Суздальцева Н.В. 10 «А» класс
Классный час «В единстве наша сила»
Цели:
формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях
способствовать осознанию личной причастности к сохранению мира.
Задачи:
формирование у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов мира; представления о равенстве и независимости народов и государств мира;
формирование системы социальных ориентиров, которая позволит школьникам осуществлять осознанный нравственный выбор;
воспитание ответственного отношения к сохранению мира на планете.
Эпиграф к классному часу:
«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Н. А. Добролюбов
Ведущий: Всё чаще СМИ упоминают о возникновении межэтнических конфликтов. Участившиеся акты насилия, нетерпимости, экстремизма обострили эти тлеющие конфликты. Люди все больше приходят к понимаю того, что непримиримость, разная оценка действительности должны уступить место умению находить взаимопонимание, преодолевать существующие конфликты. Социальный ролик: профилактика экстремизма.
В современной России проживает около 215 разных народов.)
народы | численность |
В тыс.человек | В % ко всему населению |
Русские | 113522 | 82,61 |
Татары | 5011 | 3,65 |
Украинцы | 3658 | 2,66 |
Чуваши | 1690 | 1,23 |
Народности Дагестана | 1402 | 1,02 |
Башкиры | 1291 | 0,94 |
Мордва | 1111 | 0,81 |
Белорусы | 1052 | 0,77 |
Немцы | 791 | 0,58 |
Чеченцы | 712 | 0,52 |
Евреи | 701 | 0,51 |
Удмурты | 686 | 0,50 |
Марийцы | 600 | 0,44 |
Казахи | 518 | 0,38 |
Коми и коми-пермяки | 466 | 0,34 |
Армяне | 365 | 0,27 |
Осетины | 352 | 0,26 |
Буряты | 350 | 0,25 |
Якуты | 327 | 0,24 |
Кабардинцы | 319 | 0,23 |
Другие | 2487,6 | 1,81 |
Всего | 137411,6 | 100,0 |
Народы, входящие в состав Российской Федерации
Вопрос. Какие проблемы стоят перед многонациональным государством?
(варианты ответов учеников: Демографическая проблема. Национализм и экстремизм.)
Вопрос. А есть ли преимущества у такого государства?
(варианты ответов учеников: Разнообразие культур. Самобытность. Жизнеспособность.)
Вопрос. Как вы понимаете высказывание: «В единстве - наша сила!» Приведите исторические примеры, подтверждающие это высказывание.
(варианты ответов детей: Смутное время, Единение Руси, блокада Ленинграда, Великая Отечественная война).
Социальный ролик по профилактике межнационального, религиозного экстремизма и терроризма.
Вопрос. Давайте вспомним какая знаменательная дата, связанная с ВОВ, отмечалась в 2015 году?
(70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады)
Вопрос: «Идёт война народная, священная война…»
Почему автор использовал эпитет «народная»?
Когда мы называем войну народной?
(Подвести учащихся к выводу, что когда приходит беда, бороться с ней в одиночку невозможно, необходимо единство, сплочённость народов, что и показал в этой войне советский народ).
Ведущий: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди, насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.
На фоне музыки ученик читает стихотворение:
М. Джалиль «Варварство»
Они с детьми согнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли – кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых.
Мутный дождь гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучки опускались над землёю
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня!
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать - земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
Последний раз детей поцеловало
В последний раз…
Ребёнок, мальчуган больной
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины.
Она смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка?
Всё понял, понял всё малютка.
«Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать!»
Он плакал и, как лист,
Сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу против дула прямо.
- Я мама, жить хочу! Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь!
И хочет вырваться из рук ребёнок.
И страшен, плачь и голос его тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
- Не бойся, мальчик мой,
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно!
И он закрыл глаза, и заалела кровь,
По шее красной лентой извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь! (Выстрел)
Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Не осталось в стране ни одной семьи, которой не коснулась бы война, к какой бы национальности, какому вероисповеданию эта семья не относилась.
И так как эта война была пережита и выстрадана абсолютно всеми народами, входящими в состав СССР. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле…Фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение советского народа, но народ выжил. Не русские, грузины, украинцы отдельно, а народ, единый, великий советский народ.
В бешеном течении нашего времени мы порой не торопимся возвращаться в прошлое, о ветеранах вспоминаем к знаменательным датам, ваши ровесники зачастую мало знают об этой героической странице истории города. Иногда мне хочется крикнуть толпе, бегущей мимо, крикнуть во всю силу голоса:
Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кого сейчас нет, кому не суждено было повзрослеть…Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитных досок, на которых золочеными буквами вписаны имена детей, сражавшихся с врагами на равнее со взрослыми, заморенных голодом, но всё-таки не покорённых. Стой! Остановись и поклонись…
Если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться враги будут биты!
От мощи единства земля задрожит.
Подумают пусть оккупанты и тати
Что с нами не стоит войну начинать.
Единство народа всегда будет кстати.
Едиными мир будем наш охранять…
Видео Выступление Путина № 1.
Ведущий: О каких же современных угрозах говорит наш президент Путин В.В. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Что заставляет нас быть нетерпимыми друг к другу? Снобизм, зависть, агрессия, соперничество, отчуждение или просто страх перед чем- то незнакомым.
Проявления нетерпимости: экстремизм, фанатизм, национализм, шовинизм.
Экстремизм – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам.
Фанатизм – страстная преданность своей вере или идее, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим убеждениям.
Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп.
Шовинизм – комплекс национальных чувств, настроений, идей национальной исключительности, основанный прежде всего на военном превосходстве определенной нации.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
В чем же еще проявляется нетерпимость к другим народам? В геноциде, терроризме, апартеиде.
Геноцид – организованные действия, направленные на уничтожение национальной, расовой или религиозной группы, в том числе с помощью создания жизненных условий, приводящих к полному или частичному вымиранию ее представителей.
Терроризм – использование в качестве главного средства достижения своих целей насилия и убийства.
Апартеид – политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и смешанных расовых групп.
Мы часто слышим утверждение: «Россия для русских». Верно ли оно?
Подумай! В России проживает более 215 народов. К чему приведет нетерпимость среди сограждан?
Нетерпимость приведет к гибели людей и развалу страны.
Нашей задачей является сохранение памяти о тех, кому мы обязаны жизнью. Нам надо научиться ценить людей по их человеческим качествам, а не по национальным и внешним признакам.
Видео Выступление Путина № 2 (о Крыме).
Мы с девочками начали оформлять плакат «В единстве наша сила». Здесь нарисован земной шар и вокруг этого шара находятся счастливые дети. Давайте вместе с вами напишем в чем наша сила: против чего и за что мы.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
Легко ли входить в коллектив новому человеку? Для этого учащиеся заполняют следующую анкету:
Чего я боюсь | Что бы я сделал, чтобы меня приняли в коллектив | Что я должен сделать и сказать одноклассникам, чтобы принять в свой коллектив нового ученика |
| | |
Наша сила в единстве! Многих ли из вашего окружения вы можете без промедления назвать своим лучшим другом, товарищем, единомышленником? Случайных людей в личном окружении быть не должно, если мы хотим добиться реальных успехов. Очень важно чувствовать дружеское плечо в трудную минуту. А еще лучше, если желающих его подставить сразу несколько.
Шуточное видео (о единстве).
Один в поле не воин – с детства нам говорят,
И вместе должны народы несчастьям противостоять.
Ведь радостно так живется и столь бесконечен мир,
Когда под огромным солнцем ты знаешь, что не один.
Пусть спорится доброе дело, соединяя сердца,
Пусть дружба объединяет и страны, и города,
И вместе смеются дети, и радость бежит вперед,
И к людям большой планеты успех и любовь придет.
http://ext.spb.ru/site.html?catid=3631&id=3631:-q-q-sp-31330
http://festival.1september.ru/articles/412574/