Рабочая программа элективного курса по химии «Введение в фармацевтическую химию» разработана на основе:
Программа разработана на основе программы элективного курса «Введение в фармацевтическую химию» Г.И. Штремплера (Программы элективных курсов. Химия. Профильное обучение. 10-11 классы. М. Дрофа.2006).
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся профильного химико-биологического 10 класса, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к профессиям химика, фармацевта, провизора и врача.
Содержание курса существенно расширяет кругозор школьников, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс актуальным. Содержание курса позволяет ученику включиться в учебно-познавательный процесс, предполагает разнообразие видов деятельности обучающихся, работу с различными источниками информации, с Интернет-ресурсами.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
№ | Раздел | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Организационное занятие. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. | | |
| Ознакомление учащихся с программой курса и формами занятий. Общие требования к учащимся (рабочая тетрадь, письменные принадлежности халат и т. д.). Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Расположение электрических выключателей, газовых и водопроводных кранов, средств пожаротушения, медицинской аптечки первой помощи в кабинете химии. Правила оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях Практическая работа. Правила техники выполнения лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований в кабинете химии. | Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. |
2 | Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Работа со штативом, химической посудой, ареометрами, нагревательными приборами, весами, мерной, посудой и химическими реактивами. | | |
| Приемы обращения с лабораторным штативом, укрепление и установка пробирки, колбы, стакана с помощью зажимов (лапок) и колец. Нагревательные приборы. Строение пламени. Нагревание веществ в пробирках, колбах. Типы лабораторных весов. Взвешивание твердых веществ и отмеривание определенных объемов жидкостей. Плотность растворов и их измерение. Классификация реактивов по их возможному воздействию на организм и по степени чистоты. Хранение реактивов. Обозначения на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов. Практuческuе работы. 2.Ознакомление с химической посудой и лабораторным оборудованием. Строение пламени. 3. Работа с весами. Мерная посуда. 4. Измерение плотности растворов. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. | Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели; создавать схематические модели; описывать, сравнивать объекты, делать выводы, находить информацию в соответствующей литературе; понимать и применять химические термины. |
3 | Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Растворы. | | |
| Понятие о смесях и их классификация. Дисперсные системы. Разделение смесей различными методами и их сущность. Количественная характеристика состава раствора. Общие указания к приготовлению растворов. Приготовление растворов индикаторов и вспомогательных реактивов. Практuческuе работы. 5. Приготовление растворов заданной молярной концентрации. 6. Приготовление растворов заданной концентрации по их плотности. 7. Приготовление растворов индикаторов и вспомогательных растворов. | Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность | Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. |
4 | Общие понятия о лекарственных средствах, их классификация по различным признакам. Домашняя аптечка. Хранение и правила применения лекарственных средств. | | |
| Определение понятия «лекарственный препарат». Препараты органического, неорганического и смешанного состава. Лекарственные формы (таблетки, капли, мази и т. д.). Классификация лекарственных препаратов по группам по различным признакам. Правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях. Лекарственные травы. | Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность | Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения, искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. |
5 | Фармация, зарождение фармации. Фармакологическое значение и применение лекарств. Работа аптеки и контрольно-аналитической лаборатории аптечных управлений. Государственная фармакопея. | | |
| Фармацевтическая химия как наука, ее связь с химией и медициной. Краткий исторический очерк развития фармацевтической химии. Профессии провизора и фармацевта. Работа аптеки и контрольно-аналитической лаборатории аптечных управлений. Порядок проведения анализов лекарственных средств и их оформление. Государственная фармакопея. Причины недоброкачественности лекарственных средств. | Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. | Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения. |
6 | Изучение свойств лекарственных средств и их идентификация. | | |
| Фармакопейный анализ. Методы исследования лекарственных препаратов. Практuческuе работы. Анализ лекарственных средств и вспомогательных веществ на подлинность (глюконат кальция, этиловый спирт, гидроперит, парацетамол, стрептоцид, димедрол, ляпис, глицерин, уротропин, глюкоза, аспирин, новокаин, анальгин, свинцовая примочка, препараты бора). | Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. |
7 | Защита курсовых работ по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных информационных буклетов по теме курсовых работ. | Групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. | Самостоятельно искать средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений; строить логические рассуждения, искать самостоятельно средства достижения цели. |
№ п/п | Тема урока | Дата план | факт |
Тема 1. | Организационное занятие. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. | | |
1. | Знакомство учащихся с программой курса и формами занятий. Практическая работа № 1 Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. | | |
Тема 2. | Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Работа со штативом, химической посудой, ареометрами, нагревательными приборами, весами, мерной, посудой и химическими реактивами | | |
2 | Практическая работа № 2 Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. | | |
3 | Практическая работа № 3 Типы лабораторных весов. Взвешивание твердых веществ и отмеривание определенных объемов жидкостей. | | |
4 | Практическая работа № 4 Плотность растворов и их измерение. | | |
5 | Классификация реактивов по их возможному воздействию на организм и по степени чистоты. Хранение реактивов. Обозначения на этикетках. | | |
Тема 3. | Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Растворы. | | |
6 | Понятие о смесях и их классификация. Дисперсные системы. Разделение смесей различными методами и их сущность. | | |
7 | Количественная характеристика состава раствора. | | |
8 | Общие указания к приготовлению растворов. Практическая работа № 5,6. Приготовление растворов заданной молярной концентрации и растворов заданной концентрации по их плотности. | | |
9 | Практическая работа № 7 Приготовление растворов индикаторов и вспомогательных реактивов. | | |
Тема 4. | Общие понятия о лекарственных средствах, их классификация по различным признакам. Домашняя аптечка. Хранение и правила применения лекарственных средств | | |
10 | Определение понятия «лекарственный препарат». Препараты органического, неорганического и смешанного состава. Классификация лекарственных препаратов по их действию на организм человека. Лекарственные формы. | | |
11 | Домашняя аптечка. Правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях. | | |
12 | Лекарственные травы. | | |
Тема 5. | Фармация, зарождение фармации. Фармакологическое значение и применение лекарств. Работа аптеки и контрольно-аналитической лаборатории аптечных управлений. Государственная фармакопея . | | |
13 | Фармацевтическая химия как наука, ее связь с химией и медициной. Краткий исторический очерк развития фармацевтической химии. | | |
14 | Работа аптеки и контрольно-аналитической лаборатории аптечных управлений. Государственная фармакопея. | | |
15 | Экскурсия в виртуальную аптеку. | | |
Тема 6. | Изучение свойств лекарственных средств и их идентификация | | |
16 | Фармакопейный анализ. Методы исследования лекарственных препаратов. | | |
17 | Практическая работа № 8 «Анализ глюконата кальция» | | |
18 | Практическая работа № 9 «Анализ этилового спирта». | | |
19 | Практическая работа № 10 «Анализ гидроперита». | | |
20 | Практическая работа № 11 «Анализ стрептоцида». | | |
21 | Практическая работа № 12 «Анализ димедрола». | | |
22 | Практическая работа № 13 «Анализ уротропина». | | |
23 | Практическая работа № 14 «Анализ глюкозы». | | |
24 | Практическая работа № 15 «Анализ аспирина». | | |
25 | Практическая работа № 16 «Анализ новокаина». | | |
26 | Практическая работа № 17 «Анализ анальгина» | | |
27 | П Практическая работа № 18 «Анализ глицерина» | | |
28 | Практическая работа № 19 «Анализ парацетамола» | | |
29 | Практическая работа № 20 «Анализ свинцовой примочки» | | |
30 | Практическая работа № 21«Анализ препаратов бора». | | |
31 | Практическая работа № 22 «Анализ ляписа» | | |
Тема 7. | Защита курсовых работ по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных стенных газет по теме курсовых работ | | |
32-33 | Защита курсовых работ по индивидуальным темам. | | |
34-35 | Выпуск индивидуальных информационных буклетов по теме курсовых работ | | |