2.Актуализация знаний. | Учитель: Учащиеся: | Минутка чистописания. Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, выделите орфограммы. Записывают число, классная работа. - Ребята, прочитайте и исследуйте слова на доске. Лес – лесок, лист – листик, мост – мостик. - Что вы можете сказать об этих словах? - Назовите корни этих слов. - А как вы думаете для чего нужна оставшаяся часть слова? (Для образования новых слов) ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСОК - Что вы можете сказать о данных словах? -Разберите слова по составу. Работайте, время две минуты. - Проверим наши результаты. - Какие части слова встретились в данных словах? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Слова однокоренные, корень ЛЕС. |
3. Постановка проблемы. | Учитель: Учащиеся: | - Мы будем пользоваться памяткой по разбору слов. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Выделите окончание. 2. Выделите корень, основу. 3. Выделите суффикс, приставку.
Учащиеся выполняют разбор слов. - Слово лес: окончание нулевое, корень лес. Слово лесной: окончание ой, корень лес. Слово лесок: окончание нулевое, корень лес. - Окончание, корень, основа слова. - Ребята для чего нужен суффикс? (для образования новых слов) - Откройте учебник на странице 37. - Прочитайте правило выделенное в рамке. Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффиксы служат для образования слов. - Что мы узнали о суффиксе (стоит после корня, служит для образования слов) Давай те выделим суффиксы в словах которые мы разбирали, как вы думаете где здесь суффиксы. В слове лес, суффикса нет, в слове лесной, суффикс н, в слове лесок, суффикс ок. - Новые слова образовались с помощью суффиксов. |
5. «Открытие» детьми новых знаний. | Учитель: Учащиеся: | Откройте упражнение 55-е на 37-й странице. - Прочитайте задание к нему. Спишите. Выделяя корни. Пишем в тетради, а так же по очереди учитель вызывает к доске для записи пары слов. Стол – столик, сын – сынок, дуб – дубок, карандаш – карандашик, окунь – окунёк, чиж – чижик, лещ – лещик, лес – лесок, хвост – хвостик, двор – дворик, шар – шарик, гриб – грибок, луч – лучик. - Ребята, как называется часть слова которая стоит после корня (суффикс). (один ученик выходит к доске и выделяет суффиксы. Разбор предложения Стоят тёплые осенние деньки. (Нигматулина) Разбор слова деньки. - Для чего нужен суффикс?
- Откройте 56 упражнение, на странице 38-й. - Прочитайте задание к нему. Спишите. Выделите в каждом слове корень и суффикс. Лесок, возок, домик, садик, билетик, окунёк, огонёк, столбик, голубок, мостик, листок, шарфик, ёжик, хвостик, островок, пенёк. - Ребята какое значение придают словам суффиксы –ик, -ок,-ёк?
- Прочитай правило под упражнением. Каждый суффикс имеет своё значение. Суффиксы –ик, -ок, -ёк, придают значению слова уменьшительный или ласкательный оттенок. - посмотрите на 39-й странице, упражнение 59-е. Прочитайте задание к нему. Образуйте при помощи суффиксов –ик, - ок, -ёк, однокоренные существительные в единственном числе. Запишите, выделите суффиксы. Лёд-ледок, дождь, кот, уголь, стебель, час, город, нос, стол, гвоздь, мяч, холод, день, голос, колос.
- Ребята, как называются слова имеющие суффиксы, -и, - ок, -ёк? (уменьшительные, ласкательные) - Приведите свой пример уменьшительного или ласкательного слова (телефончик, котёнок, сапожок) - Какие суффиксы вы использовали? |