Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кичигинская средняя
общеобразовательная школа имени В.П.Кибальника
Урок музыки 5 класс
по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной «Музыка»
Тема: ««Всю жизнь мою несу я Родину в душе»
Учитель музыки первой квалификационной категории
Исаева Татьяна Валерьевна
2015
Музыка 5 класс. Урок № 10.
Тема: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе»
Эпиграф: «Это не делится, это – едино:
Жизнь человека с Родиной милой»
Цели урока:
1. Образовательные:
- знакомство со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства на основе изучения
симфонии – действа «Перезвоны» В.А.Гаврилина;
- осознание учащимися значения колокольного звона в жизни человека и взаимосвязи музыкального искусства, литературы и живописи;
- овладение способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;
- выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам;
- расширение эмоционального словаря школьника;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
2. Развивающие:
- развивать эмоционально - ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование умений развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и самостоятельно ставить для себя новые задачи на основе взаимосвязи музыки с другими видами искусства.
3. Воспитывающие:
- воспитание российской гражданской идентичности: уважение к Отечеству через освоение художественно – эстетических,
духовно – нравственных ценностей отечественной культуры;
- воспитание эстетического отношения, «родственного внимания к миру»;
Прогнозируемые результаты:
1. Метапредметные результаты: у ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
- регулятивные: определять цель учебной деятельности; прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством;
- коммуникативные: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, взаимодействие в группе, коллективе;
- познавательные: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы.
2. Предметные результаты:
- ученик будет уметь определять музыку, основанную на использовании традиции колокольности в русской музыке, ее истоки;
- ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкальными, живописными и литературными
произведениями.
3. Личностные:
- ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013.
Используемая методическая литература:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 классы: методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал, аккордеон
Этапы | Содержание деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Исполнение музыкального приветствия | Музыкальное приветствие учащихся | Коммуникативные |
Активизация внимания | Просмотр видеофрагмента «Колокольные звоны» | Эмоционально-образный настрой к уроку | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
Проблемно-мотивационный | - Скажите, какие звуки открыли наш урок? - Какие разновидности колокольных звонов вы знаете? - Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов? (стр.30 учебника) - Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку? - Что для вас Родина? - О чем мы будем сегодня говорить на уроке? | Размышлять, анализировать, высказывать свое отношение к Родине, называют объект осуждения на уроке. | Регулятивные Учатся размышлять, слушать, задавать вопросы и отвечать на них Личностные Учатся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Информационный | -Прочитайте отрывок из рассказа известного писателя, актера и режиссера В. М.Шукшина «Слово о малой родине» (1 группе) и стих нашего местного поэта Н.В.Шмакова «Кичигино» (2 группа) и подчеркните слова в тексте – описание родины. | Работа в группах. Анализ отрывка литературного произведения, выбор эпитетов | Познавательные Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. |
Аналитический этап. Совместное открытие новых знаний | - После прочтения рассказа В.М.Шукшина «Слово о малой родине» композитор В.А.Гаврилин написал симфонию – действо «Перезвоны». Это произведение для солистов, хора и ударных инструментов. В его основе впечатления композитора от рассказа Шукшина. Вот что говорит композитор о своем произведении (учебник с. 30) - О чем произведение «Перезвоны»? - Что значит симфония – действо? - Вспомните, что такое симфония? - Симфония – действо – это нечто среднее между оперой и ораторией | Различать особенности русской музыкальной культуры Анализ прочитанного. Закрепление изученного материала. Знакомство с новым понятием | Личностные Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками Познавательные Учатся эмоционально откликаться на прочитанное Знакомятся с новым понятием |
| -Прослушайте 1 часть симфонии-действа «Весело на душе» (слова на слайде) - Что вы можете сказать о настроении музыки? - Совпадает ли название 1 части с настроением музыки? - С чего начинается «Весело на душе»? - Что обозначает барабанный бой? | Слушают музыкальный фрагмент Размышляют, анализируют (противоречие, внутреннее напряжение, тревога) | Личностные Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера Познавательные учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке Регулятивные развитие умения осмыслить полученную информацию |
| - Прослушайте следующий фрагмент симфонии-действа «Молитва» - Что вы услышали, представили себе, прослушав музыку? - Что за человек может так молиться? Какой он? - Какие приемы использует композитор, создавая такой музыкальный образ? | Слушают музыкальный фрагмент Размышляют, анализируют, объясняют («Молитва» строится на речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний, голос-бас, речитатив на фоне скользящей вниз мелодии – усиливает ощущение безысходности) | Познавательные учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке Регулятивные развитие умения осмыслить полученную информацию |
Физминутка | Повторяйте под музыку все движения, которые показывают на экране разные животные | Дети танцуют, выполняют ритмические движения под музыку, повторяя за героями физминутки | Регулятивные Развивать умение осмысливать полученную информацию |
Аналитический этап. Совместное открытие новых знаний | - Прослушайте третий фрагмент симфонии «Вечерняя музыка». После прослушивания обсудите в группах и выберите из ряда репродукций в учебнике (с.32-33) созвучную настроению и характеру музыки. | Дети слушают музыку, анализируют, размышляют и подбирают соответствующее настроению живописное полотно. Обосновывают свой выбор | Познавательные Умение находить схожее в образах созвучных искусств Коммуникативные Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности |
| - Рассмотрите репродукцию И.Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» (слайд) Что изображено на картине? | Дети рассматривают и анализируют (Небо – бескрайний воздушный простор, занимает 2/3 картины, Поле, лес, дорога, ведущая в храм. Единство человека и природы, величие и целостность мироздания так же как и в симфонии-действе «Перезвоны») | Познавательные Умение аргументировать свою позицию, используя языковые средства Коммуникативные Умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
Вокально-хоровая работа | Распевка -Какие песни о родине, о родной земле мы знаем? - «Перезвоны» Гаврилина о жизненном пути человека. А каким должен быть путь человека, какими делами должен быть наполнен? -Давайте вспомним и исполним песню «Дорога Добра» Знакомство с гимном Увельского района и разучивание его | Коллективно-исполнительская деятельность Разучивают слова и мелодию новой песни | Формирование исполнительских навыков |
Рефлексивный | - Давайте вернемся к словам В. Шукшина. Прочитайте их еще раз, вдумайтесь и выберите словосочетание, которое могло бы быть темой урока Д.з. | Анализируют, размышляют, выбирают главное, основное, созвучное материалу урока | Познавательные Самостоятельное выделение информации по теме Регулятивные Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать. |
Обратная связь | Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Уходя из класса, позвоните в колокольчик, если вам светло и радостно | Звонят в колокольчик | Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке |