СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский педагогический диктант

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участвовала в этом событии в 2023 году

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский педагогический диктант»













ВСЕРОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

«Педагогические идеи прошлого, определяющие будущее»

23 сентября 2023 года

Автор работы:

Ярославцева Ольга Юрьевна

Забайкальский край

МОУ Шаранчинская СОШ

Учитель русского языка и литературы































ЗАДАЧА 1

В тексте автор рассуждает о «методе вспомогательного преподавания».

Вам предстоит выполнить по этой теме перед своими коллегами в рамках педагогического совета и обозначить принципиальные отличия в методах, подходах и технологиях преподавания «учителя, который учит» и «учителя, который помогает учиться». Исходя из ваших профессиональных знаний и опыта, сформулируйте и запишите не менее пяти ключевых тезисов своего выступления.



ОТВЕТ

В. А. Сухомлинский говорил: «Ученик- это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь». Я полностью согласна с этой мыслью, ведь роль современного педагога помогать учиться, а не передавать свои знания в готовом виде. Всегда интереснее самому извлечь из каких-либо источников нужную информацию, чем получить её уже в готовом виде. Именно этот метод поможет нам вызвать интерес у учащегося к своему предмету. Нужно заинтересовать, а не «накачать» информацией, которая забудется ребёнком уже завтра.

На уроке учитель, который помогает учиться, выступает равноправным участником получения и переработки новых знаний, что помогает развить участников образовательного процесса, то есть у учеников, умение самостоятельно мыслить и делать выводы.

Учитель, который учит, оценивает знания учеников и их успехи посредством экзаменов и тестов, проверяя только то, как ученик усвоил предмет. Учитель же, который помогает учиться, создаёт условия для самостоятельной оценки учащимися своих знаний и умений, а также для корректировки способов их дальнейшего совершенствования.

Учитель, который помогает учиться, применяет в своей работе активные методы обучения. Учитель же, который учит, применяет традиционные методы обучения.











ЗАДАЧА 2

Какие педагогические проблемы в своей статье обозначает К. Д. Ушинский? Сформулируйте не менее трёх. Запишите их в виде ранжированного перечня, начиная с самой актуальной для вас. Поразмышляйте, как первая, актуальная для вас проблема образования, обозначенная К. Д. Ушинским может быть сегодня решена благодаря реализации Национального проекта «Образование»? К сведению, сейчас по всей стране открыты и работают:

- Центры «Точка роста» в школах сёл и малых городов.

- Детские технопарки «Кванториум».

- Центры цифрового образования «IT-куб».

- Педагогические технопарки «Кванториум».

- Центры дополнительного образования «Дом научной коллаборации».

- Центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.

- Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Предложите сценарий образовательного события для детей, которое вы провели бы на одной из площадок НПО с целью решения первой, актуальной для вас проблемы образования, с использованием ресурсов площадки.



ОТВЕТ

  1. Проблема того, что многие не понимают, что учёба в школе – это умственный труд, что нужно развивать в учащихся умение трудиться, то есть умение учиться.

  2. Недостаточное использование труда в воспитательной работе школы. К. Д. Ушинский призывает использовать труд физический в перерывах между умственной работой, чтобы не выработать привычку «убивать время».

  3. Проблема отрицательного отношения к труду в школе: школьники «убивают время», а не учатся.



Для того чтобы учащийся «умел учиться», мог организовывать свою умственную работу, нужно вызвать в нём интерес к изучаемому. Этому может способствовать участие в предметных олимпиадах (центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи), углублённое изучение отдельных, интересных для учащихся, предметов (центры «Точка роста», центры дополнительного образования) и, конечно же, повышение квалификации педагогических работников играет важную роль в развитии умения учиться детей. Ведь если учитель будет работать, пользуясь только методой «научить своему предмету», не беря во внимание «помочь разобраться в предмете», тогда ни о каком умении учиться речь идти не может.

Сценарий образовательного события

Название: Интеллектуальный марафон

Возраст учащихся: 5, 6 классы

Цель проведения: проверка знаний учащихся по теме «Части речи», устранение пробелов в знаниях.

Планируемые результаты: 1. Развитие и стимулирование познавательного интереса учащихся;

2. развитие творческого мышления.

3. развитие навыков рефлексии

Способы измерения результатов: заполнение таблицы

Я знаю

Я знаю частично

Я не знаю

Ответы на вопросы: Почему я выиграл? Почему я проиграл?

Шаги события

  1. Введение: представление участников, озвучивание правил.

  2. Игра-соревнование:

1 ступенька

2 ступенька

3 ступенька

4 ступенька

5 ступенька

  1. Групповое обсуждение. Рефлексия (таблица)

  2. Заключение: подведение итогов, рефлексия (вопросы).

















ЗАДАЧА 3

О важности искусства «возбуждения классного внимания» говорит в своей работе К. Д. Ушинский. Великий русский режиссёр К. С. Станиславский тоже утверждал, что именно «внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству». Многие практикующие педагоги утверждают, что используют в своей работе элементы и приёмы знаменитой «системы Станиславского», и это помогает им решать задачу «удержания внимания» классного коллектива.

Опишите свой опыт применения в вашей педагогической практике приёмов и методов, которые вы «подсмотрели» у специалистов из других профессиональных сфер деятельности. Как вы объясните, почему эти приёмы и методы оказались эффективны для организации образовательного процесса?



ОТВЕТ

Не секрет, что урок, проведённый без интереса, - это время, потерянное зря. Если тебе самому неинтересен предмет, то и учащийся не сможет полюбить его. Поэтому профессию «учитель русского языка» я выбрала не случайно, ведь именно любовь к русскому языку позволяет мне заинтересовать моих учеников.

Конечно же, в своей работе я использую «подсмотренные» приёмы и методы. Это позволяет мне заинтересовать ребят и удерживать этот интерес в течение всего урока.

Первый приём я «подсмотрела» в телепередаче «Своя игра» - это проверка знаний с помощью деления учебного материала на тематические блоки. Этот метод позволяет ученикам систематизировать учебный материал, совершенствовать свои знания и умения, совершенствовать умение оценивать свои знания и умения.

Второй приём я позаимствовала у спортсменов. Это использование соревнований, ведь «соревновательный дух» мотивирует учащихся на достижение лучшего результата среди своих одноклассников, а также заставляет активнее мыслить, развивает коммуникативные навыки.

Третий приём «подсмотрен» мной в сфере искусства. Это метод визуализации. Любая тема на уроке приобретает в процессе работы с учащимися визуальную форму: схема, таблица, рисунок и т. д. Учащимся интересно создавать собственный «продукт» умственной деятельности.

Применение перечисленных приёмов позволяет мне заинтересовать учащихся, делать уроки более запоминающимися, создавать атмосферу сотрудничества с ребятами.

.