СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Введение в фармацевтическую химию»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Введение в фармацевтическую химию»»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по химии «Введение в фармацевтическую химию» разработана на основе:

  1. Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.;

  2. программы элективных курсов по химии (профильное обучение). 10-11 классы. /авт. сост. Г. А. Шипарева. - М.: Дрофа, 2005г

Программа разработана на основе программы элективного курса «Введение в фармацевтическую химию» Г.И. Штремплера (Программы элективных курсов. Химия. Профильное обучение. 10-11 классы. М. Дрофа.2006).

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся профильного химико-биологического 10 класса, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к профессиям химика, фармацевта, провизора и врача.

Содержание курса существенно расширяет кругозор школьников, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс актуальным. Содержание курса позволяет ученику включиться в учебно-познавательный процесс, предполагает разнообразие видов деятельности обучающихся, работу с различными источниками информации, с Интернет-ресурсами.

Программа элективного курса рассчитана на 35 часа (1 час в неделю)


Требования к уровню подготовки обучающихся

После изучения элективного курса учащиеся должны:

. знать и выполнять правила техники безопасности ра­боты в химической лаборатории с учетом специфики ра­боты с лекарственными препаратами; элементарные све­дения о фармакологии, классификации лекарственных средств, правила их хранения и применения в домашних условиях; здоровый образ жизни избавит от необходи­мости приема лекарств;

. уметь проводить анализ некоторых лекарственных средств; сопоставлять и интерпретировать полученные результаты опытов; работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагре­вательными приборами и простейшим оборудованием; взвешивать вещества, измерять плотности и объемы жид­костей, готовить растворы различной концентрации, усвоить общие приемы разделения и очистки веществ, а также их идентификации;

. иметь представление о фармации и истории ее развития; о профессии провизора, фармацевта, химика-­аналитика; о работе аптек и контрольно-аналитических лабораторий аптечных управлений; о Государственной фармакопее Российской Федерации;

. понимать необходимость тщательного и точного вы­полнения химических лабораторных методов исследова­ния для правильной и своевременной оценки качества ле­карственного препарата.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.




Содержание элективного курса


Раздел

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Организационное занятие. Техника безопасности при работе в химической лаборатории.




Ознакомление учащихся с программой курса и формами занятий. Общие требова­ния к учащимся (рабочая тетрадь, письменные принадлежности халат и т. д.).

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Расположение электрических выключателей, газовых и водопроводных кранов, средств пожаротуше­ния, медицинской аптечки первой помощи в кабинете химии. Правила оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях

Практическая работа. Правила техники выполнения лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований в кабинете химии.


Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе.


2

Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Работа со штативом, химической посудой, ареометрами, нагревательными приборами, весами, мерной, посудой и химическими реактивами.




Приемы обращения с лабораторным штативом, укреп­ление и установка пробирки, колбы, стакана с помощью зажимов (лапок) и колец.

Нагревательные приборы. Строение пламени. Нагре­вание веществ в пробирках, колбах.

Типы лабораторных весов. Взвешивание твердых ве­ществ и отмеривание определенных объемов жидкостей. Плотность растворов и их измерение.

Классификация реактивов по их возможному воздей­ствию на организм и по степени чистоты. Хранение реак­тивов. Обозначения на этикетках.

Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов.

Практuческuе работы. 2.Ознакомление с химической посудой и лабораторным оборудованием. Строение пламени. 3. Работа с весами. Мерная посуда. 4. Измерение плотности растворов.


Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе.


Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели; создавать схематические модели; описывать, сравнивать объекты, делать выводы, находить информацию в соответствующей литературе; понимать и применять химические термины.


3

Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Растворы.




По­нятие о смесях и их классификация. Дисперсные системы. Разделение смесей различными методами и их сущность.

Количественная характеристика состава раствора. Общие указания к приготовлению растворов. Приготовление растворов ин­дикаторов и вспомогательных реактивов.

Практuческuе работы. 5. Приготовление раство­ров заданной молярной концентрации. 6. Приготовление растворов заданной концентрации по их плотности. 7. Приготовление растворов индикаторов и вспомогательных растворов.


Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность

Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.


4

Общие понятия о лекарственных средствах, их классификация по различным признакам. Домашняя аптечка. Хранение и правила применения лекарственных средств.




Определение понятия «лекарственный препарат». Препараты органического, неорганического и смешанно­го состава. Лекарственные формы (таблетки, капли, мази и т. д.). Классификация лекарственных препаратов по группам по различным признакам. Правила хране­ния и приема лекарственных препаратов в домашних ус­ловиях. Лекарственные травы.


Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность

Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения, искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.


5

Фармация, зарождение фармации. Фармакологическое значение и применение лекарств. Работа аптеки и контрольно-аналитической лаборатории аптечных управлений. Государственная фармакопея.




Фармацевтическая химия как наука, ее связь с химией и медициной. Краткий исторический очерк развития фармацевтической химии.

Профессии провизора и фармацевта. Работа аптеки и контрольно-аналитической лаборато­рии аптечных управлений. Порядок проведения анализов лекарственных средств и их оформление.

Государственная фармакопея. Причины недоброка­чественности лекарственных средств.


Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность.

Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения.

6

Изучение свойств лекарственных средств и их идентификация.




Фармакопейный анализ. Методы исследова­ния лекарственных препаратов.

Практuческuе работы. Анализ лекарственных средств и вспомогательных веществ на подлинность (глюконат кальция, этиловый спирт, гидроперит, парацетамол, стрептоцид, димедрол, ляпис, глицерин, уротропин, глюкоза, аспирин, новокаин, анальгин, свинцовая примочка, препараты бора).


Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

7

Защита курсовых работ по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных информационных буклетов по теме курсовых работ.

Групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность.

Самостоятельно искать средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений; строить логические рассуждения, искать самостоятельно средства достижения цели.












Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата план

факт

Тема 1.

Организационное занятие. Техника безопасности при работе в химической лаборатории.



1.

Знакомство учащихся с программой курса и формами занятий. Практическая работа № 1

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.



Тема 2.

Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Работа со штативом, химической посудой, ареометрами, нагревательными приборами, весами, мерной, посудой и химическими реактивами



2

Практическая работа № 2

Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием.



3

Практическая работа № 3

Типы лабораторных весов. Взвешивание твердых ве­ществ и отмеривание определенных объемов жидкостей.



4

Практическая работа № 4

Плотность растворов и их измерение.



5

Классификация реактивов по их возможному воздей­ствию на организм и по степени чистоты. Хранение реак­тивов. Обозначения на этикетках.



Тема 3.

Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Растворы.




6

По­нятие о смесях и их классификация. Дисперсные системы. Разделение смесей различными методами и их сущность.



7

Количественная характеристика состава раствора.



8

Общие указания к приготовлению растворов.

Практическая работа № 5,6.

Приготовление раство­ров заданной молярной концентрации и растворов заданной концентрации по их плотности.




9

Практическая работа № 7

Приготовление растворов ин­дикаторов и вспомогательных реактивов.



Тема 4.

Общие понятия о лекарственных средствах, их классификация по различным признакам. Домашняя аптечка. Хранение и правила применения лекарственных средств



10

Определение понятия «лекарственный препарат». Препараты органического, неорганического и смешанно­го состава. Классификация лекарственных препаратов по их действию на организм человека. Лекарственные формы.



11

Домашняя аптечка. Правила хране­ния и приема лекарственных препаратов в домашних ус­ловиях.



12

Лекарственные травы.



Тема 5.

Фармация, зарождение фармации. Фармакологическое значение и применение лекарств. Работа аптеки и контрольно-аналитической лаборатории аптечных управлений. Государственная фармакопея .



13

Фармацевтическая химия как наука, ее связь с химией и медициной. Краткий исторический очерк развития фармацевтической химии.



14

Работа аптеки и контрольно-аналитической лаборатории аптечных управлений. Государственная фармакопея.



15

Экскурсия в виртуальную аптеку.



Тема 6.

Изучение свойств лекарственных средств и их идентификация



16

Фармакопейный анализ. Методы исследова­ния лекарственных препаратов.



17

Практическая работа № 8 «Анализ глюконата кальция»



18

Практическая работа № 9 «Анализ этилового спирта».



19

Практическая работа № 10 «Анализ гидроперита».



20

Практическая работа № 11 «Анализ стрептоцида».



21

Практическая работа № 12 «Анализ димедрола».



22

Практическая работа № 13 «Анализ уротропина».



23

Практическая работа № 14 «Анализ глюкозы».



24

Практическая работа № 15 «Анализ аспирина».



25

Практическая работа № 16 «Анализ новокаина».



26

Практическая работа № 17 «Анализ анальгина»



27

П Практическая работа № 18 «Анализ глицерина»



28

Практическая работа № 19 «Анализ парацетамола»



29

Практическая работа № 20 «Анализ свинцовой примочки»



30

Практическая работа № 21«Анализ препаратов бора».



31

Практическая работа № 22 «Анализ ляписа»



Тема 7.

Защита курсовых работ по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных стенных газет по теме курсовых работ



32-33

Защита курсовых работ по индивидуальным темам.



34-35

Выпуск индивидуальных информационных буклетов по теме курсовых работ