СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второй урок истории в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй урок из двух по теме "Становление Древнерусского государства"

Просмотр содержимого документа
«Второй урок истории в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"»

Урок истории России в 6 классе

Учитель – Смагина Ю.Н.

Тема "Становление Древнерусского государства"(2-й час)

Цели урока

Образовательная:

-сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.

Развивающая:

-продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника.

Воспитательная:

-способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.


Хорд урока

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний

  1. Работа с картой

- Покажите на карте территорию Древнерусского государства в 9 веке.

- Кто стоял во главе Древнерусского государства? На кого он опирался в своем правление?

- Назовите первого правителя Древней Руси и его годы правления.

- Почему главный торговый путь, проходивший по землям восточных славян, назывался «путь из варяг в греки». Покажите его на карте. Что означает выражение - перетаскивали волоком?

2. Фронтальная беседа

- Кто пришел к власти после смерти Рюрика? Какая дата считается временем образования Древнерусского государства?

- Почему Олег получил прозвище Вещий?

-В какие земли Олег совершал военные походы и с какой целью?

- Назовите годы правления князя Игоря. Расскажите о цели его походах на Византию. Покажите на карте.



3.Определение новой темы урока

- Сегодня мы продолжим говорить о правление первых князей Древнерусского государства .

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?


  1. Изучение новой темы урока

1. Работа с картой

- Вспомните, что такое дань? Кто и кому ее платил?

- Посмотрите на карту. Определите, на какие племена ходил князь Игорь?

2. Работа с документом

- Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для князя Игоря. Почему? Прочитайте об этом в учебнике документ «Из повести Временных лет», стр. 48.


- В каком году произошло событие описанное в документе?

- О каких политических особенностях говорит данный источник?


3.Работа с текстом учебника

- Найдите в п. 4, П. 5, стр. 43 ответы на вопросы:

  1. Что такое полюдье? (сбор дани) Как оно происходило?

Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 45. Опишите, происходившее на ней.

  1. Сколько времени длилось полюдье?

  2. Что произошло в 945 году и почему?


- После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга (945- 964). Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня ус­тановила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа — важное изменение в жизни людей.

В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христианство, приняв христианское имя Елена.

Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 45. Ответьте на вопрос к иллюстрации.

- В 964г Ольга передала бразды правления своему сыну Святославу (964-972).

4.Работа с документом

- Прочитайте отрывок из «Повести временных лет», стр. 45.

- Как данный источник характеризует Святослава?

- Какое направление походов Святослава описано в документе? Каковы его итоги?

Работа с картой

- Опираясь на карту, определите основные направления походов Святослава.

- Прочитайте в тексте учебника с. 46.о том, как складывались отношения Святослава с Болгарским царством и Византийской империей. Объясните почему?



Работа с иллюстрацией

-Рассмотрите иллюстрацию «Переговоры Святослава с императором Иоанном Цимисхием. Опишите внешний вид Святослава.

- Как завершилось правление Князя Святослава? (смерть от рук печенегов)

4. Закрепление изученной темы урока

-С правлением, каких князей мы сегодня познакомились? Назовите годы их правления.

- Почему князь Игорь принял смерть от древлян?

-Объясните, почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси. Что вы понимаете под этим определением?

(Потому что она провела реформы, которые укрепили государство.)


- В чем заключалась реформа княгини Ольги?


-Можно ли князю Святославу дать такую же оценку, какая дана княгине Ольге одним из историков? (Нет, он всю жизнь провел в походах и не заботился о внутреннем устройстве государства.)

-Соответствовали ли цели походов русских князей государственным интересам Руси?

(Да, соответствовали. Руси нужны были торговые отношения с другими государствами, повышался престиж страны среди других стран)


5.Рефлексия

- Закончите фразу:

сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

мне захотелось…


6. Домашнее задание

П. 5, п 3-5., стр. 42-48. Записи в тетради выучить.


Индивидуальное задание

1.Найти в интернете информацию о том, как Ольга отомстила древлянам за смерть своего мужа.

2. Найти в интернете информацию о том, как Ольга приняла крещение .