Всю жизнь мою несу Родину в душе
Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов
В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Развивающие:
Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности
Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.
Формы организации деятельности: индивидуальная.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Информационные:
формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
Оргмомент.
Ход урока:
Звучит «Песня Сольвейг» Э.Грига в исполнении А. Нетребко.
- Что за песня звучала в начале урока?
- Кто ее автор? В чьем исполнении она прозвучала?
Проверка домашнего задания
Тема нашего сегодняшнего урока – «Перезвоны».
Колокольный звон… Им встречали воинов-освободителей, оповещали о народном собрании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.
Читает ученик (или сообщение по с.30). Отрывок из рассказа «Слово о малой родине» В.Шукшина читает учитель (на фоне части «Молитва») (с.30). Звучит музыка Валерия Александровича Гаврилина «Перезвоны».Части «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».
- О чем рассказали тебе это части произведения?
-Какие картины созвучны настроению и характеру фрагментов из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина?
(Учащиеся анализируют музыку и репродукции И.Левитана, И.Шишкина, Б.Кустодиева, П.Джогина на с.30-33).
А теперь прочитаем отрывок из стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет», на которую Г.Свиридов сочинил одноименную кантату, а затем послушаем саму музыку.
Учащиеся читают стихотворение Б.Пастернака на с.34, затем слушают кантату «Снег идет» Г.Свиридова.
- Какой музыкальный образ создан Г.Свиридовым? Только ли это лирическая зарисовка зимней природы? (Нет, музыка передает еще и ощущение чего-то неожиданного, фантастического, сказочного. Снегопад захватил людей врасплох. Музыка выражает и смятенье человека, его растерянность).
Исполнение песен, изученных на предыдущих уроках
3. Домашнее задание: Подобрать отрывки из прозы или стихотворений русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыки и этим картинам, вспомнить рус. нар. песни, созвучные этим картинам.
4. ИТОГ урока:
- С каким музыкальными произведениями вы познакомились на сегодняшнем уроке? (Симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина, кантата «Снег идет» Г.Свиридова).
- Как назывались части симфонии-действа Валерия Гаврилина? («Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва»).
- О чем поведали вам эти части произведения?
- Женские или мужские голоса пели кантату «Снег идет»?
Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке.
Учитель: Предлагаю настроить наши голоса в созвучии с уроком и исполнить песню «Родина одна».
Исполнение песни «Родина одна».