Моя педагогическая находка «Встречи с автором»
Одной из основных задач современной школы в нашем стремительно развивающемся обществе становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры, богатым словарным запасом, развитой культурой владения родным языком.
Не секрет, что у многих школьников возникают трудности с чтением, с овладением всеми видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.
Мне кажется, что переход к «большой литературе» младших школьников происходит через завлекательность сюжета, через сопереживание, погружение не во внешний, а во внутренний мир героев книги. Возможность ребенка додумывать, анализировать, управлять этим процессом постижения чужого мира, возможность сделать его своим – вот что привлекает читателя в книге, вот что не дает оторваться от нее.
Одна из основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.
Одной из форм в моем методическом арсенале стала организация литературных встреч с интересными людьми.
Чтобы помочь ребятам выстроить диалог с автором, мною было принято решение познакомить учащихся класса с поэтами и прозаиками нашего города, членами литературного объединения. К нам на урок приходила очень талантливая девушка Снегирёва (Артамонова) Дарья. Дарья пишет как стихи, так и прозу. Она читала свои произведения из разных сборников, рассказала о сотрудничестве с детскими журналами, о пути становления своего творчества. Когда Даша читала свои произведения, в классе стояла такая тишина! Благодаря знакомству с автором, ученики легко «вошли» в содержание услышанного произведения. Дети представили прочитанное так ярко, что почувствовали себя участником событий. Произведение было разобрано практически по косточкам. Здесь было знакомство с темой, которая очень важна, близка детям. Это предательство друга. Задавали вопросы даже те учащиеся, которые обычно отмалчиваются на уроках.
Конечно, такие встречи запоминаются детям.
Ещё одна гостья – это поэтесса Филиппова Евгения Петровна, член литературного объединения нашего города. Евгения Петровна познакомила учащихся со своими стихотворениями, рассказала об истории создания произведений. Показала, какие проблемы поставила и какими художественными средствами их решала. Она показала презентацию, принесла сборники своих стихов.
Вместе с учащимися характеризовали главных героев произведений. Евгения Петровна задавала много вопросов ребятам. Например:
-Чьи взгляды вы разделяете и почему?
-На чьей стороне автор?
- Расскажи, что более всего волнует тебя, как читателя?
- Можете прочитать наизусть отрывок из любимого произведения?
- Кто из детей вашего класса пишет стихи или рассказы?
Дети были заинтересованы, опять же задавали много вопросов по сюжету, как пришла мысль написать то или иное произведение. И мне, как учителю, было приятно услышать то, что наша гостья отметила хороший уровень начитанности и воспитанности учеников класса.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобрела исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Автор очень внимательно относится к каждому слову в своём произведении, потому что от этого будет зависеть судьба произведения. Будет ли интересно нам, как читателям, это произведение?
1. После наших встреч на уроках чтения или занятиях кружка «Тайны русского языка» мы проводили «Минутки поэзии», где желающие могли показать свои произведения. Коллективно учились сочинять загадки. Стихи писать сложнее, а вот сочинять загадки ученикам понравилось.
Например, как сочиняли загадку про ёжика.
Выделяли отличительные признаки ежа.
Сравнивали ежа с другими предметами.
Подбирали слова, обозначающие действия ежа.
Придумывали рифмы.
Составление текста загадки.
Сочинения детей
В лесу живёт смешной зверёк.
Опасность чуть - и он в комок.
В лесу живёт игольница,
Но очень она колется.
По лесной дорожке
На маленьких ножках
Семенит комочек,
Похожий на клубочек.
На шубке иголки,
Как на ветках ёлки.
После прослушивания всех вариантов выбирали лучшую загадку.
2.Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.
Личные впечатления могут быть разными, например, фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов, сказок.
Салат из сказок.
В тексте фантастически уживаются персонажи из нескольких сказок. Для выбора героев использовали сундучок. На карточках написаны герои разных сказок. Например, Медведь, Иван-царевич, Жар-птица.
Учитель сообщает, что в новогоднюю ночь герои так плясали, что многие попали не в свои, а в чужие сказки. Надо помочь героям. Придумайте новую сказочную историю, в которой они уживутся вместе.
Выбор героев могут осуществлять сами дети. Можно нарисовать рисунки.
При написании творческих работ, сочинений на уроках развитии речи ученики стремятся ответственно относиться к написанию текста, его содержанию, чтобы его сказка, его сочинение понравилось. Ведь лучшие сочинения зачитывают вслух перед всем классом. А в качестве награды звучат аплодисменты. Также дети делали замечания, просили внести изменения, даже просили написать продолжение истории.
В качестве примера познакомлю с отрывком из сочинения Савиной Софьи. Соне 10 лет. Но как же красиво, на мой взгляд, она описала картину Ивана Шишкина «Рожь».
На переднем плане пейзажист показал бескрайнее поле. На нём растут тоненькие колоски золотой ржи. Рожь такая густая, что нам кажется, что не пройдёшь сквозь неё. Но среди золотого моря проложена дорога, которая ведёт к огромным великанам-соснам. Могучие деревья величаво раскинули свои ветви. Вековые сосны защищены зелёной шубкой из хвои.
А какое лазурное небо над верхушками сильных деревьев! По нему плывут облака. Они словно белая вата.
Чувствуется, что в этот летний день дует лёгкий ветерок. Он шевелит колосья, словно гладит их своей рукой.
Цветовая гамма картины насыщенная. Художник использовал краски солнечного дня: зелёную, золотистую, голубую.
И.И. Шишкин очень любил природу, почти все его картины о ней. В своей картине он показал красоту русского пейзажа. И мне очень захотелось оказаться в этот момент на этом поле.
3. Следующий прием - составление предложения из слов на одну букву (д, б, о, в..). Это интересная задача по совершенствованию языковых навыков. Оговаривается количество слов в предложении.
Например: Красные карандаши качественно красят.
Большой белый бык быстро бежит.
4. Могут быть заданы конкретные ассоциации, например, балет, волшебник.
Балет: балерина, брошь, бантик.
Волшебник: воображение, волшебство, ведьма, вурдалак.
Класс делится на команды, выбирает букву, составляет предложение. Затем нужно из этих предложений составить единый рассказ.
Такой подбор тоже может быть полезен для автора стихов, рекламистов.
5.Написание сочинений(сказок) от имени предмета. Здесь используется прием оживления неживых предметов.
Учащиеся выбирают любой неодушевленный предмет, наделяют его человеческими жизненными привычками и качествами, и придумывают сказку, например, про старые ботинки.
6.Написание сказок от ситуаций.
Жила-была одна семья. Как-то ночью к ним влез Оранжевый кот….
Однажды папа купил ковёр. Этот ковёр оказался волшебным....
Мы стоим на перекрёстке трёх дорог возле большого камня, а на камне надпись...
7.Изменение ситуации в знакомых сказках.
Сказка «Гуси-лебеди».
Новые ситуации:
На пути девочки встречается серый волк.
Девочке помогает вертолёт.
Современный учитель должен активно дополнять существующие формы и методы изучения литературных произведений новыми методами и приемами, чтобы сформировать полноценного читателя. Таким образом моя находка «Встречи с автором» пробудила, а в ком-то и развила творческую нотку по написанию текстов собственного сочинения.