Введение Биология – наука о жизни
Задачи: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.
Элементы содержания: биология, биотехнология, микология, бриология, альгология, лихенология, палеоботаника, генетика…
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ЭОР, ЦОР.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
Вопросы для беседы
Фронтальный опрос.
Что изучает биология?
Какие биологические науки вам известны?
Каких ученых биологов вы знаете?
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Биология – наука о жизни. Ее название возникло из сочетания двух греческих слов: bios (жизнь) и logos (учение).
Биология изучает строение, проявления жизнедеятельности, среду обитания всех живых организмов: бактерий, грибов, растений, животных, человека. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.
1779 г. – Теодор Руз впервые употребил термин «биология», а в 1802 г. – Ж.Б. Ламарк и немецкий естествоиспытатель. Готфрид Рейнхольд Тревиранус (1776—1837), ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни.
«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» (Ф.Энгельс)
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот» (М.В. Волькенштейн)
Общая биология – наука, биологическая область знания, изучающая основные и общие для всех организмов закономерности жизненных явлений.
Задачи биологии: раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды.
Современная биология - представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных дисциплин со своими объектами исследования.
Биологические науки.
Многие считают, что биология – это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть сквозь лупу на перья птиц или шерсть животных. Это не совсем так, на самом деле биология – наука очень сложная и интересная. В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.
Учитель демонстрирует схему «Комплекс биологических наук» и кратко характеризует каждую науку.
от объекта исследования | сквозные | специальные |
Ботаника - растения Альгология - водоросли Лихенология - лишайники Бриология - мхи Дендрология – древесные Микология – о грибах Зоология Энтомология – о насекомых Ихтиология – о рыбах Орнитология – о птицах Териология - звери Микробиология - бактерии Вирусология - вирусы | Систематика Палеонтология Морфология – изучает особенности внешнего строения живых организмов Анатомия – изучает внутреннее строение живых организмов Физиология – особенности жизнедеятельности живых организмов Биогеография | Цитология Гистология Эмбриология Биохимия Молекулярная биология Генетика Эволюция Экология Этология Гигиена Биотехнология |
Значение биологических знаний Работа с учебником 1, с. 11
Выписать значение биологических знаний.
Применение биологических знаний в медицине, в растениеводстве, животноводстве, звероводстве, лесном хозяйстве, рыбном хозяйстве, биотехнологии, генной инженерии, в деле охраны окружающей среды, рациональном использовании природы, необходимость общебиологических знаний для формирования представлений о научной картине мира.
- основа медицинских и сельскохозяйственных наук;
- решение продовольственной проблемы;
- разработка предупреждения и лечения болезней человека;
- охрана природы и приумножение ее богатств.
4. Достижения современной биологии
- расшифрован геном человека и других организмов;
- управление рядом генов бактерий и более высокоорганизованных организмов;
- изменение генома с/х растений (генетически модифицированные и трансгенные);
- клонирование животных.
5. Профессии, связанные с биологией.
- Какие современные профессии требуют биологического образования?
Работа с учебником 1, с. 12
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Вопросы
Почему современную биологию считают комплексной наукой?
Какая область человеческой деятельности называется биотехнологией?
Какие современные профессии требуют биологического образования?
Домашнее задание: записи в тетради, § 1, соответствующий материал в учебнике.