СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для подготовки к Всероссийской проверочной работе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

варианты заданий ВПР по биологии за курс изучения биологии

Просмотр содержимого документа
«Презентация для подготовки к Всероссийской проверочной работе»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС  ОБРАЗЕЦ 3/31/17 Братякова С.Б.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС ОБРАЗЕЦ

3/31/17

Братякова С.Б.

Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 16 заданий . На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 мин. (90 минут). Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать калькулятор. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. 3/31/17 Братякова С.Б.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 16 заданий . На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 мин. (90 минут). Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать калькулятор. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

3/31/17

Братякова С.Б.

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов. Капуста огородная Горох посевной Картофель  Перечень таксонов: 1) класс Двудольные 2) империя Неклеточные 3) надцарство Прокариоты 4) царство Растения 5) подцарство Многоклеточные 6) отдел Цветковые Запишите номера выбранных таксонов.  Ответ: 3/31/17 Братякова С.Б.

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Капуста огородная Горох посевной Картофель

Перечень таксонов:

1) класс Двудольные 2) империя Неклеточные 3) надцарство Прокариоты 4) царство Растения 5) подцарство Многоклеточные 6) отдел Цветковые

Запишите номера выбранных таксонов.

Ответ:

3/31/17

Братякова С.Б.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм тепло-кровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно мень-шие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д. Рассмот-рите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.  1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии. 3/31/17 Братякова С.Б.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм тепло-кровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно мень-шие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д. Рассмот-рите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

3/31/17

Братякова С.Б.

Ответ:  2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.  Ответ: __________________________________________________________________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

Ответ:

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

Ответ: __________________________________________________________________________

3/31/17

Братякова С.Б.

3. 1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.  Пищевая цепь 2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж. Ответ: ________________________________________________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

3. 1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

Ответ: ________________________________________________________

3/31/17

Братякова С.Б.

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов? Ответ: __________________________________________________________________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

Ответ: __________________________________________________________________________

3/31/17

Братякова С.Б.

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от темпера-туры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)). 3/31/17 Братякова С.Б.

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от темпера-туры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).

3/31/17

Братякова С.Б.

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?  Ответ: ________________________________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

Ответ: ________________________________________

3/31/17

Братякова С.Б.

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя при-ведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента. Уровень организации Наука, изучающая данный уровень ______________(А) Пример ______________(Б) Органоидно-клеточный _______________(В) ______________(Д) Сердце _____________(Г) Биохимия _____________(Е) Пропущенные элементы: 1) ДНК 2) анатомия 3) организменный 4) хлоропласт 5) молекулярно-генетический 6) цитология 3/31/17 Братякова С.Б.

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя при-ведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Уровень организации

Наука, изучающая данный уровень

______________(А)

Пример

______________(Б)

Органоидно-клеточный

_______________(В)

______________(Д)

Сердце

_____________(Г)

Биохимия

_____________(Е)

Пропущенные элементы:

1) ДНК 2) анатомия 3) организменный 4) хлоропласт 5) молекулярно-генетический 6) цитология

3/31/17

Братякова С.Б.

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.  1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски. Ответ: ________________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

Ответ: ________________________

3/31/17

Братякова С.Б.

Продукты Молоко пастеризованное Количество холестерина, г/100 г продукта Продукты 0,01 Творог нежирный  Сосиски(одна сосиска – 40 г) Сыр «Голландский» 0,04 Количество холестерина, г/100 г продукта 0,51 0,04 Колбаса Масло сливочное  Яйцо куриное (одно яйцо – 50 г) 0,18 0,07  0,57 Треска 0,03 2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека? Ответ: __________________________________________________________________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

Продукты

Молоко пастеризованное

Количество холестерина, г/100 г продукта

Продукты

0,01

Творог нежирный

Сосиски(одна сосиска – 40 г)

Сыр «Голландский»

0,04

Количество холестерина, г/100 г продукта

0,51

0,04

Колбаса

Масло сливочное

Яйцо куриное (одно яйцо – 50 г)

0,18

0,07

0,57

Треска

0,03

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

Ответ: __________________________________________________________________________

3/31/17

Братякова С.Б.

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.  Список ответов:  1) нарушение углеводного обмена 2) кислородная недостаточность 3) анализ крови 4) снижение иммунитета 5) анализ кала  Ответ: Анализ Диагноз 3/31/17 Братякова С.Б.

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

1) нарушение углеводного обмена 2) кислородная недостаточность 3) анализ крови 4) снижение иммунитета 5) анализ кала

Ответ:

Анализ

Диагноз

3/31/17

Братякова С.Б.

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.  Список болезней человека: 1) ветряная оспа 2) синдром Дауна 3) инфаркт миокарда 4) дизентерия 5) малярия Наследственное  заболевание Приобретённое заболевание Инфекционное Неинфекционное 3/31/17 Братякова С.Б.

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) ветряная оспа 2) синдром Дауна 3) инфаркт миокарда 4) дизентерия 5) малярия

Наследственное

заболевание

Приобретённое заболевание

Инфекционное Неинфекционное

3/31/17

Братякова С.Б.

10. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.  Фрагмент родословного древа семьи Используя предложенную схему, определите: 1) данный признак доминантный или рецессивный; 2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами. Ответ: 1)_____________________________________________; 2)___ ________________________________________________________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

10. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите: 1) данный признак доминантный или рецессивный; 2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

Ответ: 1)_____________________________________________;

2)___ ________________________________________________________________

3/31/17

Братякова С.Б.

3/31/17 Братякова С.Б.

3/31/17

Братякова С.Б.

11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминан-тный признак (А) не сцеплен с полом). Но у Светы «ямочки» отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по призна-ку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу. Мать Отец Дочь 3/31/17 Братякова С.Б.

11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминан-тный признак (А) не сцеплен с полом). Но у Светы «ямочки» отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по призна-ку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

Мать

Отец

Дочь

3/31/17

Братякова С.Б.

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы. 3/31/17 Братякова С.Б.

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

3/31/17

Братякова С.Б.

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка? Ответ: _____________________________________  2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери Ответ: 3/31/17 Братякова С.Б.

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

Ответ: _____________________________________

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери

Ответ:

3/31/17

Братякова С.Б.

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение. Группы крови Антигены эритроцитов I Антитела плазмы – II α, β А III IV В β α А, В – * Примечание. Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела. Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов. Ответ: __________________________________________________________________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

Группы крови

Антигены эритроцитов

I

Антитела плазмы

II

α, β

А

III

IV

В

β

α

А, В

* Примечание.

Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела. Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

Ответ: __________________________________________________________________________

3/31/17

Братякова С.Б.

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.  Ответ 3/31/17 Братякова С.Б.

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

Ответ

3/31/17

Братякова С.Б.

14. 1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется? Ответ:____________________     2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов? Ответ: ____________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

14. 1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

Ответ:____________________

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

Ответ: ____________________

3/31/17

Братякова С.Б.

15. Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты. Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокис-лотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен 3/31/17 Братякова С.Б.

15. Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты. Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокис-лотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен

3/31/17

Братякова С.Б.

Ответ: _____ 3/31/17 Братякова С.Б.

Ответ: _____

3/31/17

Братякова С.Б.

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад. 3/31/17 Братякова С.Б.

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.

3/31/17

Братякова С.Б.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных Эра: _________________________________________________   Период:______________________________________________   Возможный предок:_____________________________________ 3/31/17 Братякова С.Б.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных

Эра: _________________________________________________

Период:______________________________________________

Возможный предок:_____________________________________

3/31/17

Братякова С.Б.

3/31/17 Братякова С.Б.

3/31/17

Братякова С.Б.