СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Встречаем пернатых

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель проекта: привлечь детей к оказанию посильной помощи зимующим птицам пережить холода и нехватку корма

Просмотр содержимого документа
«Встречаем пернатых»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №12

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»













ПРОЕКТ

на тему: «Встречаем пернатых»

номинация: «Прилетайте в гости к нам»









Выполнили:

коллектив воспитанников

старшей группы детского сада

Руководитель:

Метленко Елена Витальевна,

воспитатель









КУРЧАТОВ – 2022г.



Проект «Встречаем пернатых»

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, информационный.

Тип проекта: краткосрочный

Срок реализации: 1.01.2022 по 1.03.2022

Участники: воспитатель Метленко Е.В., коллектив воспитанников старшей группы

Место реализации: МАДОУ Детский сад № 12 «Золотой ключик»

г. Курчатова



Актуальность: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.

Чтобы помочь птицам в трудный для них зимний период необязательно придумывать сложные пути решения этой проблемы. Можно просто сделать кормушки и регулярно наполнять их кормом. Простые кормушки может сделать каждый из нас, используя для этого пустые упаковки из-под соков, молока, пластиковые бутылки. Можно изготовить кормушки в виде домиков, беседок и т. д. Главное, чтобы кормушки были удобны для птиц. Кормом для птиц могут служить различные семена и ягоды, крошки хлеба.

Покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. «Покорми птиц зимою – они послужат тебе весною» - говорит русская пословица.

Мы с детьми задались вопросом: что мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? Почему птицы улетают на юг? Может быть не потому, что становится холодно? А отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.  Поэтому мы выдвинули гипотезу: что если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, сохранить их численность.

Проблема: как помочь птицам выжить в зимние холода

Предмет исследования: образ жизни птиц зимой

Объект исследования: зимующие птицы нашего города


Цель проекта: Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым, привлечь детей к оказанию посильной помощи зимующим птицам пережить холода и нехватку корма.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Обогащать знания детей о птицах Курской области, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в их жизни.

  • Научить детей правильно подкармливать птиц.

  • Формировать устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц, состоянием растительности.

Развивающие:

  • Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.

  • Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

  • Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, конструированию; развивать творческие способности.

Воспитывающие:

  • Воспитывать внимательное, бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

  • Укреплять отношение родителей с детьми, путем привлечения родителей к изготовлению кормушек

Формы работы по проекту

Работа с детьми

  1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего города (НОД), беседы

  2. Игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, речевые).

  3. Проведение наблюдений за птицами во время прогулки по территории детского сада.

  4. Пополнение предметно-развивающей среды группы.

  5. Рассматривание художественно-иллюстративного материала по теме.

  6. Чтение художественной литературы по теме

Работа с родителями: Чтобы укрепить отношения детей с родителями, мы предложили родителям сделать совместно со своим ребенком кормушку для птичек. Благодаря этому, они дают возможность своему ребенку окунуться в мир природы, наблюдать за поведением птиц.

Предполагаемый результат:


Дети расширят представление детей о зимующих птицах, научатся различать по внешнему виду зимующих птиц, приобретут навык наблюдения за птицами, получат элементарные представления о птицах, о необходимости заботиться о них; укрепится заинтересованность родителей к сотрудничеству с детским садом.


Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный: определение целей и задач; подготовка наглядного материала с изображением птиц; подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок; составление плана мероприятий, планирование НОД, разработка конспектов.

2 этап – основной: внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний детей о птицах.

3 этап – заключительный: обработка результатов по реализации проекта, фотоотчет о проделанной работе.


Реализация проекта


Январь

№ п/п

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познание

Проведение НОД «Зимующие птицы».

Наблюдения за поведением птиц во время прогулки по территории детского сада


Коммуникация

Подбор художественной литературы, стихов, загадок о зимующих птицах.


Социализация

Подвижные игры «Птицы в гнездышках», «Варобушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птицы в клетке» на прогулке.


Предметно-развивающая среда

Пополнение центра познавательного развития альбомом «Зимующие птицы», дидактическими играми «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Чья тень?»


Работа с родителями

Консультация «Читаем вместе», «Давай понаблюдаем за птицами». Буклет для родителей «Научите детей!»



Февраль

№ п/п

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

Познание

Проведение НОД «Лакомство для птичек» (изучить корм, необходимый для подкормки пернатых друзей).

Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Как можно заботиться о птицах».


Коммуникация

Чтение и заучивание стихотворений А.Яшина «Покормите птиц зимой», А. Прокофьева «Снегири».



Социализация

Подвижные игры «Птицелов», «Варобушки и кот», «Попрыгай как…», «Веселый воробей», «Филин и пташки» на прогулке.


Предметно-развивающая среда

Пополнение центра познавательного развития альбомом «Зимующие птицы», дидактическими играми «Узнай по описанию», «Чей клюв?», «Чья тень?»


Работа с родителями

Консультация «Читаем вместе», «Давай понаблюдаем за птицами». Привлечение родителей для изготовления кормушек.


Продукты проекта:

    • Выставка детских рисунков, кормушек.

  • Альбом «Зимующие птицы», подборка стихотворений, загадок, пословиц, примет о зимующих птицах. Копилка игр по теме.

  • Дневник наблюдений за птицами.

  • Кормушки, сделанные родителями вместе с детьми.

  • Буклет для родителей

Заключение

Во время проведения проекта, проведя наблюдения за птицами, ребята узнали, что зима – это самая тяжелая пора для пернатых друзей. Чтобы им помочь, обязательно надо постоянно подкармливать птиц в течение всей зимы, особенно во второй половине, когда уже съедена большая половина зимних ягод и плодов. Поэтому наша гипотеза, что если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, сохранить их численность, подтвердилась. Заботясь о пернатых друзьях, дети получили прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.

Используемая литература:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

3. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Москва, ТЦ «Сфера», 2008.

4. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? М., 2005.

5. Т. Н. Зенина «Ознакомление детей раннего возраста с природой» (Москва «Педагогическое общество России», 2006).

6. М. В. Коробова, Р. Ю., Р. Ю. Посылкина «Малыш в мире природы» (Москва «Просвещение», 2005).

7. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

8. Использование интернет ресурсов.



























Приложение 1



Дневник наблюдений


Дата

Кто прилетал

Чем кормили

10.01.2022

Воробьи, синицы

Семечки подсолнечника

12.01.2022

Снегири, синицы

Семечки, несоленое сало

14.01.2022

Воробьи, синицы

Пшено, геркулес

17.01.2022

Сойка

Хлеб, желуди

20.01.2022

Голуби, воробьи

Пшеница, крошки хлеба

27.01.2022

Снегири, поползень

Сало, рябина

2.02.2022

Сойка

Орехи, семечки

8.02.2022

Воробьи, синицы, галки

Ячмень, рис

15.02.2022

Голуби , галки

Просо, крошки хлеба

23.02.2022

Воробьи, сороки

Овсяные хлопья, семечки


Проведя наблюдения, мы отметили некоторые особенности, например, воробьи проявляют бесстрашие к человеку, их можно встретить во дворах около мусорных контейнеров. А, вот, синицы держатся небольшими стайками, добывая корм, обследуют каждую трещину в коре. Первых снегирей мы увидели 12 января. Мы видели пару снегирей на рябине. Голубей можно встретить везде.

Птицы с удовольствием прилетают к нашим кормушкам и лакомятся кормом. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем в более тёплую погоду. Они довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма, сытой птице мороз не страшен.

Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки, нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

















Приложение 2

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ



  • Знает сорока, где зиму зимовать.

  • Птичка — невеличка, а ноготок востер.

  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

  • Ворона за море летала, да вороной и вернулась.

  • Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем.

  • Здоровое дерево дятел не долбит.

  • Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела.

  • Видно птицу по полету.

  • Не велика птица.

  • Жить на птичьих правах.

  • Коготок увяз, всей птичке пропасть.

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.



Приметы



  • Гусь лапу поджимает — к стуже, хлопает крыльями — к морозу, полощется — к теплу.

  • Жаворонок является к теплу, зяблик — к стуже.

  • Кукушка кукует на голом дереве — к морозу.

  • Вороны каркают к морозу.

  • Вороны садятся клювами в одну сторону — к сильному морозу.

  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.

  • Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже.

  • Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду.

  • Синички с утра пищат — к большому морозу.

  • Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу

























Приложение 3



СТИХИ ПРО ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ


Покормите птиц

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Александр Яшин

***

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
А. Чепуров

***

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева

***



Синица

Я. Аким
Я приехал
В деревенский тёплый дом.
Снег хрустит,
Мороз ядрёный
За окном.
Только сел
Чайку напиться —
Слышу вдруг,
По стеклу стучит синица:
Стук-постук!
Я кормушку
Из дощечек мастерю,
Сыплю крошки,
— Пообедай, — говорю.
А синица
Не похожа на синиц,
Не дерётся,
Угощает прочих птиц.
Прилетели
Воробьи да снегири —
А синица сторонится:
— На, бери!
Хорошо жилось мне!
Утром я вставал
И свою подружку
Сразу
Узнавал.
Хоть зимой у птиц
Отменный
Аппетит,
Склюнет крошку —
И в окно ко мне глядит.
Быстро кончился
Короткий отпуск мой.
Попрощался
С тёплым домом —
И домой.
Людно в городе,
Машины, трескотня...
Как ты там живёшь,
Синичка,
Без меня?

***




Снегирь

Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть

А. Барто

***

Снегири, снегири,
Как осколочки зари,
Скачут на дорожке.
Ты, мороз, их не бери 
Обожжёшь ладошки.

*** 

Снегири

А. Прокофьев

Выбегай поскорей 
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели, 
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос 
Им рябинку принёс;
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил 
Зимним вечером поздним 
Ярко-алые грозди.

Николай Рубцов

***

Снегирь

Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

***













Приложение 4

Беседа с детьми

 «Как можно заботиться о птицах»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

- Как вы думаете, как живётся зимой птицам?

- Да, правильно, ребята, голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода. В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки. (показ вариантов кормушек)

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Можно повесить кусочки несоленого сала, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

- Ребята, во время кормления птиц, интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу. Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы? Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. Д





Приложение 5

Наши рисунки

















Приложение 6





Выставка рисунков

Наши кормушки