СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение Биология – наука о жизни

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Введение  Биология – наука о жизниВведение" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Введение Биология – наука о жизни»

Введение  Биология – наука о жизни

Задачи: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.

Элементы содержания: биология, биотехнология, микология, бриология, альгология, лихенология,  палеоботаника, генетика…

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  ЭОР, ЦОР.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

Фронтальный опрос.

  1. Что изучает биология?

  2. Какие биологические науки вам известны?

  3. Каких ученых биологов вы знаете?

  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

  1. Биология – наука о жизни. Ее название возникло из сочетания двух греческих слов: bios (жизнь) и logos (учение).

Биология изучает строение, проявления жизнедеятельности, среду обитания всех живых организмов: бактерий, грибов, растений, животных, человека. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.

1779 г. – Теодор Руз впервые употребил термин «биология», а в 1802 г. – Ж.Б. Ламарк и  немецкий естествоиспытатель. Готфрид Рейнхольд Тревиранус (1776—1837), ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни.

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» (Ф.Энгельс)

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот» (М.В. Волькенштейн)

Общая биология – наука, биологическая область знания, изучающая основные и общие для всех организмов закономерности жизненных явлений.

Задачи биологии: раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды.

Современная биология - представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных дисциплин со своими объектами исследования.

  1. Биологические науки.

Многие считают, что биология – это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть сквозь лупу на перья птиц или шерсть животных. Это не совсем так, на самом деле биология – наука очень сложная и интересная. В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.

Учитель демонстрирует схему «Комплекс биологических наук» и кратко характеризует каждую науку.

от объекта исследования

сквозные

специальные

Ботаника - растения

Альгология - водоросли

Лихенология - лишайники

Бриология - мхи

Дендрология – древесные

Микология – о грибах

Зоология

Энтомология – о насекомых

Ихтиология – о рыбах

Орнитология – о птицах

Териология - звери

Микробиология - бактерии

Вирусология - вирусы

Систематика

Палеонтология

Морфология – изучает особенности внешнего строения живых организмов

Анатомия – изучает внутреннее строение живых организмов

Физиология – особенности жизнедеятельности живых организмов

Биогеография

Цитология

Гистология

Эмбриология

Биохимия

Молекулярная биология

Генетика

Эволюция

Экология

Этология

Гигиена

Биотехнология

  1. Значение биологических знаний  Работа с учебником  1, с. 11

Выписать значение биологических знаний.

 Применение биологических знаний в медицине, в растениеводстве, животноводстве, звероводстве, лесном хозяйстве, рыбном хозяйстве, биотехнологии, генной инженерии, в деле охраны окружающей среды, рациональном использовании природы, необходимость общебиологических знаний для формирования представлений о научной картине мира.

- основа медицинских и сельскохозяйственных наук;

- решение продовольственной проблемы;

- разработка предупреждения и лечения болезней человека;

- охрана природы и приумножение ее богатств.

4.  Достижения современной биологии

- расшифрован геном человека и других организмов;

- управление рядом генов бактерий и более высокоорганизованных организмов;

- изменение генома с/х растений (генетически модифицированные и трансгенные);

- клонирование животных.

5. Профессии, связанные с биологией.

- Какие современные профессии требуют биологического образования?

Работа с учебником   1, с. 12

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Вопросы

  1. Почему современную биологию считают комплексной наукой?

  2. Какая область человеческой деятельности называется биотехнологией?

  3. Какие современные профессии требуют биологического образования?

Домашнее задание: записи в тетради, § 1,  соответствующий материал в учебнике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!