СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Всю жизнь мою несу я Родину в душе»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предлагается для проведения урока музыки в 5 классе по  ФГОС по программе Критской Е.Д. Одной из целей урока является - знакомство со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства на основе изучения   симфонии – действа «Перезвоны» В.А.Гаврилина.

Просмотр содержимого документа
««Всю жизнь мою несу я Родину в душе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кичигинская средняя

общеобразовательная школа имени В.П.Кибальника




Урок музыки 5 класс



по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной «Музыка»




Тема: ««Всю жизнь мою несу я Родину в душе»






Учитель музыки первой квалификационной категории

Исаева Татьяна Валерьевна






2015

Музыка 5 класс. Урок № 10. 


Тема: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе»



Эпиграф: «Это не делится, это – едино:

Жизнь человека с Родиной милой»


Цели урока: 

1. Образовательные: 

- знакомство со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства на основе изучения

симфонии – действа «Перезвоны» В.А.Гаврилина;

- осознание учащимися значения колокольного звона в жизни человека и взаимосвязи музыкального искусства, литературы и живописи;

- овладение способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;

- выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам;

- расширение эмоционального словаря школьника;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.


2. Развивающие:

- развивать эмоционально - ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- формирование умений развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и самостоятельно ставить для себя новые задачи на основе взаимосвязи музыки с другими видами искусства.

3. Воспитывающие:

- воспитание российской  гражданской идентичности: уважение к Отечеству через освоение художественно – эстетических,

духовно –   нравственных ценностей отечественной культуры;

- воспитание эстетического отношения, «родственного внимания к миру»;


  Прогнозируемые результаты:

1. Метапредметные результаты: у ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

- регулятивные: определять цель учебной деятельности; прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством;

коммуникативные: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, взаимодействие в группе, коллективе;

- познавательные: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

2. Предметные результаты:

- ученик будет уметь определять музыку, основанную на использовании традиции колокольности в русской музыке, ее истоки;

- ученик получит возможность научиться  устанавливать связи между музыкальными, живописными и литературными

 произведениями.

3. Личностные: 

- ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость;

- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;

- выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством


Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Используемые учебники и учебные пособия:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013.

Используемая методическая литература:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 классы: методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014


Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал, аккордеон

Этапы

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

Исполнение музыкального приветствия

Музыкальное приветствие учащихся

Коммуникативные

Активизация внимания

Просмотр видеофрагмента «Колокольные звоны»

Эмоционально-образный настрой к уроку

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Проблемно-мотивационный

- Скажите, какие звуки открыли наш урок?

- Какие разновидности колокольных звонов вы знаете?

- Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?  (стр.30 учебника)


- Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку?

- Что для вас Родина?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?


Размышлять, анализировать, высказывать свое отношение к Родине, называют объект осуждения на уроке.

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать, задавать вопросы и отвечать на них


Личностные

Учатся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Информационный

-Прочитайте отрывок из рассказа известного писателя, актера и режиссера В. М.Шукшина «Слово о малой родине» (1 группе) и стих нашего местного поэта Н.В.Шмакова «Кичигино» (2 группа) и подчеркните слова в тексте – описание родины.

Работа в группах. Анализ отрывка литературного произведения, выбор эпитетов

Познавательные

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.


Аналитический этап. Совместное открытие новых знаний

- После прочтения рассказа В.М.Шукшина «Слово о малой родине» композитор В.А.Гаврилин написал симфонию – действо «Перезвоны». Это произведение для солистов, хора и ударных инструментов. В его основе впечатления композитора от рассказа Шукшина.


Вот что говорит композитор о своем произведении (учебник с. 30)


- О чем произведение «Перезвоны»?


- Что значит симфония – действо?


- Вспомните, что такое симфония?

- Симфония – действо – это нечто среднее между оперой и ораторией


Различать особенности русской музыкальной культуры









Анализ прочитанного.






Закрепление изученного материала.

Знакомство с новым понятием



Личностные

Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками


Познавательные

Учатся эмоционально откликаться на прочитанное


Знакомятся с новым понятием 



-Прослушайте 1 часть симфонии-действа «Весело на душе» (слова на слайде)


- Что вы можете сказать о настроении музыки?

- Совпадает ли название 1 части с настроением музыки?


- С чего начинается «Весело на душе»?


- Что обозначает барабанный бой?



Слушают музыкальный фрагмент



Размышляют, анализируют (противоречие, внутреннее напряжение, тревога)



Личностные

Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера


Познавательные

учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке


Регулятивные

развитие умения осмыслить полученную информацию


- Прослушайте следующий фрагмент симфонии-действа «Молитва»


- Что вы услышали, представили себе, прослушав музыку?

- Что за человек может так молиться? Какой он?

- Какие приемы использует композитор, создавая такой музыкальный образ?

Слушают музыкальный фрагмент



Размышляют, анализируют, объясняют


(«Молитва» строится на речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний, голос-бас, речитатив на фоне скользящей вниз мелодии – усиливает ощущение безысходности)

Познавательные

учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке


Регулятивные

развитие умения осмыслить полученную информацию



Физминутка

Повторяйте под музыку все движения, которые показывают на экране разные животные

Дети танцуют, выполняют ритмические движения под музыку, повторяя за героями физминутки

Регулятивные

Развивать умение осмысливать полученную информацию


Аналитический этап. Совместное открытие новых знаний

- Прослушайте третий фрагмент симфонии «Вечерняя музыка». После прослушивания обсудите в группах и выберите из ряда репродукций в учебнике (с.32-33) созвучную настроению и характеру музыки.



Дети слушают музыку, анализируют, размышляют и подбирают соответствующее настроению живописное полотно. Обосновывают свой выбор

Познавательные

Умение находить схожее в образах созвучных искусств

Коммуникативные

Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности


- Рассмотрите репродукцию И.Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» (слайд)

Что изображено на картине?

Дети рассматривают и анализируют

(Небо – бескрайний воздушный простор, занимает 2/3 картины, Поле, лес, дорога, ведущая в храм. Единство человека и природы, величие и целостность мироздания так же как и в симфонии-действе «Перезвоны»)

Познавательные

Умение аргументировать свою позицию, используя языковые средства


Коммуникативные

Умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Вокально-хоровая работа

Распевка

-Какие песни о родине, о родной земле мы знаем?

- «Перезвоны» Гаврилина о жизненном пути человека. А каким должен быть путь человека, какими делами должен быть наполнен?


-Давайте вспомним и исполним песню «Дорога Добра»


Знакомство с гимном Увельского района и разучивание его

Коллективно-исполнительская деятельность











Разучивают слова и мелодию новой песни

Формирование исполнительских навыков 

Рефлексивный

- Давайте вернемся к словам В. Шукшина. Прочитайте их еще раз, вдумайтесь и выберите словосочетание, которое могло бы быть темой урока


Д.з.

Анализируют, размышляют, выбирают главное, основное, созвучное материалу урока

Познавательные

Самостоятельное выделение информации по теме


Регулятивные

Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.


Обратная связь

Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

Уходя из класса, позвоните в колокольчик, если вам светло и радостно

Звонят в колокольчик

Регулятивные

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке




Скачать

© 2018 641 8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!