Урок истории России в 6 классе
Учитель – Смагина Ю.Н.
Тема "Становление Древнерусского государства"(2-й час)
Цели урока
Образовательная:
-сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.
Развивающая:
-продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника.
Воспитательная:
-способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.
Хорд урока
Орг. момент.
Актуализация знаний
Работа с картой
- Покажите на карте территорию Древнерусского государства в 9 веке.
- Кто стоял во главе Древнерусского государства? На кого он опирался в своем правление?
- Назовите первого правителя Древней Руси и его годы правления.
- Почему главный торговый путь, проходивший по землям восточных славян, назывался «путь из варяг в греки». Покажите его на карте. Что означает выражение - перетаскивали волоком?
2. Фронтальная беседа
- Кто пришел к власти после смерти Рюрика? Какая дата считается временем образования Древнерусского государства?
- Почему Олег получил прозвище Вещий?
-В какие земли Олег совершал военные походы и с какой целью?
- Назовите годы правления князя Игоря. Расскажите о цели его походах на Византию. Покажите на карте.
3.Определение новой темы урока
- Сегодня мы продолжим говорить о правление первых князей Древнерусского государства .
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Изучение новой темы урока
1. Работа с картой
- Вспомните, что такое дань? Кто и кому ее платил?
- Посмотрите на карту. Определите, на какие племена ходил князь Игорь?
2. Работа с документом
- Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для князя Игоря. Почему? Прочитайте об этом в учебнике документ «Из повести Временных лет», стр. 48.
- В каком году произошло событие описанное в документе?
- О каких политических особенностях говорит данный источник?
3.Работа с текстом учебника
- Найдите в п. 4, П. 5, стр. 43 ответы на вопросы:
Что такое полюдье? (сбор дани) Как оно происходило?
Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 45. Опишите, происходившее на ней.
Сколько времени длилось полюдье?
Что произошло в 945 году и почему?
- После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга (945- 964). Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня установила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа — важное изменение в жизни людей.
В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христианство, приняв христианское имя Елена.
Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 45. Ответьте на вопрос к иллюстрации.
- В 964г Ольга передала бразды правления своему сыну Святославу (964-972).
4.Работа с документом
- Прочитайте отрывок из «Повести временных лет», стр. 45.
- Как данный источник характеризует Святослава?
- Какое направление походов Святослава описано в документе? Каковы его итоги?
Работа с картой
- Опираясь на карту, определите основные направления походов Святослава.
- Прочитайте в тексте учебника с. 46.о том, как складывались отношения Святослава с Болгарским царством и Византийской империей. Объясните почему?
Работа с иллюстрацией
-Рассмотрите иллюстрацию «Переговоры Святослава с императором Иоанном Цимисхием. Опишите внешний вид Святослава.
- Как завершилось правление Князя Святослава? (смерть от рук печенегов)
4. Закрепление изученной темы урока
-С правлением, каких князей мы сегодня познакомились? Назовите годы их правления.
- Почему князь Игорь принял смерть от древлян?
-Объясните, почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси. Что вы понимаете под этим определением?
(Потому что она провела реформы, которые укрепили государство.)
- В чем заключалась реформа княгини Ольги?
-Можно ли князю Святославу дать такую же оценку, какая дана княгине Ольге одним из историков? (Нет, он всю жизнь провел в походах и не заботился о внутреннем устройстве государства.)
-Соответствовали ли цели походов русских князей государственным интересам Руси?
(Да, соответствовали. Руси нужны были торговые отношения с другими государствами, повышался престиж страны среди других стран)
5.Рефлексия
- Закончите фразу:
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
мне захотелось…
6. Домашнее задание
П. 5, п 3-5., стр. 42-48. Записи в тетради выучить.
Индивидуальное задание
1.Найти в интернете информацию о том, как Ольга отомстила древлянам за смерть своего мужа.
2. Найти в интернете информацию о том, как Ольга приняла крещение .