детей в согласовании числительных с существительными, употреблении пространственных предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково».
Учить изображать ветку сосны (ели ) в нетрадиционной технике рисования (рисование хвои зубной щеткой )
Закреплять навыки рисования гуашью (всей кистью и концом).
Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
Воспитывать у детей бережное отношение к природе
Оборудование:
иллюстрации картин, фотографии с изображением леса, заснеженных деревьев, искусственные ёлочки, картинки с изображением сосны и ели,
сосновые и еловые веточки, еловые и сосновые шишки, искусственная елочка, фланелеграф, д/и «собери дерево», рисунок птички, клубок ниток,
записи классической музыки, магнитофон, бумага бледного тона размером в альбомный лист, гуашь зеленая и коричневая, зубные щетки, кисточки,
баночки с водой.
Ход занятия:
Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А куда вы узнаете когда отгадаете загадку.
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом. (Лес)
Правильно, это – лес. . Приглашаю вас прогуляться по зимнему лесу. Одевайтесь, потеплее, и отправимся в путь. (Дети имитируют одевание). Представьте, что мы идём по узкой-узкой тропинке, а кругом снег, сугробы глубокие намело.
(Звучит музыка)
Нужно нам закрыть глаза
Сделать два больших прыжка
Руки вытянуть вперед
А затем наоборот
Как листочки покружиться
Чтоб в лесу нам очутиться
Вот так чудо из чудес
Мы попали в зимний лес
Вот мы и пришли в зимний сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Вы только посмотрите по сторонам!
Чародейкою зимою околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою, неподвижною немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован, весь окутан,
Весь окован лёгкой цепью пуховой…
Приглядитесь, что вы видите в моём лесу? (Деревья в снегу, следы на снегу, звери прячутся за деревьями, птицы на веточках сидят, шишки на снегу)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? ( о дереве)
Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах ( игра с клубочком “ Назови дерево ”). А теперь смотаем клубочек и назовем деревья ласково.
Тополь — тополек,
дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка),
береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка),
ива — ивушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
Ребята а сколько деревьев в лесу? (много)
А давайте их посчитаем.
Рифмованный рассказ «Маша и деревья»
Вышла Маша на крыльцо:
Вот растет деревцо,
Вот растет другое —
Красивое какое!
Стала Машенька считать,
Насчитала ровно пять.
Все деревья эти
Сосчитайте, дети!
Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна ветка — две ветки — пять веток,
один дуб — два дуба — пять дубов.
одна береза, две березы, пять берез; один дуб, два дуба, пять дубов;
одна осина, две осины, пять осин;
один кедр, два кедра, пять кедров;
один тополь, два тополя, пять тополей;
одна сосна, две сосны, пять сосен;
одна ель, две ели, пять елей.
д/и собери дерево( на фланелеграфе )
- Чем похожи все деревья между собой?
- У них есть ствол, ветви, листья, корни
- Маша, что ты прикрепила? (корень )
- А зачем дереву нужен корень? И т.д.
д/и птичка
- Ой, к нам прилетела синичка.
- Где она находится?
Синичка на ветке (дереве, стволе )
Под деревом
Над деревом
За деревом
Этюд «Мы – деревья»звучит тихая музыка
– А сейчас мы с вами тоже будем деревьями.
Мы – деревья, (дети покачиваются)
Наши ноги – корни, (руки опущены)
Тело – ствол большой и сильный. (проводят руками по телу снизу вверх)
Наши ветки ветер клонит. (покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки)
Пляшут ветви в небе синем. (быстро машут руками, встряхивают им
Беседа о деревьях
Обращаю внимание на картинку лиственных деревьев.
– Почему они голые? Как они приспособились зиму пережить? (Осенью опадают листья, если бы не опали, ветки под тяжестью снега бы сломались).
А как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью? /Нет, ель и сосна не сбрасывают/.
А чем они отличаются друг от друга? /У одних деревьев - листочки, у других — иголки/.
— Правильно, деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта кедр.)
Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут дубы и тополя, то этот лес — лиственный;
Если в лесу растут сосны и елки — хвойный;
Если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.
По-другому еще хвойные деревья называют «вечнозелеными», потому что они и в северных, и южных условиях всегда остаются зелеными, не сбрасывают иголки. Недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом». К вечнозеленым относятся деревья южных стран, джунглей, где никогда не бывает зимы, и деревья не меняют и не сбрасывают листву, например: пальмы, баобабы, секвойи и др.
- А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом. А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно. Если сравнить нашу березу и березу в тундре, то наша береза высокая, а там она карликовая, невысокая.
В степи деревья тоже невысокие, потому что там жарко, сухие ветра, и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил. А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья стараются как можно больше впитать в себя влагу и тепло.
Физкультминутка.
Дует ветер нам в лицо, (махать руками на себя)
Закачалось деревцо. (руки вверх, покачивание руками из стороны в сторону)
Ветерок все тише, тише, (плавно приседать)
Деревцо все выше, выше. (медленно вставать, руки вверх)
-Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке.
– Смотрите, ветром веточки сломило. Давайте рассмотрим веточки
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- Иголочками.
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:
Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.
ШИШКИ
В.Посмотрите, что у меня лежит в корзинке? .Шишки
В.а почему они разные? Д.Они с разных деревьев.
В.Правильно, шишки сосны и ели отличаются по форме и цвету
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
- Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
Малоподвижная игра «С какого дерева шишка?»
-А теперь, давайте сравним ель и сосну с помощью схемы описания деревьев.
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
Сосна и ель похожи друг на друга? Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки. Ствол у ели, сосны — коричневого цвета.
А чем они отличаются?
У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели
. Шишки короткие, округлые, твёрдые
. Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый.
Ствол у ели прямой, Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки.
2
Сейчас я предлагаю вам нарисовать сосновую ветку сосны. Но рисовать мы будим ее новым способом, с помощью зубной щетки.
Перед нами елочка: Упражнение Елочка
Шишечки, иголочки, Сжимают кулачки, выставляют вперед указательные пальцы
Шарики, фонарики, Упражнение Шарик
Зайчики и свечки, Упражнение Зайчик, а затем ставят кулачки друг на друга
Звезды, человечки. Складывают вместе ладони с широко расставленными пальчиками,
Н.Нищева затем ставят руки на пояс и качают головой.
Анализ занятия:
- Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?
- Какие деревья относятся к лиственным?
- Какие относятся к хвойным вечнозеленым?
- Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие нет?
- Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я очень вами довольна.