СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всю жизнь мою несу Родину в душе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся с помощью учителя находят взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Просмотр содержимого документа
«Всю жизнь мою несу Родину в душе»

Всю жизнь мою несу Родину в душе

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов

В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

  2. Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения  произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.

  3. Помочь раскрыть взаимосвязь  единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и  В. М. Шукшина.

       Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.

  2. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Формы организации деятельности:  индивидуальная.

Формирование универсальных   учебных  действий:

Личностные:

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;

  • выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством

Познавательные:

  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

Регулятивные:

  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством,

Коммуникативные:

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

Информационные:

  • формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

  • использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;

  • обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.



  1. Оргмомент.

  2. Ход урока:

Звучит «Песня Сольвейг» Э.Грига в исполнении А. Нетребко.

- Что за песня звучала в начале урока?

- Кто ее автор? В чьем исполнении она прозвучала?

Проверка домашнего задания

Тема нашего сегодняшнего урока – «Перезвоны».

Колокольный звон… Им встречали воинов-освободителей, оповещали о народном собрании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

Читает ученик (или сообщение по с.30). Отрывок из рассказа «Слово о малой родине» В.Шукшина читает учитель (на фоне части «Молитва») (с.30). Звучит музыка Валерия Александровича Гаврилина «Перезвоны».Части «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».







- О чем рассказали тебе это части произведения?

-Какие картины созвучны настроению и характеру фрагментов из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина?

(Учащиеся анализируют музыку и репродукции И.Левитана, И.Шишкина, Б.Кустодиева, П.Джогина на с.30-33).

А теперь прочитаем отрывок из стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет», на которую Г.Свиридов сочинил одноименную кантату, а затем послушаем саму музыку.

Учащиеся читают стихотворение Б.Пастернака на с.34, затем слушают кантату «Снег идет» Г.Свиридова.

- Какой музыкальный образ создан Г.Свиридовым? Только ли это лирическая зарисовка зимней природы? (Нет, музыка передает еще и ощущение чего-то неожиданного, фантастического, сказочного. Снегопад захватил людей врасплох. Музыка выражает и смятенье человека, его растерянность).

Исполнение песен, изученных на предыдущих уроках

3. Домашнее задание: Подобрать отрывки из прозы или стихотворений русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыки и этим картинам, вспомнить рус. нар. песни, созвучные этим картинам.

4. ИТОГ урока:

- С каким музыкальными произведениями вы познакомились на сегодняшнем уроке? (Симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина, кантата «Снег идет» Г.Свиридова).

- Как назывались части симфонии-действа Валерия Гаврилина? («Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва»).

- О чем поведали вам эти части произведения?

- Женские или мужские голоса пели кантату «Снег идет»?

Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и  Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки.  А также постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке.

Учитель:  Предлагаю настроить наши голоса в созвучии с уроком и исполнить песню «Родина одна».

 Исполнение песни «Родина одна».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!