

ВСЁ НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
И.Ю.Константинова, Н.Ф.Бирюкова
МОУ Школа № 162 г.о. Самара,
Самара, Россия
Краткая аннотация: в контексте проблем современной экологии и воспитания современного школьника рассматривается возможность воспитания экологической грамотности через разные современные педагогические технологии.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая грамотность, современный школьник.
Keywords: ecological education, ecological literacy, modern schoolchild.
Мы рассматриваем окружающую среду как систему природных и антропогенных объектов и сред, состоящих из различных компонентов, находящихся во взаимосвязи и взаимовлиянии, то есть, мы говорим о природно-антропогенном комплексе. Человечество уже не может обойтись без продукции НТП, без благ и удобств и выступает движущим фактором антропогенной нагрузки на природу.
Вопросы оценки состояния окружающей среды в настоящее время широко освещаются в образовательной работе со школьниками. Сбор информации по широкому кругу показателей состояния окружающей среды, анализ результатов наблюдений за продолжительный период времени и прогноз экологической ситуации составляет сущность экологического мониторинга. Результаты подобной работы становятся мотивационные основы для получения учащимися фактологических знаний. Выделение экологических проблем и нацеленность их на решение характеризуют наиболее актуальные направления экологической работы учащихся. Актуальность работы молодежи значительно повышается, когда она приводит к социально-значимым результатам, побуждающим не только задуматься о состоянии окружающей среды, но и перейти к активным действиям по ее сохранению и восстановлению.
Кировский район города Самара это и скопление крупных промышленных предприятий, и густонаселенная территория, это место, где мы живем, наша малая Родина. Экологическую работу 2010 года мы посвятили выяснению, как сочетаются природная, антропогенная и техногенная среды. Работа проводилась на территории Кировского района г. Самары. Для наглядности изготовили оригинальную карту района с учетом характеристик экологического состояния обследуемых объектов.
Данная работа осуществлена в рамках программы «В ответе за будущее». Программа реализуется Фондом «Устойчивое развитие» при финансовой поддержке Фонда «Alcoa».
В ходе осуществления нашего проекта на территории района мы выявили и обследовали четырнадцать водных объектов (реки Волга и Самара и двенадцать озер) и семь наземных объектов: два парка, четыре лесопарковые зоны, два побережья – реки Волга и Самара. В экологическую оценку состояния водного объекта мы включили оценку качества воды, т.е. сравнение с химическими нормативами по потреблению воды, определение биотических и гидрологических параметров водоема, признаков и стадий его деградации, а также оценку состояния прилегающих к водоему территорий. По каждому объекту был заполнен бланк описания объекта. Экологическое состояние объектов оценено в баллах. Нами разработана цветовая шкала, соответствующая этим баллам для изготовления оригинальной экологической карты Кировского района. Создан и выставлен и Интернет сайт http://www.blueandgreen.narod.ru.
Выводы по работе:
1. Несмотря на то, что показатели химического анализа вод городских озер и рек, находятся в рамках ПДК, установленных СанПином, прочие характеристики, полученные путем визуального наблюдения свидетельствуют о деградации водоёмов:
– признаки эвтрофикации: массовое размножение сине-зеленых водорослей, повышенное содержание азота и фосфора в разных формах;
– разрушение береговой линии как следствие природных и антропогенных процессов;
– скопление или чрезмерное разрастание (более чем на 20 % от общей площади водоема) водной растительности – макрофитов.
Городские водоемы очень чувствительны к воздействию человека.
2. Формирование городской флоры – это пример изменения растительного мира под влиянием антропогенных факторов. Городская флора, в общем, более устойчива к влиянию человека, чем городские водоемы, т.к. она смогла выработать определенные механизмы устойчивости.
В своей работе со школьниками мы используем широкий спектр педагогических технологий. Это и проблемное обучение, и работа в малых группах сотрудничества, и компьютерные технологии обучения, но самая любимая технология - это проектная деятельность. Главная идея всех педагогических технологий – это гарантия позитивного результата. Об этом писал еще в 17 веке Ян Амос Коменский, автор первой педагогической технологии. Три века на проверку дееспособности и результативности, согласитесь, срок немалый, поэтому все новое – это хорошо забытое старое.
ЛИТЕРАТУРА
Иванова Н. В. Самарское краеведение: растительный мир Самарской области [Текст] : учебное пособие / Н. В. Иванова. – Самара : Изд-во «Самарский муниципальный институт управления», 2009. – 147 с.
Корчак И.А. Основы экологии и охрана природы [Текст] : учебное пособие для профессиональных учебных заведений / И. А. Корчак. – Самара : Самар. дом печати, 1995. – С. 5–25.
Муравьев А. Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса [Текст] / А. Г. Муравьёв. – СПб : Крисмос+, 2000. – 118 с.
Мясников В. Утоление жажды [Текст] / В. Мясников // Зелёный шум. – Куйбышев : Кн. изд-во, 1980. – 192 с.
Полевой В. В. Физиология растений [Текст] / В. В. Полевой. – М. : Высшая школа, 1989. – 464 с.