Образовательная программа внеурочной деятельности
Тема: «Все начинается с семьи»
(Автор-составитель программы: Симонова Валентина Егоровна, учитель русского языка и литературы МКОУ Мастюгинская ООШ).
Форма организации: внеурочная деятельность.
Вид деятельности: поисковая, практическая, проблемно-ценностное общение.
Направление: патриотическое, духовно-нравственное воспитание.
Пояснительная записка
Новизна программы состоит в подходе к феномену гражданственности как целостному сложному личностному образованию. Оно включает в себя социальную адаптацию личности, социальную заинтересованность, а также ориентацию на общепринятые нормы и нравственные ценности.
Актуальность. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своей семьи, своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.
Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам.
Цель программы:
Воспитание личности способной участвовать в жизни семьи, общества, государства, на основе нравственного выбора.
Задачи:
Сформировать у школьников устойчивые представления о семье, мире, обществе, государстве.
2. Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.
3. Воспитывать патриотические чувства, основанные на понимании духовных ценностей, рожденных веками исторического пути родного народа.
4. Воспитание уважения к себе, через воспитание уважения к близким, героям Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам вооружённых конфликтов, мастерам и мастерицам родного края, окружающим.
Осознание ребенком своего гражданского назначения происходит путем формирования чувства ответственности за судьбу малой родины. Из этого вырастает необходимость человеческих поступков в решении более сложных государственных проблем, создаются условия для интеграции личности в систему мировой культуры.
Настоящая программа предполагает работу с детьми среднего возраста и их родителями.
Учебно-тематический план
№ п//п | Название темы | Кол-во часов | Формы проведения |
-
| Знакомство с фольклором села Мастюгино | 3 | Интервью |
-
| Моя бабушка – несовершеннолетний узник | 3 | Беседа, шефская помощь |
-
| Семейный праздник «Здравствуйте, наши папы» | 3 | Ролевая игра, концерт, спортивные соревнования |
-
| «С любовью на все времена» | 2 | Подготовка презентаций, концерт, чаепитие |
-
| «Вот эта улица, вот этот дом» | 2 | Рейд по благоустройству, акция |
-
| «Нет забытых могил». (Имена моих предков на памятниках села Мастюгино) | 3 | Изучение своих родословных, оформление семейного альбома, акция |
| Итого: | 16 | |
Содержание тем
1.Знакомство с фольклором села Мастюгино.
Встреча в школе со старожилами села.
Запись на видео песен в исполнении жителей села.
Оформление альбома «Песни села Мастюгино»
2.Моя бабушка – несовершеннолетний узник.
Встреча с бабушками.
Запись воспоминаний.
Поздравление с праздниками.
Шефская помощь.
3.Семейный праздник «Здравствуйте, наши папы».
Сочинения о папах.
Поздравление пап с Днем защитника Отечества и Днем вывода войск из Афганистана.
Изготовление подарков.
Спортивные соревнования «Папа и я – спортивная семья».
Лыжный пробег с папами к братским могилам в лесу.
4. «С любовью на все времена»
Поздравление мам с праздником 8 марта и Днем матери.
Подготовка презентации о своей маме.
Концерт для мам.
Изготовление подарков.
Чаепитие.
5.«Вот эта улица, вот этот дом».
Презентация «Улица, на которой я живу». (Из истории названия улицы, наши знаменитости).
Рейд по благоустройству улицы и ее озеленение.
Акция «Чья клумба красивее»
6. «Нет забытых могил». (Имена моих предков на памятниках села Мастюгино).
Изучение своих родословных.
Сочинение «Вклад моих предков в Победу»
Конкурс сочинений «Спасибо деду за Победу»
Участие в акции «Бессмертный полк»
Материально-техническое обеспечение
1.Средства спонсоров для организации экскурсий, проведения праздников, конкурсов проектной деятельности и т.п.
2.Комплекты инструментов и материалов для изготовления поделок.
3.Спортивный зал с необходимым оборудованием;
4.Современные технические средства обучения и ИКТ;
Условия реализации программы
1.Тесное взаимодействие с семьей учащегося;
2.Необходимое материально-техническое и методическое обеспечение деятельности;
3.Информационное обеспечение деятельности (различные формы отображения хода реализации программы, информационные стенды, семейная газета);
4.Эмоциональный фактор, усиливающий положительное воздействие на ребенка.
Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к малой родине, чувства долга и ответственности за судьбу своего родного края, готовности охранять, защищать, приумножать его богатства.
Литература для педагога.
Аббасов А.М. «Живые истоки». (Обряды и праздники, промыслы и ремёсла Воронежской области). Воронеж. 1995 год.
Веселовский Г.М. О времени и о себе /Г.М.Веселовский . - Воронеж, 1997. – 259с.
Губанова Е.Н. Декоративно – прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе./ Е.Н.Губанова. - Учебно – методическое пособие. - Воронеж, 2003. – 120с.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Учеб. – метод. пособие
/ под редакцией Н. М. Ланковой. - М. 2001. - 224с.
Литература для учащихся
Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М.: АСТ.Астрель, 2003
Климантова О.А. «О проектной деятельности в начальной школе», Москва, Просвещение , 2009г.
Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003 год.
Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).М.,2003 год.