Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
Станция туристов города Мыски, Кемеровской области.
«Художественная роспись по дереву»
Творческая разработка по декоративно прикладному творчеству
Работу выполнила:
Педагог доп. образования
Шипицына Елена Владимировна
2020г.
Цель: знакомство с новым, современным направлением в художественной росписи по дереву – многослойная живопись в стиле реализм.
Задачи:
1. Рассказать историю появления росписи по дереву.
2. Познакомить с видами росписи по дереву в России.
- Показать работы педагога Шипицыной Е.В. и других мастеров современников.
Роспись по дереву очень увлекательное и интересное направление в декоративно-прикладном творчестве. Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества. Дерево всегда являлось самым доступным для отделки материалом — и именно роспись по дереву формировало изобразительное искусство и человеческую культуру в России.
Первые найденные предметы с элементами росписи относятся к XVIII веку. Доподлинно известно, что расписывать узорами люди умели намного раньше, так как об этом упоминается в старинных летописях. На протяжении столетий складывались разные техники росписи по дереву, разные мастера придумывали свои необычные орнаменты, привносили в рисунки новые цвета и элементы. В разных городах и селах ремесленники декорировали разные предмета быта и стены своих жилищ в целях внесения в жизнь красоты и чтобы запечатлеть происходящие с ними события.
В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.
И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.
Большое разнообразие видов росписи позволяет лучше понять традиции и быт народа, его развитие и культуру в разные года.
В 19 веке роспись по дереву получила широкое распространение в России. В разных городах и селах в разные года появлялись новые талантливые мастера.
Умельцы расписывали прялки, сундуки, лукошки, короба. Украшали фасады домов, дверные проемы и оконные рамы, ставни. Расписывали разнообразную посуду.
Украшали подарочные изделия, игрушки, табакерки, шкатулки. Во второй половине 19 века было налажено производство мебели , это дало новый виток в декорировании интерьера. Роспись мебели стала неотъемлемой частью истории развития декоративной росписи.
В конце 19 века большую популярность получает роспись на деревянных спилах. Пейзажная живопись в стиле реализма очень оригинально вписывается в разнообразные формы заготовок.
С появлением фанеры производство деревянных кухонных разделочных досок становится очень доступным и дешевым. Это позволило многим педагогам дополнительного образования разработать программы по обучению детей росписи по дереву. На занятиях обучающиеся знакомятся с различными техниками росписи по дереву и воспроизводят уходящие в прошлое традиции Русского народа.
В настоящее время в России большое внимание уделяется сохранению и возобновлению народных художественных промыслов. С каждым годом все больше появляется в свободном доступе через СМИ информации о том как в 20 веке развивается художественная роспись и какие новые направления, технологии и стили рекомендуют разные мастера.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это —декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы подставок, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия мастеров и украшают ими свой дом.
Рассмотрим самые популярные виды росписи по дереву в России:
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери, посуду, шкатулки.
Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области.
Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись —возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки.
Хо́луйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы
Федо́скинская миниатю́ра — народный промысел, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Во второй четверти XIX века художники расписывали табакерки, бисерницы, шкатулки, ларцы.
Па́лехская миниатю́ра — народный художественный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.
Мстёрская миниатюра — народный промысел, вид русского народного творчества, возникший в посёлке Мстёра Владимирской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Предысторией промысла были предметы из дерева, расписанные темперой и покрытые лаком: коробочки с орнаментом, лотки, кубышки.
Северодвинская роспись по дереву- общее обозначение русских крестьянских промыслов по росписи изделий из дерева, существовавших в конце XVIII — начале XIX в. в селах по течению реки Северной Двины, впадающей в Белое море. В Архангельской и Вологодской губерниях на северо-западе России издавна производили из дерева посуду, детские игрушки, прялки, орудия труда, мебель, украшенную резьбой и росписью.
Вятская роспись по дереву и бересте — роспись клеевыми или гуашевыми красками, родом из Вятки.
Пермогорская роспись — крестьянская роспись по дереву Северной Двины. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни .
Развита в деревнях Черепаново, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье. Круг расписываемых предметов велик — деревянная и берестяная посуда, колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки.
Прикамская роспись — роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.
Бо́рецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века в селе Борок в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках).
«Волховская» роспись по дереву известна с XIX века и обладает особой живописностью. Ее особенностью является центральный элемент - так называемый «Волховский» розан в окружении листьев разной формы. Яркая самобытная роспись украшала предметы быта русского дома и ручные прялки «золоченки» и «крашенки».
Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска (техника двойного мазка). Мастера расписывали коромысла, телеги, прялки, деревянную посуду, стены, потолки и двери домов, мебель.
Современные виды росписи
«Уймонская роспись» была заложена приблизительно в 2008 году в сотрудничестве мастера по дереву и камню В.Н. Лихачёва и алтайского художника Анатолия Петровича Веселёва. Первые панно круглой формы были расписаны с использованием «звериного стиля». Следующими автороми, включившимися в сложную технологию росписи, стали Данила Лихачев, Наталья Савицкая, Ирина Царенко и Марианна Яцышина.
В 2013 году родились новые формы панно – уже не круглые и даже не овальные, но асимметричные. И вот рождаются образы героев и богатырей, алтайской принцессы и мифических грифонов. Звериный стиль и орнаменты заполняют пространства, сияют звёзды и целые галактики, петроглифы древних времён и поющий кайчы.
Вологодская роспись . Этот стиль возник на предприятии Художественное объединение «Надежда ». Сохраняя старое — искали новые стили. Однажды, появилась идея попробовать расписать хохлому по серебряному фону. Получилось красиво. Так появилась Вологодская хохлома.
Кемеровская роспись - одна из ветвей урало-сибирской росписи. Эта роспись создана на основе смешения двух техник - жостовской и нижнетагильской. И на основе нижнетагильской росписи, группой во главе с В. Пантелеевой, была разработана своя техника росписи. Особенность двухцветный мазок. В отличие от нижнетагильской (которая раньше была более декоративной) кемеровская стала более реалистичной, в композиции стали использовать хвою, шишки, таежные травы. В нижнетагильской росписи применяют круглые беличьи кисти, а в кемеровской сразу стали прменять плоскую синтетику, что тоже придает росписи индивидуальность. Кемеровская роспись выполнялась на фабрике "Весна". И к сожалению фабрика в 2001 году закрылась.
В декоративно-прикладном творчестве важно стремится к новому шагая в ногу со временем, отвечать потребностям и интересам современного общества. У каждого педагога имеется свой взгляд на мир, свои представления о живописи, свои особенности, интересы, предпочтения, склонности, сформировавшиеся навыки письма и росписи, свой стиль, техника и направление в работе. Каждый педагог стремится к созданию нового и неповторимого, востребованного в данное время, в данном месте и для определенной категории граждан.
Мною было выбрано направлении росписи по дереву в технике реалистичной живописи не с проста. Нынешнее поколение детей воспитывается на современных анимационных мультфильмах, интернет- играх. Все реже дети играют на улице, почти не отдыхают на природе, тем самым перестают обращать внимание на красоту окружающего мира. В мультфильмах животных рисуют в разных стилизованных вариантах и звери порой уже совсем не похожи сами на себя. Например в мультфильме «Смешарики» заяц нарисован синим цветом, круглой формы, а ёжик розовым цветом с треугольными выступами на голове.
«Все чаще в мультфильмах встречаются различные монстры, уроды, мутанты. В компьютерных играх вообще не ведется контроль предлагаемой для просмотра продукции. Так я часто встречаю в изображениях множество выдуманных не существующих элементов, нарушения цветовых решений в рисунке и искаженную перспективу. Некоторые растения и животные нарисованы такими страшными, что порой задумываешься о воздействии на психику ребенка таких рисунков. Можно только догадываться каким в глазах ребенка создается образ и идеал мира. Восприятие вымышленного, не существующего мира привело к тому, что дети перестали воспринимать и ценить реалии жизни. Видя живую кошку дети удивляются, почему она ходит на 4 лапах, ведь во всех мультфильмах и играх она очеловечена и ходит на 2 ногах. Видя в заповеднике белого кролика дети спрашивают кто его покрасил, ведь все его игрушки зайчики голубые или розовые и ребенок думает, что в природе они должны быть такими же.
На протяжении 2 лет я шла к такому решению, что нужно возвращаться к реальности, возрождать в детях любовь к природе, животным, растениям, прививать бережное отношение к окружающему миру. Так как я занимаюсь росписью по дереву , я решила , а почему бы не применить эту идею в своей работе и я стала развиваться в этом направлении. Перейдя от традиционных техник художественной росписи по дереву к технике многослойной живописи в стиле реализм я пришла к мнению, что возможно применить ее в росписи по дереву. Представляю вашему вниманию некоторые свои работы.
Рассмотрим некоторые изделия в технике реалистичной живописи выполненные другими мастерами.
Желаю творческих успехов