СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все начинается с себя

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный процесс... каким он должен быть? Главное -  воспитать достойного гражданина своей Родины.

Просмотр содержимого документа
«Все начинается с себя»

Все начинается с себя

Учитель – тот, кто с добротой выводит 

блуждающего на его дорогу. 

Квинт Энний, древнегреческий поэт. 



Все мы помним  из нашего советского прошлого, что  в человеке от рождения не заложено ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования личностных качеств  каждого человека начинается фактически с нуля.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности

В социализации личности каждого огромную роль играет воспитательная работа в классе.  

Немаловажную роль играет соблюдение личностно ориентированных принципов воспитательной системы класса:

- безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон

- терпение и толерантность в достижении результатов воспитания

- беспристрастность в оценке поступков учащихся

- диалогичность и открытость в общении с воспитанниками.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется всё возрастающей сложностью и динамизмом. Отсюда следует, что компетентностный подход в воспитательной деятельности заключается в том, чтобы помочь молодому поколению самостоятельно решать проблемы в незнакомых условиях, ориентироваться в новых ситуациях своей дальнейшей профессиональной, личной и общественной жизни.

Развитие таких сторон личности, как: духовность, образованность, мировоззренческое и нравственно – эстетическое формирование, природные склонности и задатки не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания.

Свой воспитательный процесс с 5 по 8 класс я строила на основе программы «СемьЯ».

 Актуальность воспитательной системы определяется противоречием: между тенденцией к разрушению семьи как основного института воспитания и невозможностью воспитать Личность, гражданина вне семьи; между огромным количеством методических разработок и их малой эффективностью: между желанием родителей воспитать ребенка добрым и отзывчивым человеком и слабым владением методами и приемами воспитания. 

Взаимосвязь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе как классного руководителя.
С самого начала пребывания детей в школе я стараюсь как можно лучше узнать каждого ученика, принять его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Только при условии, что школа – это = дети + родители + классный руководитель, возможно «формирование духовно-нравственной личности, формирование человека и гражданина.

Основная задача классного руководителя – формирование детского коллектива. Я понимаю, что воспитание - это особое искусство, и начинается оно с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы. Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, формируется характер его общения с окружающими, приобретаются определенные навыки и привычки, именно в семье дети получают первые уроки жизни. Важно донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени.
И я очень благодарна родителям своих воспитанников, потому что видела неподдельный интерес к делам в классе, радость успешности своего «чада», доверие мне и желание помочь в каждую минуту.

Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования и воспитанию подрастающего поколения. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом.

Без ложной скромности скажу: богата моя методическая копилка разными методами, приёмами, идеями. Но какой был бы в ней смысл, и какая была бы от неё польза детям, если бы я не старалась поставить себя на место ученика, если была бы равнодушна не только к его учебным достижениям, но и к тому, чем он увлекается, как чувствует себя в коллективе?!

Воспитание – это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личности.

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности.

Учитель, ставящий целью воспитание детей доброго сердца, сам должен быть устремлен к человеку, дорожить им, чувствовать и понимать душевное состояние другого. «Любовь воспитателя к воспитанникам – не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная, тяжелая, захватывающая работа». Временами наступает отчаяние. Терпение, умение найти нужные слова, убедить. Важно именно доверительно поговорить, а не читать морали, возможно даже услышать критические замечания в свой адрес.

Мои воспитанники уже окончили школу, но я до мельчайших подробностей помню каждый год и каждый день нашей совместной деятельности. Помню классный час в 5 классе «Что такое настоящая дружба?». Это было в самом начале нашего совместного пути, когда я еще плохо знала детский коллектив. В конце классного часа я предложила детям нарисовать портрет своего друга из класса и портрет человека, с которым меньше всего общаешься. Затем каждый поместил портрет своего друга в центр круга, а с кем меньше всего общаешься за круг. Каждый должен был назвать лучшее качество этого человека и переместить его в тоже круг. И тут я с ужасом увидела, что это был портрет одной и той же девочки. Он явно выделялся наличием очков. Я сказала: «Ребята, как здорово, что вторым своим другом вы выбрали Настю. А теперь мы бросаем мяч любому человеку и говорим комплимент». Свой мяч я бросила Насте со словами: «Настя, ты очень красивая». Мяч пошел по кругу и вернулся к Насте. «Настя, ты добрая», - услышала я и облегченно вздохнула.

Настя была особенной девочкой. Росла в неполной семье. Она была «одиночкой», практически никогда не улыбалась, пряталась за спину других и ходила, всегда опустив голову. Я давала ей разные поручения, поощряла ее. Мы с ней осваивали личные курсы по выработке красивой походки. И, если класс награждался грамотой на школьной линейке, я просила Настю получить ее. Так я помогала ей повысить самооценку.

Доброту в детях можно воспитывать только личным примером Доброта - это не только чувство, способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта - это ещё и степень осознанности. А осознанное отношение к жизни и всему окружающему можно воспитать. Поэтому, воспитание детей лучше всего начать с себя.

Доброта воспитывается не только своим собственным примером, своим отношением к ребёнку, но и с помощью определённых занятий. Такие занятия знакомы каждому - это чтение сказок и рассказов, просмотр добрых детских фильмов.

К нам в класс неожиданно пришла беда - серьезно заболела Саша. Но мы были готовы вместе пережить этот период. Вылечить физически, конечно, не могли, но помочь преодолеть страх перед недугом, отдать свое душевное тепло, заботу, внимание было в наших силах. Мы ни на миг не забывали о Саше ни в школе, ни в период, когда она лежала в больнице. Ребята в реальной жизни показали умение сопереживать. Мои уроки «жизни» не прошли бесследно.

В самом начале воспитательного процесса я познакомила детей с системой оздоровления Порфирия Иванова. Он познал единственную истину, на которую ориентировался все последующие годы своего пребывания на Земле: «У (каждого) человека при жизни есть три качества: первое это совесть, второе — разум, третье — любовь к природе и к людям». 

Только умение пробуждать в человеке тепло, доверие и сострадание, умение «быть ниже всех людей» даровало ему спасение.

И эти три главных качества я развивала в детях.

Больше всего внимания требовал Андрюшка – гиперактивный, маленький лгунишка, но, по-своему добрый, трудолюбивый. Он часто совершал мелкие кражи и состоял на учете в КДН еще с начальной школы. В беседе с ним выяснилось, что вещи, которые он берет, совсем ему и не нужны. Но он не может устоять перед желанием взять их. Предложила ему, как избавиться от этой зависимости. И увидела в глазах столько неподдельного интереса. А метод совсем прост (придумала его на ходу) – опустить руки в карманы, крепко сжать ими штанины, повернуться и уйти. Просто в этот момент нужно занять руки и мысли другим. И каким же было мое счастье, когда месяца через три – четыре он мне сказал: «А знаете, Валентина Ивановна, мне же помогло».

Мой совет всем - не спешите резко критиковать ребенка за «неправильные» мысли или поступки. Убедите его, а в первую очередь самих себя, что он может исправиться, разберите с ним возможные варианты действий по исправлению ошибок, дайте шанс показать себя с лучшей стороны.

Ванюшка – вспыльчивый мальчик, он загорался как спичка, хмурил брови, отворачивался, всем своим видом показывая недовольство. Я говорила ему: «Ваня, посмотри на меня». Он недовольно взирал на меня, но я от него не отставала до тех пор, пока на его лице не появлялась улыбка. И до самого выпуска мы его потом называли Солнышко. На его лице всегда сияла лучезарная улыбка. Как – то его мама пожаловалась мне, что его невозможно заставить читать. Я посоветовала ей, когда она возится на кухне, пожаловаться вслух, как она занята, некогда даже почитать газету и попросить его почитать ей. Так постепенно пришло желание что- то почитать. А в 10 классе он мне взахлеб рассказывал об эпизоде, когда русский и немецкий солдаты оказались вместе в заваленном подвале. Как желание выжить объединило их.

Помню, когда мы учились в 7 или 8 классе, в школе проходили соревнования по основам безопасного поведения. В состав команды должна была входить девочка, умеющая ездить на велосипеде, таких в классе оказалось две. Но обе они категорически отказались участвовать (как же, все мальчики будут на них смотреть и смеяться, если что-то не так). И вот настала минута, когда нужно было выходить на старт. С замиранием сердца я ждала, но они не вышли. Тогда я вышла на старт, взяла велосипед (а я на нем не ездила уже лет 20) и под бурные аплодисменты и подбадривания учеников всей школы я преодолела все препятствия, как могла, где падая, где нарушая правила, отталкиваясь ногами. В течение 3 дней я не разговаривала с девчонками, и всем своим видом давала понять, что в классе у меня есть только мальчики. Но все это время я думала «вдруг они так и не осознают, вдруг так и не придут». И где-то в глубине души верила, что такое не случится. И они пришли, поникшие, виноватые и готовые все исправить.
А.С. Макаренко рассматривал педагогическое мастерство как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения. 

Ранняя юность – время становления индивидуальности молодого человека, время оценки его социального, личностного, интеллектуального потенциала и перспектив развития. Задача моя на этом этапе, по меньшей мере, - не мешать проявлениям самостоятельности юношей и девушек, а по большому счёту – предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку и помогая преодолевать трудности и опасности юношеского возраста.

Основная мысль – научить их сначала обращаться к себе, и смотреть на себя в зеркало, прежде чем пенять на других. Заниматься собой, тогда и любовь к людям придет. Это так просто критиковать  других и весь внешний мир. Как будто бы, мир отделен от нас самих. Ведь внешний мир это всего лишь наше отражение.

Наш мир, наша вселенная постоянно нас проверяют на прочность, постоянно заставляют отвечать за свои слова. Всегда нас ставят в такие ситуации, в которых мы и проверяем чего стоим.

Поэтому, чтобы не происходило в вашем внешнем мире, чтобы не раздражало вас там, всегда возвращайтесь к себе. Потому что вы источник того, в каком мире вы живете. Я всегда говорила: «Любить – значит отдавать, а не брать».

Всё начинается сначала,
Всё начинается с себя,
С преображенья и осознанья,
Открытия в себе Себя.

В основу воспитательного процесса в старших классах я взяла концепцию Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни достойного человека».

  • Человек – существо разумное

  • Человек – существо моральное

  • Человек – существо созидательное

Содержание воспитания включает:

  • философическое воспитание

  • диалогическое воспитание

  • этическое воспитание

Критерии эффективности:

- внешний облик ребенка;

- физическое и психологическое развитие, поведение;

- качественность, разнообразие жизни;

- способности, самочувствие;

- ценностные предпочтения;

- отношение ребенка к собственному «Я»

Воспитательная программа «Перекресток семи дорог»

Жизнь — это неограниченное количество перекрестков, на каждом из которых человек неизменно сталкивается с выбором: куда свернуть и по какой дороге продолжить свой путь. Это поистине судьбоносный момент, который очень важно не пропустить и принять правильное решение. Педагогическая целесообразность комплексной воспитательной программы «Перекресток семи дорог» состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают детей к осознанному выбору профессии, активизируют у учащихся процессы самопознания, формируют потребность в здоровом образе жизни, способствуют развитию моральных качеств личности.

Цель программы: воспитание гармоничной всесторонне развитой личности, способной к успешной социализации на протяжении всего жизненного пути.

Программа включает семь основных направлений воспитательной работы: учебно-познавательное , профориентационное, здоровьесберегающее, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, семейное, художественно-эстетическое.

Предложила ребятам самим выбрать семь дорог по которым они хотели бы идти по жизни: знание и незнание, леность и упорство, доброта и агрессивность, душевность и безразличие, тактичность и грубость, профессионализм и непрофессионализм, альтруизм и эгоизм.

На первый план поставила здоровьесберегающую технологию и технологию саморазвития личности, которые позволяют:

- осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;

-формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;

- формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу;

- мотивируют желание сохранить свое здоровье.

И результат не заставил себя ждать.

Мои дети – самые активные участники школьных и районных конкурсов. Требовательные и сосредоточенные, настойчивые, талантливые и непосредственные, они и меня не оставляют в покое, привлекая к своим « открытиям». 
Они могут всё, может быть, именно поэтому всегда добиваются определённых успехов.

Подтверждение этому школьные грамоты за I и II места за победу в разных видах спорта. Ребята неоднократно становились призерами районных смотров и конкурсов в самых разных номинациях:

IIIместо в районном фестивале «В гостях у Петрушки»;

Диплом III степени в районном конкурсе «ЮИД, ЮАШ в одной семье все изучают ПДД»;

I место за лучшее представление песни в районном фестивале детской песни «Зимняя сказка»;

Диплом I степени в районном конкурсе детско-юношеского творчества по противопожарной тематике «Таланты и поклонники»;

Диплом I степени в районном фестивале «Музы вели в бой», посвященном 65-летию Победы в ВОВ;

Диплом II степени в районном фестивале детской эстрадной песни и танца «Праздник детства»;

II место на районном слете ЮИДовцев «Безопасное колесо» в честь 65-летия Победы в ВОВ;

I место в районной ярмарке декоративно-прикладного искусства «Дары осени и наши фантазии»;

Благодарственное письмо и ценные подарки за активное участие в районной краеведческой конференции «Учителями славится Россия»;

II место в дворовом спорте;

II место в районном конкурсе «Спорт против наркотиков».

У нас 54 медали за победу в спорте, а это залог здорового образа жизни и одна медаль «За особые успехи в обучении».

Мои ребята были организаторами борьбы с курением в школе, их лозунг «На турнике нет места курящим».

Мой класс прожил очень бурную школьную жизнь: школьные и районные мероприятия и соревнования, олимпиады, классные вечера, где активными участниками были родители моих воспитанников. Дети раскрывали свои таланты и возможности, другими глазами смотрели на взрослых.

Быстро пролетело время, ребята на глазах выросли, повзрослели. Я счастлива, что между нами есть и доверие, и взаимопонимание, и, конечно же, сотрудничество. Я счастлива, что мы - практически одна семья. Очень часто слышала от них: «Как мы рады Вас видеть» 

Вот мой класс на пороге выпуска. Я вижу, как жаль им расставаться со всем, что связано со школьной порой, с детством: с учителями, с ребятами, с шумными коридорами, со своей партой. Но самое главное – я читаю в их глазах уважение, благодарность, даже любовь. В этом есть и моя заслуга. Они всегда были классом. Классным классом!

Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения.

Именно воспитание вырабатывает определенные качества личности человека и создает положительное или отрицательное отношение к обучению. Обучение и воспитание формируют у человека знания, умения и навыки. Само единство воспитания и обучения необходимо для того, чтобы сформировать у детей мировоззрение, нравственные нормы, моральные качества и необходимый социальный опыт.

Одним из показателей нового качества воспитательного процесса выступает повышение эффективности и качества учебной деятельности.





Из 11 выпускников 8 человек учатся в высших учебных заведениях, 2 в колледжах. А профессии, которые они выбрали!!! Энергетики, военные, атомщик, инженер-архитектор, филолог, учитель, юрист, экономист.

А ещё я верю, верю в то, что заложено в моих детях, - то «разумное, доброе, вечное» - они пронесут через всю жизнь. И тогда, тогда мир станет обязательно лучше и его спасёт не только красота, но и доброта. И в этом, я надеюсь, сыграет важную роль мой класс, где каждый ребёнок-личность, незаурядная натура, а все вместе - команда, мой самый

Сейчас мои новые воспитанники - девятиклассники. Это настоящие «герои своего времени», 21 века. Их жизнь – Интернет: «зависать» на сайтах, сидеть в контактах. Это уже состоявшийся коллектив со своим «уставом», сложный и молоуправляемый. Но я не отчаиваюсь. Я счастлива, что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. И я радуюсь, когда вижу результаты своего труда.

Сейчас я педагог уже с 27-летним стажем. Сколько изменений, реформ пережила школа за это время, но одно остается неизменным – это любовь к детям. Быть учителем и классным руководителем – это не работа, а мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей. Встречаться со своими учениками каждый день, учить их добру и справедливости, порядочности и честности - это не профессия, а состояние души.

Нам не дано предугадать,

Чем наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность в человеке

Ф.И. Тютчев

Я верю: «завтра» нашей системы образования будет светлым. Для этого нужно, чтобы люди, которым дано право на законодательном уровне вершить судьбу российской школы, прежде всего, думали о ребёнке как о личности, не были равнодушными.



  • Промышленное и Гражданское Строительство

  • Архетиктурно строительная академия

АРМЕН

«Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания, сколько необходимого для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют» В. А. Сухомлинский.

Задачи программы:

1.Создание условий для интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития учащихся.

2.Воспитание граждан, способных сделать осознанный профессиональный выбор.

3.Повышение социальной активности, самостоятельности, ответственности учащихся.

4.Развитие творческих способностей детей.

Концептуальные основы программы.

В основе программы воспитания лежат следующие педагогические теории:



•  личностно-ориентированная педагогика;

•  педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);

•  педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!