ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС ОБРАЗЕЦ
3/31/17
Братякова С.Б.
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 16 заданий . На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 мин. (90 минут). Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать калькулятор. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
3/31/17
Братякова С.Б.
1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.
Капуста огородная Горох посевной Картофель
Перечень таксонов:
1) класс Двудольные 2) империя Неклеточные 3) надцарство Прокариоты 4) царство Растения 5) подцарство Многоклеточные 6) отдел Цветковые
Запишите номера выбранных таксонов.
Ответ:
3/31/17
Братякова С.Б.
2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм тепло-кровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно мень-шие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д. Рассмот-рите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.
1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.
3/31/17
Братякова С.Б.
Ответ:
2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.
Ответ: __________________________________________________________________________
3/31/17
Братякова С.Б.
3. 1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.
Пищевая цепь
2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.
Ответ: ________________________________________________________
3/31/17
Братякова С.Б.
4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?
Ответ: __________________________________________________________________________
3/31/17
Братякова С.Б.
5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от темпера-туры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).
3/31/17
Братякова С.Б.
Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?
Ответ: ________________________________________
3/31/17
Братякова С.Б.
6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя при-ведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Уровень организации
Наука, изучающая данный уровень
______________(А)
Пример
______________(Б)
Органоидно-клеточный
_______________(В)
______________(Д)
Сердце
_____________(Г)
Биохимия
_____________(Е)
Пропущенные элементы:
1) ДНК 2) анатомия 3) организменный 4) хлоропласт 5) молекулярно-генетический 6) цитология
3/31/17
Братякова С.Б.
7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.
1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.
Ответ: ________________________
3/31/17
Братякова С.Б.
Продукты
Молоко пастеризованное
Количество холестерина, г/100 г продукта
Продукты
0,01
Творог нежирный
Сосиски(одна сосиска – 40 г)
Сыр «Голландский»
0,04
Количество холестерина, г/100 г продукта
0,51
0,04
Колбаса
Масло сливочное
Яйцо куриное (одно яйцо – 50 г)
0,18
0,07
0,57
Треска
0,03
2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?
Ответ: __________________________________________________________________________
3/31/17
Братякова С.Б.
8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.
Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена 2) кислородная недостаточность 3) анализ крови 4) снижение иммунитета 5) анализ кала
Ответ:
Анализ
Диагноз
3/31/17
Братякова С.Б.
9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1) ветряная оспа 2) синдром Дауна 3) инфаркт миокарда 4) дизентерия 5) малярия
Наследственное
заболевание
Приобретённое заболевание
Инфекционное Неинфекционное
3/31/17
Братякова С.Б.
10. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.
Фрагмент родословного древа семьи
Используя предложенную схему, определите: 1) данный признак доминантный или рецессивный; 2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.
Ответ: 1)_____________________________________________;
2)___ ________________________________________________________________
3/31/17
Братякова С.Б.
3/31/17
Братякова С.Б.
11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминан-тный признак (А) не сцеплен с полом). Но у Светы «ямочки» отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по призна-ку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.
Мать
Отец
Дочь
3/31/17
Братякова С.Б.
12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.
3/31/17
Братякова С.Б.
1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?
Ответ: _____________________________________
2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери
Ответ:
3/31/17
Братякова С.Б.
3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.
Группы крови
Антигены эритроцитов
I
Антитела плазмы
–
II
α, β
А
III
IV
В
β
α
А, В
–
* Примечание.
Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела. Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.
Ответ: __________________________________________________________________________
3/31/17
Братякова С.Б.
13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.
Ответ
3/31/17
Братякова С.Б.
14. 1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?
Ответ:____________________
2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?
Ответ: ____________________
3/31/17
Братякова С.Б.
15. Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты. Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокис-лотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен
3/31/17
Братякова С.Б.
Ответ: _____
3/31/17
Братякова С.Б.
16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.
3/31/17
Братякова С.Б.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных
Эра: _________________________________________________
Период:______________________________________________
Возможный предок:_____________________________________
3/31/17
Братякова С.Б.
3/31/17
Братякова С.Б.