ВСЕРОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
«Педагогические идеи прошлого, определяющие будущее»
23 сентября 2023 года
Автор работы:
Ярославцева Ольга Юрьевна
Забайкальский край
МОУ Шаранчинская СОШ
Учитель русского языка и литературы
ЗАДАЧА 1
В тексте автор рассуждает о «методе вспомогательного преподавания».
Вам предстоит выполнить по этой теме перед своими коллегами в рамках педагогического совета и обозначить принципиальные отличия в методах, подходах и технологиях преподавания «учителя, который учит» и «учителя, который помогает учиться». Исходя из ваших профессиональных знаний и опыта, сформулируйте и запишите не менее пяти ключевых тезисов своего выступления.
ОТВЕТ
В. А. Сухомлинский говорил: «Ученик- это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь». Я полностью согласна с этой мыслью, ведь роль современного педагога помогать учиться, а не передавать свои знания в готовом виде. Всегда интереснее самому извлечь из каких-либо источников нужную информацию, чем получить её уже в готовом виде. Именно этот метод поможет нам вызвать интерес у учащегося к своему предмету. Нужно заинтересовать, а не «накачать» информацией, которая забудется ребёнком уже завтра.
На уроке учитель, который помогает учиться, выступает равноправным участником получения и переработки новых знаний, что помогает развить участников образовательного процесса, то есть у учеников, умение самостоятельно мыслить и делать выводы.
Учитель, который учит, оценивает знания учеников и их успехи посредством экзаменов и тестов, проверяя только то, как ученик усвоил предмет. Учитель же, который помогает учиться, создаёт условия для самостоятельной оценки учащимися своих знаний и умений, а также для корректировки способов их дальнейшего совершенствования.
Учитель, который помогает учиться, применяет в своей работе активные методы обучения. Учитель же, который учит, применяет традиционные методы обучения.
ЗАДАЧА 2
Какие педагогические проблемы в своей статье обозначает К. Д. Ушинский? Сформулируйте не менее трёх. Запишите их в виде ранжированного перечня, начиная с самой актуальной для вас. Поразмышляйте, как первая, актуальная для вас проблема образования, обозначенная К. Д. Ушинским может быть сегодня решена благодаря реализации Национального проекта «Образование»? К сведению, сейчас по всей стране открыты и работают:
- Центры «Точка роста» в школах сёл и малых городов.
- Детские технопарки «Кванториум».
- Центры цифрового образования «IT-куб».
- Педагогические технопарки «Кванториум».
- Центры дополнительного образования «Дом научной коллаборации».
- Центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
- Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Предложите сценарий образовательного события для детей, которое вы провели бы на одной из площадок НПО с целью решения первой, актуальной для вас проблемы образования, с использованием ресурсов площадки.
ОТВЕТ
Проблема того, что многие не понимают, что учёба в школе – это умственный труд, что нужно развивать в учащихся умение трудиться, то есть умение учиться.
Недостаточное использование труда в воспитательной работе школы. К. Д. Ушинский призывает использовать труд физический в перерывах между умственной работой, чтобы не выработать привычку «убивать время».
Проблема отрицательного отношения к труду в школе: школьники «убивают время», а не учатся.
Для того чтобы учащийся «умел учиться», мог организовывать свою умственную работу, нужно вызвать в нём интерес к изучаемому. Этому может способствовать участие в предметных олимпиадах (центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи), углублённое изучение отдельных, интересных для учащихся, предметов (центры «Точка роста», центры дополнительного образования) и, конечно же, повышение квалификации педагогических работников играет важную роль в развитии умения учиться детей. Ведь если учитель будет работать, пользуясь только методой «научить своему предмету», не беря во внимание «помочь разобраться в предмете», тогда ни о каком умении учиться речь идти не может.
Сценарий образовательного события
Название: Интеллектуальный марафон
Возраст учащихся: 5, 6 классы
Цель проведения: проверка знаний учащихся по теме «Части речи», устранение пробелов в знаниях.
Планируемые результаты: 1. Развитие и стимулирование познавательного интереса учащихся;
2. развитие творческого мышления.
3. развитие навыков рефлексии
Способы измерения результатов: заполнение таблицы
Я знаю | Я знаю частично | Я не знаю |
Ответы на вопросы: Почему я выиграл? Почему я проиграл?
Шаги события
Введение: представление участников, озвучивание правил.
Игра-соревнование:
1 ступенька
2 ступенька
3 ступенька
4 ступенька
5 ступенька
Групповое обсуждение. Рефлексия (таблица)
Заключение: подведение итогов, рефлексия (вопросы).
ЗАДАЧА 3
О важности искусства «возбуждения классного внимания» говорит в своей работе К. Д. Ушинский. Великий русский режиссёр К. С. Станиславский тоже утверждал, что именно «внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству». Многие практикующие педагоги утверждают, что используют в своей работе элементы и приёмы знаменитой «системы Станиславского», и это помогает им решать задачу «удержания внимания» классного коллектива.
Опишите свой опыт применения в вашей педагогической практике приёмов и методов, которые вы «подсмотрели» у специалистов из других профессиональных сфер деятельности. Как вы объясните, почему эти приёмы и методы оказались эффективны для организации образовательного процесса?
ОТВЕТ
Не секрет, что урок, проведённый без интереса, - это время, потерянное зря. Если тебе самому неинтересен предмет, то и учащийся не сможет полюбить его. Поэтому профессию «учитель русского языка» я выбрала не случайно, ведь именно любовь к русскому языку позволяет мне заинтересовать моих учеников.
Конечно же, в своей работе я использую «подсмотренные» приёмы и методы. Это позволяет мне заинтересовать ребят и удерживать этот интерес в течение всего урока.
Первый приём я «подсмотрела» в телепередаче «Своя игра» - это проверка знаний с помощью деления учебного материала на тематические блоки. Этот метод позволяет ученикам систематизировать учебный материал, совершенствовать свои знания и умения, совершенствовать умение оценивать свои знания и умения.
Второй приём я позаимствовала у спортсменов. Это использование соревнований, ведь «соревновательный дух» мотивирует учащихся на достижение лучшего результата среди своих одноклассников, а также заставляет активнее мыслить, развивает коммуникативные навыки.
Третий приём «подсмотрен» мной в сфере искусства. Это метод визуализации. Любая тема на уроке приобретает в процессе работы с учащимися визуальную форму: схема, таблица, рисунок и т. д. Учащимся интересно создавать собственный «продукт» умственной деятельности.
Применение перечисленных приёмов позволяет мне заинтересовать учащихся, делать уроки более запоминающимися, создавать атмосферу сотрудничества с ребятами.
.