СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Введение. Живое Средневековье»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы с вами переходим к изучению нового большого раздела в истории: периоду Средних веков или Средневековью. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим материал по истории Средних веков, с которым нам предстоит работать в течение учебного года. Определимся с хронологическими рамками этого периода. Назовём его особенности. Познакомимся с устройством общества средневековых людей. Узнаем, как происходит изучение этого периода времени

Просмотр содержимого документа
««Введение. Живое Средневековье»»

«Введение. Живое Средневековье».

Учитель: Здравствуйте, ребята. Запишите в тетрадочки тему занятия: «Введение. Живое Средневековье».

2. Введение в новый материал

Учитель: Сегодня мы с вами переходим к изучению нового большого раздела в истории: периоду Средних веков или Средневековью. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим материал по истории Средних веков, с которым нам предстоит работать в течение учебного года. Определимся с хронологическими рамками этого периода. Назовём его особенности. Познакомимся с устройством общества средневековых людей. Узнаем, как происходит изучение этого периода времени.

3. Изложение нового материала

Учитель: Ребята, чтобы перейти к изучению новой темы, давайте с вами вспомним то, что мы с вами изучали ранее:

1. Историю каких стран и народов вы изучали в 5 классе?

2. С какими обществами вы познакомились?

Учитель: Итак, переходим к изучению нового материала. Давайте мы с вами поработаем с учебником, с. 7-9, прочитаем.

Учитель:

- Средние века или Средневековье - почему этот период получил такое название? (так как находится между Древностью и Новым временем).

- Каковы хронологические рамки этого периода? (В Западной Европе этот период охватывает промежуток времени с 5 по 15 век. В иных регионах – по-разному, где-то Средневековье наступило раньше, где-то – позже).

- На какие периоды делятся Средние Века? (Средние Века делятся на три периода. Раннее – с 5 по 11 века, Высокое (или зрелое) – с 11 по 14 и Позднее Средневековье – с 14 по 15 век).

Учитель: Развитие человечества в различных частях мира шло неравномерно. Наравне с высокоразвитыми цивилизациями Европы, Азии, Америки жили народы, которые еще находились на уровне первобытного общества. Давайте кое-что вспомним:

- Дайте определение периоду «Древний Мир»?

- Какой строй был господствующим в период «Древнего Мира»?

- Какие категории населения стран Древнего мира вам известны? В чём заключались их права и обязанности?

Постарайтесь по такому же образцу объяснить, что такое Средневековье. (История средних веков – это период истории обществ 5 – 15 веков, у каждого их которых были своя религия, язык, материальная и духовная культура, а так же государственный строй).

Учитель: В большинстве цивилизаций Средневековья господствовал феодальный строй. Для того, что бы разобраться в этом понятии предлагаю вам ознакомиться со структурой общества в Средние века.

Работа учащихся с дополнительным источником.

Учитель:

- Итак, опираясь на опорные вопросы на карточках к дополнительному источнику, расскажите мне о том, кто стоял во главе общества в Средневековье? Какими привилегиями они обладали? Кто находился у них в подчинении? Как называется такая система подчинения? В чем была ее особенность? (Во главе общества находились феодалы. У них во владении была земля, они управляли государством, из них складывалось войско для защиты страны. Мелкие феодалы подчинялись более крупным и получали за это плату в виде землевладений. Такая система подчинения называется феодальной лестницей. У неё была одна особенность: вассалы подчинялись только своим сеньорам. Отсюда принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».

Ещё одним важным сословием было духовенство – «те, кто молится». Они были свободными и жили за счет крестьян и феодалов, взамен «вымаливая» их грехи).

Учитель: Основную массу населения составляли крестьяне. Они вели своё небольшое хозяйство и должны были платить за это феодалу налог. Крестьяне были в личной зависимости от феодала. Но крестьянин не был как древний раб «говорящим орудием труда», главное отличие – он не был собственностью своего феодала. Таким образом, феодальный строй – это общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.

Давайте запишем определение понятия в тетрадь.

Учитель: На основании вышесказанного можно выделить следующую структуру феодального общества, она состоит из трех групп людей: «те, кто молится» – духовенство; «те, кто воюет» – феодалы; «те, кто работает» – крестьяне и ремесленники. Схему отобразим в тетради.

Учитель:

- Вспомните, каким образом современным учёным стало известно об дописьменной истории человека?

- Каким образом происходило изучение древней истории?

- Какие науки помогают узнать о прошлом людей?

- Какие виды источников вы можете назвать? Приведите примеры.

(Как и история Древнего Мира, история Средних веков изучается при помощи исторических источников. С периода Средневековья их сохранилось достаточно много. Это здания храмов и замков, книги и картины, орудия труда и оружие. Но для удобства принято делить исторические источники на группы. *Вещественные источники: здания, предметы быта. Письменные: различные летописи, хроники, научные труды. *Произведения искусства: живопись, скульптура. Все эти источники могут много рассказать нам о жизни людей в ту эпоху).

4. Закрепление изученного материала

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока, вспомним что мы с вами на сегодняшнем уроке узнали?

- Для чего надо знать историю Средних веков?

- Какой промежуток занимает Средневековье в истории?

- Какие основные сословия существовали в тот период? Кратко опишите каждое из них.

- Объясните принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».

- Каким образом историк получает разнообразные сведения о прошлом? Что такое исторические источники? Какие виды исторических источников вам известны?

5. Итоговое обобщение. Домашнее задание

Учитель: Молодцы. История помогает воссоздать картину жизни людей далекого прошлого и ознакомить вас с ней. Но изучение истории — сложный процесс воссоздания прошлого, состоящий из сообщений источников, собственных представлений учёных, опыта других наук. Поэтому к изучению истории нужно подходить весьма ответственно, тогда она откроет перед вами свои тайны и поможет разобраться в настоящем.

Запишите домашнее задание: 7-11, прочитать. На ленте времени отобразить период и подпериоды Средневековья..

6. Рефлексия

Проводится в свободной форме с целью выявления качества проведенного занятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!