Тема урока: «Введение в историю Средних веков».
Цели урока
- На базе знаний по истории Древнего мира подготовка учащихся к изучению истории Средних веков, сформировать у учащихся представление о Средневековье как одном из периодов Всеобщей истории.
- Задание на урок!
- Какое место занимает эпоха Средних веков во Всеобщей истории?
План урока:
- Знакомство с учебником
- Актуализация знаний по материалам 5 класса
- Понятие «Средние века»
- Хронологические рамки Средних веков
- Исторические источники Средних веков
- Закрепление нового материала
Познакомьтесь с учебником
- Назовите авторов учебника
- По оглавлению определите историю каких государств Вы будете изучать
- Что расположено на с. 280-285?
Вспомним
- 1. Как называется курс истории, который Вы изучали в 5 классе?
История первобытного общества, история Древнего мира
2. С историей каких государств Вы познакомились?
Древний Египет, Междуречье, Индия, Китай, Древняя Греция, Македония, Древний Рим
Лента времени
- Что такое эра, век, тысячелетие?
- Покажите на ленте времени 998 г., 1242 г., 73 г. до н.э. К какому веку относятся эти годы?
- В каком году варвары (вандалы)захватили Рим, пала Западная Римская империя?
После падения Западной Римской империи начинается новая историческая эпоха – Средние века.
Понятие «Средние века»
- Средние века – период Всемирной истории следующий после эпохи Древнего мира и предшествующий периоду Новой истории, начинается с Vв. заканчивается в XVв.
лат. medium aevum, буквально — средний век, появилось в 15—16 вв. благодаря итальянскому гуманисту ФЛАВИО БЬОНДО, утвердилось в науке с 18 в. Этот период истории также называли «темными веками».
Прочитайте с.7 – 9 учебника и ответьте на вопросы:
1. Что изучает история Средних веков?
2. Что обозначает понятие «Средние века»? (обратите внимание на ленту времени)
3. Для каких частей света применимо это понятие ?
Точка зрения об эпохе Средних веков гуманистов, просветителей:
- С.В.- это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожение инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков-
Точка зрения об эпохе Средних веков романтиков:
- С.В.- это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями.
Точка зрения об эпохе Средних веков историков- материалистов:
- Средневековье- неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности
Проблемное задание на весь период изучения курса истории Средних веков:
- Какими были С.В. В истории человечества?
- Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.), как считали гуманисты.
- Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание
Европа в Средние века
Единый «исторический континент»
Единый христианский мир
Сходный образ жизни
Появились языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе
Хронологические рамки Средних веков
- Почему говорят о тысячелетии Средневековья?
- На какие три этапа делят данный период истории?
- 1. раннее Средневековье – кон. V – сер. XI вв.
- 2. развитое Средневековье - сер. XI – XIII вв.
- 3. позднее Средневековье – XIV – XV вв.
Исторические источники Средних веков
- Что такое исторический источник?
- Это остатки прошлого, которые связаны с деятельностью человека, они дают информацию о жизни людей в далеком прошлом.
- Какие виды исторических источников Вы знаете?
«Угадай и разложи»
храмы
саги
пословицы
Предметы
Хозяйственные записи
быта
монеты
притчи
письма
Ювелирные изделия
договоры
мебель
сказания
Вещественные
Орудия труда, предметы быта, украшения, оружие и пр.
Письменные
Летописи, письма, законодательные акты и пр.
Устные
Былины, сказания, пословицы, поговорки и пр.
Вспомогательная историческая дисциплина
Характеристика
Историческая текстология
Занимается установлением подлинности текстов, точной даты их создания
Палеография
Изучает древние рукописи, преимущественно их внешнюю сторону, с целью определения времени и места их создания
Генеалогия
Занимается вопросами происхождения семей и родов
Эпиграфика
Изучает надписи на древних памятниках, зданиях, произведениях искусства, надгробиях.
Нумизматика
Геральдика
Изучает монеты и другие денежные знаки
Изучает гербы
Топонимика
Ономастика
Изучает происхождение названий
Фалеристика
Изучает личные имена
Хронология
Изучает ордена, медали
Метрология
Изучает системы летоисчисления
Изучает различные меры
Вспомогательная историческая дисциплина
Характеристика
Археография
Разрабатывает правила и методы сбора, издания и организации хранения исторических источников (рукописи, книги)
Археология
Изучает вещественные источники
Этнография
Изучает жизнь и обычаи отдельных народов (быт, традиции, обряды, фольклор)
Прочитайте
пункт 2 с. 9-11 и ответьте на вопрос:
Какие исторические источники помогают ученым исследовать эпоху Средних веков?
Ответьте на вопрос: как Вы думайте Какое место занимает эпоха Средних веков во Всеобщей истории?
Составьте цепочку из слов, которые характеризуют Средневековье(пользуйтесь учебником)
Д.з. Учебник с. 5-11 читать, повторить записи, ответить на вопрос в учебнике с. 7.
Математика. Вероятность и статистика. 7...
Немецкий язык 7 класс ФГОС
Дневник здоровья ученика начальных...
Электронная тетрадь по истории России 9...
Электронная тетрадь по астрономии 11...
Физика 7 класс ФГОС
География 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по технологии 7...
© 2019, Грачёва Анна Михайловна 1150 9
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы