ВВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МИР ИСКУССТВА КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве приоритетного направления воспитания выделено формирование российской гражданской идентичности, что является в настоящее время особо актуальным ввиду политической нестабильности, напряженности межнациональных отношений на мировой арене, ведь именно в младшем школьном возрасте начинают закладываться основные понятия и представления об окружающем мире.
Среди различных точек зрения на понятие «гражданская идентичность» оптимальным считаю определение, данное А. Г. Асмоловым, по мнению которого, гражданская идентичность - это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [1].
Особо среди ожидаемых результатов сформированности гражданской идентичности выделяется формирование образа государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народы, населяющие эту территорию, со своей культурой, языком и традициями.
Однако соотнесение гражданского воспитания лишь с межнациональным, толерантным направлениями без учета патриотизма в целом как такового не может способствовать успешному формированию российской гражданской идентичности, что породит воспитание личности, имеющей лишь формально-правовое членство в определенном социуме, а иногда и космополитизм, полностью отрицающий связь с Родиной.
Таким образом, необходимо сформировать у подрастающего поколения не только образ России, привить обязанности перед Родиной, но и чувство любви к ней с целью обеспечения социального согласия и общенациональной консолидации будущих поколений.
В данном случае в качестве источника формирования образа России в младшем школьном возрасте очень логично и естественно используется мир искусства. Ведь быть патриотом означает не только знать историю своей Родины, но и знать и оберегать свою культуру, язык.
Образ Родины, обобщающий в себе все, что связано с жизнью определенной гражданской общности, являясь центральным содержательным компонентом гражданской идентичности, включает в себя как объективные характеристики жизнедеятельности общности (территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ со своей культурой и языком), так и личностно-пристрастное отношение к ним. Все это с древних времен находит отражение в народном искусстве. В формах бытовых предметов, отшлифованных и выверенных на протяжении многих лет, в особенностях народного орнамента, в своеобразии излюбленной цветовой гаммы раскрываются национальные представления о красоте, тесно связанные с историей народа, его бытом, условиями жизни, особенностями его культуры и характера. Сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу всякой национальной культуры.
Образ Родины воспринимается, в первую очередь, посредством опредмечивания в произведениях народного искусства, выступающих в качестве своеобразных символов, а также в наглядных представлениях (типичные для родного края флора, фауна, ландшафт также находят свое отражение в изобразительном искусстве).
Значимым источником присвоения учащимися образа России являются и художественные образы, выражая типичное в индивидуальном, обладая значительным потенциалом воздействия на ценностно-смысловую, мотивационную сферы. В художественной образности произведений народного искусства – всегда глубокая содержательность, отражающая народные представления о мире и жизни. Здесь важнейшим психологическим механизмом становится прочувствование, сопереживание, позволяющее не только освоить систему заданных значений образа России, но и обеспечить возникновение личностного смысла. Каждый народ имеет свои излюбленные художественные образы, отражающие его идеалы и понятия о добре и зле. Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, добро, справедливость, совесть, честь, смелость. Сказки, былины, сказания формируют у детей чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность защищать от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти. [2]
Работа с отдельными произведениями искусства, будь то: стихотворение, рассказ, былина; песня, частушка, хороводная; портрет, натюрморт, пейзаж; должна строиться на постоянном «примеривании» содержания конкретного произведения искусства с личным опытом ребенка. Являясь носителем определенной системы ценностей Отечества, освоение художественных образов позволяет обеспечить личное отношение, самоопределение как части целого социокультурного сообщества, прогнозировать свою личную судьбу в рамках судьбы своей Родины.
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость, сложность произвольной регуляции деятельности) предопределяют использование среди разнообразных средств и методов воспитательной работы, в первую очередь, игровой деятельности. [5]
Игра, в свою очередь, также являясь стержнем, например, театрального искусства, способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся, проявлению их гражданских качеств. [3]
Спектакль предполагает коллективное творчество, воспитывая ответственность, взаимовыручку, умение слышать другого человека – гражданские ценности, изучаемые с раннего детства.
Посещение театров, просмотр спектаклей, их обыгрывание, анализ увиденного оказывают огромное влияние на чувства, мысли учащихся, позволяя осуществлять специфическую форму личностного культурного самоопределения. Проигрывая определённые ситуации, ученики получают возможность прожить «кусочек жизни», подготовить себя к подобной ситуации в реальной жизни [4]. В игре происходит нравственное самоопределение, осуществляется ориентация формирующейся личности в проблемной ситуации, что расширяет, обогащает, углубляет личность ребенка.
Наибольшее распространение среди программ по формированию гражданской идентичности получили программы краеведческого характера, что является вполне закономерным, поскольку для детей любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, к своему дому. Детям младшего школьного возраста сложные и абстрактные понятия, связанные со страной в целом, еще мало понятны. Изучение же родного края более наглядно, близко к возрастным и познавательным возможностям ребенка младшего школьного возраста [4].
Являясь национальной символикой, памятники истории и культуры укрепляют и способствуют формированию патриотизма, национального самосознания. Организация экскурсий в данном случае открывает широкий простор для привлечения местного художественного материала, чтобы показать связь произведений декоративно-прикладного и народного искусства с жизнью. Объектами могут быть отдельные памятники народного зодчества, краеведческий музей, картинные галереи, кукольный театр, ТЮЗ и др.
Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, воспринимается на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.
Искусство как специфическая форма общественного сознания, которое отражает жизнь в конкретно-чувственных формах и образах, обладает способностью выражать и передавать другим людям все проявления человеческой души, вызывать глубокие эмоциональные волнения. Введение детей младшего школьного возраста в мир искусства выступает в качестве естественного и действенного для данного возраста метода гражданского воспитания, при условии грамотно и верно подобранных форм.
Так, во внеурочной деятельности по формированию гражданской идентичности младших школьников возможно уже в первом классе изучение истории возникновения символа русской матрешки с последующим воспроизведением ее изображения в любой интересной для ребенка форме, изучение сказок разных народов с последующим обыгрыванием в самодеятельном театре с распределением ролей, изготовлением костюмов и декораций. Возможно изучение народных женских и мужских костюмов с преломлением к семейным традициям, знакомство с памятными местами родного края, с произведениями и биографиями местных писателей и прочие мероприятия.
Информация, которую получат дети посредством постижения произведений искусства, воплощенная в ярких образах, запомнится надолго. Неся определенную мировоззренческую нагрузку, произведения искусства (стихи, песни, спектакли, живописные полотна, кинофильмы) способны вызвать восторг, восхищение, любовь к красоте и величию Родины.
Список литературы:
1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/97307-pall.html.
2. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/06/1386.
3. Гаязов А.С. Гражданское воспитание подрастающих поколений в новых условиях развития российской государственности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vunivere.ru/work8853?screenshots=1.
4. Деменева Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Мининского университета – 2014. – №4. – С.6. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-osnov-grazhdanskoy-identichnosti-mlad/.
5. Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Firbis.gnpbu.ru%2FAref_2002%2FYashina_N_U_2002.pdf&name=Yashina_N_U_2002.pdf&lang=ru&c=58d931eb152d.