СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в специальный учебный курс "Культура русской речи" (презентации к урокам)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит материал для уроков №1 и 2 специального учебного курса "Культура русской речи" в 11 классе. Также её можно использовать на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Введение в специальный учебный курс "Культура русской речи" (презентации к урокам)»

Введение в специальный учебный курс «Культура русской речи»

Введение

в специальный учебный курс

«Культура русской речи»

Что такое культура речи?

Что такое культура речи?

Что такое культура речи?

Что такое культура речи?

Работа с текстом: перепишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы Это так а не иначе,  Ты мне друг мой (не)переч..:  Люди стали жить богаче,  Но беднее стала реч.. .  Дачи джинсы слайды платья...  Ценам ц..фрам — несть конца,  Отвлеч..нные понятья  Улетуч..ваются.  Гаснет ус..ная словес..ность,  Разговорная краса;  Отступают в (не)известность  Речи русской чудеса.  Сотни слов родных и метких  Сникнув голос потеряв  (В)заперти как птицы в клетках  Дремлют в толстых словарях.  Ты их выпусти (от)туда  В быт обыде(н,нн)ый верни  Что(бы) речь - людское чудо -  (Не)скудела в наши дни. Вадим Шефнер «Устная речь»

Работа с текстом: перепишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Это так а не иначе, Ты мне друг мой (не)переч..: Люди стали жить богаче, Но беднее стала реч.. . Дачи джинсы слайды платья... Ценам ц..фрам — несть конца, Отвлеч..нные понятья Улетуч..ваются. Гаснет ус..ная словес..ность, Разговорная краса; Отступают в (не)известность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких Сникнув голос потеряв (В)заперти как птицы в клетках Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти (от)туда В быт обыде(н,нн)ый верни Что(бы) речь - людское чудо - (Не)скудела в наши дни.

Вадим Шефнер «Устная речь»

Работа с текстом: перепишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы Это так, а не иначе,  Ты мне друг мой не перечь:  Люди стали жить богаче,  Но беднее стала речь.  Дачи, джинсы, слайды, платья...  Ценам, цифрам — несть конца,  Отвлеченные понятья  Улетучиваются.  Гаснет устная словесность,  Разговорная краса;  Отступают в неизвестность  Речи русской чудеса.  Сотни слов родных и метких,  Сникнув, голос потеряв,  Взаперти, как птицы в клетках,  Дремлют в толстых словарях.  Ты их выпусти оттуда,  В быт обыденный верни,  Чтобы речь - людское чудо -  Не скудела в наши дни. Вадим Шефнер «Устная речь»

Работа с текстом: перепишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Это так, а не иначе, Ты мне друг мой не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Дачи, джинсы, слайды, платья... Ценам, цифрам — несть конца, Отвлеченные понятья Улетучиваются. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни.

Вадим Шефнер «Устная речь»

Работа с текстом 1. Выпишите ключевые слова текста. 2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении. 3. Исследуйте синтаксические конструкции текста. 4. Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы). 5. Укажите и объясните тропы , используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения. 6. Как автор отвечает на вопрос: «Какова судьба русской словесности?» 7. В каких строках выражена основная идея текста? 8. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.

Работа с текстом

1. Выпишите ключевые слова текста.

2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.

3. Исследуйте синтаксические конструкции текста.

4. Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы).

5. Укажите и объясните тропы , используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения.

6. Как автор отвечает на вопрос: «Какова судьба русской словесности?»

7. В каких строках выражена основная идея текста?

8. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.

Языковые нормы

Языковые нормы

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать» (А.П. Чехов)

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать» (А.П. Чехов)

Что такое языковые нормы?

Что такое языковые нормы?

Зачем нужны языковые нормы?

Зачем нужны

языковые нормы?

Зачем нужны языковые нормы?

Зачем нужны

языковые нормы?

Что такое культура речи?

Что такое культура речи?

Как вы понимаете данное высказывание? Согласны ли вы с ним?
  • Как вы понимаете данное высказывание?
  • Согласны ли вы с ним?

1) послалА в магазин 2) давнИшний 1) недУг 3) крЕмень 2) согнУтый 1) дОбела 3) врУчит медаль 4) кОрмящий 2) ерЕтик 1) нАчавшийся 2) позвАла гостей 4) сливОвый 3) откупОрил 3) газопрОвод 4) нАчатый 4) дОверху Орфоэпические нормы В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) послалА в магазин

2) давнИшний

1) недУг

3) крЕмень

2) согнУтый

1) дОбела

3) врУчит медаль

4) кОрмящий

2) ерЕтик

1) нАчавшийся

2) позвАла гостей

4) сливОвый

3) откупОрил

3) газопрОвод

4) нАчатый

4) дОверху

Орфоэпические нормы

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Штурман – специалист по вождению кораблей, самолетов.  2) Сувенир – подарок ко дню рождения.  3) Актуальный – очень важный, злободневный.  4) Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения. Лексические нормы Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
  • Штурман – специалист по вождению кораблей, самолетов.

2) Сувенир – подарок ко дню рождения.

3) Актуальный – очень важный, злободневный.

4) Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения.

Лексические нормы

Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

Образцовый  2) Абсолютный  3) Идеальный  4) Безупречный Лексические нормы Какое слово имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?
  • Образцовый

2) Абсолютный

3) Идеальный

4) Безупречный

Лексические нормы

Какое слово имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

Своя голова на плечах  2) Своими словами передать  3) Своими глазами увидеть  4) Своими руками сделать Лексические нормы Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»?
  • Своя голова на плечах

2) Своими словами передать

3) Своими глазами увидеть

4) Своими руками сделать

Лексические нормы

Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»?

Заглохший, залежь, законный  2) Загородный, задушевность, закатиться  3) Заземленный, замшевый, заикаться  4) Заквасить, занозить, закадычный Словообразовательные нормы В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?
  • Заглохший, залежь, законный

2) Загородный, задушевность, закатиться

3) Заземленный, замшевый, заикаться

4) Заквасить, занозить, закадычный

Словообразовательные нормы

В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?

К_лейдоскоп, мет_морфоза, эвк_липт, ам_ральный Ст_тистика, эт_жерка, льтр_мариновый, п_стамент К_раван, к_нцерт, п_нтомима, ф_милия П_радокс, тр_мплин, г_рмония, ш_мпиньон    Орфографические нормы В каком ряду во всех словах пишется буква А ?
  • К_лейдоскоп, мет_морфоза, эвк_липт, ам_ральный
  • Ст_тистика, эт_жерка, льтр_мариновый, п_стамент
  • К_раван, к_нцерт, п_нтомима, ф_милия
  • П_радокс, тр_мплин, г_рмония, ш_мпиньон

Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пишется буква А ?

Освобожде__ая деревня, бракова__ый товар, ружье заряже_о Линова__ая тетрадь, моще__ая дорога, змеи__ый яд Дрессирова__ые собаки, глиня__ый горшок, игрушки разброса__ы Бронирова__ый автомобиль, рискова__ый поступок, соломе__ая шляпка    Орфографические нормы В каком ряду во всех словах пишется НН?
  • Освобожде__ая деревня, бракова__ый товар, ружье заряже_о
  • Линова__ая тетрадь, моще__ая дорога, змеи__ый яд
  • Дрессирова__ые собаки, глиня__ый горшок, игрушки разброса__ы
  • Бронирова__ый автомобиль, рискова__ый поступок, соломе__ая шляпка

Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пишется НН?

Чтение вот лучшее учение. Гений это терпение. Его жизнь как легенда. Жить Родине служить.    Пунктуационные нормы В каком предложении не надо ставить тире?
  • Чтение вот лучшее учение.
  • Гений это терпение.
  • Его жизнь как легенда.
  • Жить Родине служить.

Пунктуационные нормы

В каком предложении не надо ставить тире?

Человеку нужно наверное узнать все прелести цивилизации чтобы прийти к такому пониманию счастья. Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах. Земля казалось во много раз увеличила силу своего притяжения. С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело море.    Пунктуационные нормы В каком предложении нет вводных конструкций?
  • Человеку нужно наверное узнать все прелести цивилизации чтобы прийти к такому пониманию счастья.
  • Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах.
  • Земля казалось во много раз увеличила силу своего притяжения.
  • С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело море.

Пунктуационные нормы

В каком предложении нет вводных конструкций?

1)лягте на землю 2) килограмм вафлей 1) веселее всех 3) пятисот семидесяти шести рецензий 2) пять блюдец 1) двести килограммов 3) поезжай к князю 4) страннейший случай 2) день именин 1) жгёт дрова 2) в трехстах шагах 4) пятидесятью пятью способами 3) более твердо 4) с пятидесятью солдатами 3) более красивое представление 4) килограмм макарон Грамматические нормы Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1)лягте на землю

2) килограмм вафлей

1) веселее всех

3) пятисот семидесяти шести рецензий

2) пять блюдец

1) двести килограммов

3) поезжай к князю

4) страннейший случай

2) день именин

1) жгёт дрова

2) в трехстах шагах

4) пятидесятью пятью способами

3) более твердо

4) с пятидесятью солдатами

3) более красивое представление

4) килограмм макарон

Грамматические нормы

Укажите пример с ошибкой

в образовании формы слова

 Прочитав статью профессора, 1) у нас возникло много вопросов относительно посылок теории. 2) оригинальность и простота концепции вызвали у Станислава восторг. 3) у Натальи появилось желание лично обсудить с автором некоторые аспекты его работы. 4) я был поражен смелостью высказанной идеи до глубины души. Грамматические нормы Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Прочитав статью профессора,

1) у нас возникло много вопросов относительно посылок теории.

2) оригинальность и простота концепции вызвали у Станислава восторг.

3) у Натальи появилось желание лично обсудить с автором некоторые аспекты его работы.

4) я был поражен смелостью высказанной идеи до глубины души.

Грамматические нормы

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

1) В романе-эпопее «Война и мир» немало батальных сцен. 2) Те из нас, кто катался в этот холодный зимний день на лыжах, обморозили лицо и руки. 3) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор — это знаменательное событие для команды. 4) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, живших в двадцатом веке. Грамматические нормы Найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушение синтаксической нормы)

1) В романе-эпопее «Война и мир» немало батальных сцен.

2) Те из нас, кто катался в этот холодный зимний день на лыжах, обморозили лицо и руки.

3) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор — это знаменательное событие для команды.

4) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, живших в двадцатом веке.

Грамматические нормы

Найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушение синтаксической нормы)

В организме человека насчитывается около 200 типов всяких клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, сначала обработав специальными растворами, которые, сохраняя строение клетки, делают ее проницаемой для красителя. Стилистические нормы Определите стиль текста, назовите слова, которые можно заменить более соответствующими данному стилю

В организме человека насчитывается около 200 типов всяких клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, сначала обработав специальными растворами, которые, сохраняя строение клетки, делают ее проницаемой для красителя.

Стилистические нормы

Определите стиль текста, назовите слова,

которые можно заменить более соответствующими данному стилю