СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Все действия с десятичными дробями»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок систематизации и обобщения знаний по темет "Десятичные дроби"

Просмотр содержимого документа
««Все действия с десятичными дробями»»

Урок по теме

«Все действия с десятичными дробями»


“Число, выраженное десятичным знаком,

прочтет и немец, и русский, и араб, и янки

(Д.Менделеев)


Девиз урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные».


Цель:

* Развивающие:

- развитие логического мышления, памяти, внимания и самостоятельности;

- познавательный интерес;

- приобщение учащихся к разнообразным формам работы повторения материала;

- формирование математической речи;

- развитие кругозора учащихся.

* Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать дружеские отношения в классе.

* Образовательные:

- закрепить умения и навыки при делении десятичных дробей;

Тип урок: урок систематизации, обобщения и контроля знаний.

Метод работы на уроке: наглядный, словесный

Форма работы на уроке: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор, карточки с заданиями.

План урока:

  1. Организационный момент (0,5 мин)

  2. Мотивация урока (1 мин)

  3. Актуализация опорных знаний. (18 мин)

  4. Обобщение и систематизация знаний по теме «Деление десятичных дробей». (4 мин)

  5. Физкультминутка.(3 мин)

  6. Обобщение и систематизация знаний по теме «Деление десятичных дробей». (4 мин)

  7. Самостоятельная работа.(12 мин)

  8. Итоги урока. (1 мин)

  9. Домашнее задание. (0,5 мин)

  10. Рефлексия.(1 мин)






Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

Поэт Р.Сеф написал такие строчки: (слайд 1)

Кто ничего не изучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает

Тот вечно хнычет и скучает.

А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие.

Цели урока


  • проверка знаний и умений учащихся;

  • развитие чувства ответственности, коллективизма;

  • активизация мышления учащихся;

  • развитие интереса к изучению математики.



3. Актуализация опорных знаний. (Устно).

3.1 Закончите правило:

а) Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь надо …

б) Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо…

в)Когда необходимо перенести запятую влево в десятичной дроби?

г)Когда необходимо перенести запятую вправо в десятичной дроби?

д)Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь надо…

е) Умножения и деления десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д

3.2. На доске записан девиз нашего урока, чтобы его узнать, вы должны его расшифровать (На доске )

Девиз: Знания имей отличные по теме: « 0,175 (д); 0,006(р); 0(о) ; 0,15(б); 0,7(и) 0,175(д); 1(е); 7(с); 0,25(я); 530(т); 0,7(и); 374(ч); 0,06(н); 0,2(ы); 1(е)»


и-5,6:8=(0,7) е-10 · 0,1=(1)

с-5,6:0,8=(7) я-2,5:10=(0,25)

д-17,5 · 0,01=(0,175) н-0,15 · 0,4=(0,06)

т-5,3 · 100=(530) р-0,2 · 0,03=(0,006)

ч-37,47 : 0,1=(374,7) ы-0,12 : 0,6=(0,2)

б-0,3 · 0,5=(0,15 ) о-15 : 0,3=(50)


3.3. Какой знак можно поставить между числами 4 и 5, чтобы получившееся число было больше 4, но меньше 5? (Ответ: запятую: 4,5).


3.4. Даны числа: 0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате получилась единица. (Ответ: (0,3+7,7) х 0,125 = 8 х 0,125 = 1)


3.5. Найдите значения выражения: (14-2,46:3) х (0,25х4-0,2х5) (Ответ: 0).


4. Обобщение и систематизация знаний по теме «Деление десятичных дробей».


(Учитель). Ребята! Записываем в тетради число, классную работу.

4.1 Возьмите карточку №1. Выполнив все задания, вы узнаете имя знаменитого ученого ХV века, который впервые описал правила вычисления с десятичными дробями.


1. Решите задачу. Сколько кусков ленты по 2,5 м получится из мотка длиной 23 м?

а) 9,2 – К б) 7,5 – О в) 9,6 – С

2. Уменьшите число 81,48 в 4 раза.

а) 4,3 – И б) 20,37 – А в) 10,6 – Н.

3. Разделите 0,035 на 0,25.

а) 0,14 – Ш б) 8 – А в) 9 – Б.

4.Выполните действия: 1,65 : 0,5 – 1,25

а)2,05 – И б) 1,5 – Л в) 150 – Р.

(Учитель проверяет, получилось слово Каши).

(Учитель). Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в ХV веке самаркандский астроном Каши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с ними. Труды Каши долгое время были неизвестны европейским ученым. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять, а действия с обыкновенными дробями не давали возможности делать это. Прошло полтора века после открытий ал-Коши, и вот талантливый фламандский инженер и ученый Симон Стевен в своей книге «Десятая» описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввел для них символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой. Обычно он признается и их изобретателем»

4.2. (Учитель). Ребята! Мы с вами уже убедились в том, что действия с десятичными дробями проще, чем с обыкновенными дробями.

Например. Что больше: 3 : 4 или 2 : 5? (работа у доски 1 уч-ся) остальные в тетрадях

(Кто-нибудь из ребят предлагает записать эти дроби в виде десятичных дробей, затем сравнить их: 0, 75 0,4).

5. Физкультурная разминка.


Потрудились – отдохнем

Встанем , глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед

Влево. Вправо, поворот

Три наклона, прямо встань

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустить

Всем улыбки подарить


6. Обобщение и систематизация знаний по теме «Деление десятичных дробей». (4 мин)



(Учитель) А сейчас, ребята, я прошу вас вспомнить правила действия с десятичными дробями.

Найдите пропущенное число: (взаимопроверка)


а) 10 × у = 8 (0,8) в) 4,8 : у = 6 (0,8) д) 0,1 × Х = 17 (170)

б) 4 × а = 2,4 (0,6) г) 0,3 × b = 0,66 (2,2) е) 2,25 : с = 1,5 (1,5)


7. Самостоятельная работа.(12 мин)

(Учитель). Ребята! Сейчас вы будете выполнять задания по вариантам.


Задание для первого варианта: Выполнив все задания (число-буква), вы отгадаете название птицы, которая может бегать под водой.


О

Я

А

П

К

Л

Вычисли:

17,4 : 0,6

29

10

1

0,1

0,01

97

Реши уравнение

2 х а = 12,4

6,02

6,21

62

0,62

60,2

6,2

Найди значения

3,74 : 0,01

3,74

374

37,4

0,374

3,074

30,74

Выполни деление 1,5 : 0,4

6

60

0,06

3,75

600

0,006

Выполни деление

7,2 : 0,9

0,8

0,08

80

6

8

9

Реши уравнение

d : 3,7 = 8

3,1

29

29,6

4,03

5,3

5,03


Эта наземная птица может бегать под водой. Ее любимая пища – водные насекомые, за ними она охотится, бегая по дну ручья и распустив крылья, чтобы вода не выталкивала ее на поверхность. (Ответ: оляпка)


Задание для второго варианта: Выполнив все задания ( число-буква), вы отгадаете название рыбы, которая живет в Тихом океане, а на нерест уходит в одну из рек, впадающую в Тихий океан.



К

Я

А

Т

К

Е

Вычисли:

133,111 :2,2

60,505

10

1

0,1

0,01

97

Вычисли:

2639,58 : 8,7

6,02

6,21

62

0,62

60,2

303,4

Найди значения

46,98 : 1,16

3,74

374

37,4

40,5

3,074

30,74

Выполни деление

333 : 0,8

6

60

416,25

0,6

600

0,006

Самое интересное, что они без ошибки найдут ту же самую реку, пройдут те же пороги, которые проходили их родители, и на том же самом месте устроят новые гнезда.

Ответ : Кета


8. «Черный ящик» . (Учитель). Предмет, который находится в «черном ящике» применялся для письма и рисования уже в ХVI веке. Слово произошло от тюркского «кара»-черный и «таш»-камень.

…Об этом существуют легенды, загадки… Например:

Черный Ивашка,

деревянная рубашка

где пройдется,

там след остается.

(Ответ: Карандаш)

(Приз достается тому, кто первый отгадает).


9. А сейчас давайте отдохнем и выполним задачи на смекалку и внимание

1. Три друга - Коля, Витя, и Миша – решили купить шайбу, которая стоит 1 рубль. У Коли и Вити было по 0,25 р., а у Миши – 0,45 р. Будут ли они вечером играть в хоккей?

(Ответ: нет)

2. Антон лег спать 23 февраля в 19 часов и завел будильник, чтобы он разбудил его утром в 8 часов. Сколько часов спал Антон, если предположить, что он сразу уснул?

(Ответ: 1 час)

3. Одно яйцо варится 4 мин. Сколько времени будут вариться 5 яиц?

(Ответ: 4 мин)

8. Итоги урока. Выставление оценок.

9. Домашнее задание. Стр 104, №8-14



10. Рефлексия.

Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).

  • На уроке я работал активно / пассивно

  • Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  • Урок для меня показался коротким / длинным

  • За урок я не устал / устал

  • Мое настроение стало лучше / стало хуже

  • Материал урока мне был полезен / бесполезен

  • интересен / скучен

  • Домашнее задание мне кажется легким / трудным



Подведение итогов урока.


Заключение.

Дорогие ребята! Закончить урок я хочу такими словами венгерского математика Д. Пойа: «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать, или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения».















Карточка 1


1. Решите задачу. Сколько кусков ленты по 2,5 м получится из мотка длиной 23 м?

а) 9,2 – К б) 7,5 – О в) 9,6 – С

2. Уменьшите число 81,48 в 4 раза.

а) 4,3 – И б) 20,37 – А в) 10,6 – Н.

3. Разделите 0,035 на 0,25.

а) 0,14 – Ш б) 8 – А в) 9 – Б.

4.Выполните действия: 1,65 : 0,5 – 1,25

а)2,05 – И б) 1,5 – Л в) 150 – Р.



Карточка 2


Задание для первого варианта: Выполнив все задания ( число-буква), вы отгадаете название птицы, которая может бегать под водой.


О

Я

А

П

К

Л

Вычисли:

17,4 : 0,6

29

10

1

0,1

0,01

97

Реши уравнение

2 х а = 12,4

6,02

6,21

62

0,62

60,2

6,2

Найди значения

3,74 : 0,01

3,74

374

37,4

0,374

3,074

30,74

Выполни деление 1,5 : 0,4

6

60

0,06

3,75

600

0,006

Выполни деление

7,2 : 0,9

0,8

0,08

80

6

8

9

Реши уравнение

d : 3,7 = 8

3,1

29

29,6

4,03

5,3

5,03

Эта наземная птица может бегать под водой. Ее любимая пища – водные насекомые, за ними она охотится, бегая по дну ручья и распустив крылья, чтобы вода не выталкивала ее на поверхность.



Задание для второго варианта: Выполнив все задания ( число-буква), вы отгадаете название рыбы, которая живет в Тихом океане, а на нерест уходит в одну из рек, впадающую в Тихий океан.



К

Я

А

Т

К

Е

Вычисли:

133,111 :2,2

60,505

10

1

0,1

0,01

97

Вычисли:

2639,58 : 8,7

6,02

6,21

62

0,62

60,2

303,4

Найди значения

46,98 : 1,16

3,74

374

37,4

40,5

3,074

30,74

Выполни деление

333 : 0,8

6

60

416,25

0,6

600

0,006

Самое интересное, что они без ошибки найдут ту же самую реку, пройдут те же пороги, которые проходили их родители, и на том же самом месте устроят новые гнезда.