Урок 42
Тема урока: Предложения с вводными словами
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать правила постановки знаков препинания в предложении с вводными словами, уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы, находить вводные слова в тексте, самостоятельно составлять предложения с вводными словами.
Метапредметные: применять приобретённые ЗУН в повседневной жизни; на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа, определяющей его значение в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, листы с заданиями для индивидуальной работы.
Основные понятия: вводные слова.
Ход урока
1. Мотивация ( самоопределение к учебной деятельности ).
- Сегодня мы будем исследовать очень интересную и трудную тему. Ваши папы и мамы изучали ее в старших классах, но ученый – лингвист, автор нашего комплекса учебников В.В. Бабайцева считает, что вы, ребята, уже в 5 классе можете анализировать такие сложные вопросы.
УУД:
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
2. Актуализация и проблемное учебное действие.
Запишем тему нашего урока: “Предложения с вводными словами”.
- Как вы думаете, что это за слова? ( Выслушиваются мнения детей.)
- Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран.
( Просмотр мультимедийной презентации, подготовленной учителем.)
Слайд № 1. А. С. Пушкин сказал: «Язык неистощим в соединенье слов».
- Как вы понимаете эти слова?
Слайд № 2. Перед нами отдельные слова: счастью, стремятся, к, все, люди.
Попробуйте соединить их и составить из них предложение.
Слайд № 3. Все люди стремятся к счастью.
- Запишем и докажем, что это действительно предложение (содержит законченную мысль, интонационно оформленно, есть грамматическая основа).
- Охарактеризуем предложение (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
УУД:
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи; воспринимают текстовую информацию.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других учащихся, формулируют собственные мысли.
3. Подведение к новой теме.
Слайд № 4. Что означают данные слова? Распределите их по смысловому значению и запишите в тетрадь:
Возможно, во-первых, бесспорно, к счастью, наверное, во-вторых, разумеется, к сожалению, кажется, в-третьих, безусловно, на радость, вероятно, итак, конечно, к удивлению.
- Проверим.
Слайд № 5.
Уверенность: бесспорно, разумеется, безусловно, конечно.
Неуверенность: возможно, наверное, кажется, вероятно.
Порядок явлений: во-первых, во-вторых, в-третьих, итак.
Различные чувства: к счастью, к сожалению, на радость, к удивлению.
УУД:
Личностные: имеют желание осознать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации.
4. Выявление места и причины затруднения.
- Попробуем ввести в наше предложение одно из слов слайда № 5, например, «возможно». Вставим его в середину предложения (можно предварительно посоветоваться с соседом по парте). Проговорим вслух получившееся предложение (учащиеся проговаривают предложение). Можно ли вставить слово «возможно» в начало предложения? В конец предложения? (Уч-ся проговаривают предложения.)
-Если, проговаривая предложения, интонационно мы делаем паузы, обособляя слово «возможно», то на письме как мы отделим это слово от членов предложения? (Запятыми.) Обратимся к слайду.
Слайд № 6.
Все люди, возможно, стремятся к счастью.
Возможно, все люди стремятся к счастью.
Все люди стремятся к счастью, возможно.
УУД:
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий.
Познавательные: анализируют, сравнивают, делают выводы.
Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений.
Коммуникативные: слушают и слышат других, корректируют свою точку зрения.
5. Исследование новой темы.
-Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? (отсоединяются запятой).
-Как вы думаете, почему?
- Исследуем наши предложения : Все люди стремятся к счастью.
Все люди, возможно, стремятся к счастью.
-Какова основная информация в обоих предложениях?
-Во втором предложении добавилась информация неосновная, которая выражает лишь отношение говорящего к высказыванию.
Разберем его по членам предложения. (Дети идут к доске и записывают предложение, затем производят разбор.)
Сравним его с предложением без слова «возможно».
- Что мы выяснили? (К слову «возможно» нельзя задать вопрос, оно несёт дополнительную информацию, но членом предложения не является.)
- Ещё раз прочитаем тему урока. Думаю, вы догадались, что слово «возможно» и другие слова, записанные в тетради, и есть …(вводные).
Итак, ребята, мы достигли первой цели нашего исследования: выяснили, что вводные слова не являются членами предложения, так как не несут важной новой информации, а лишь выражают отношение к высказыванию.
6. Физминутка.
- Наше исследование продолжается.
Теперь определим, какими словами в предложении можно передать свои чувства.
Если чувство неуверенности, то какие вводные слова мы используем?
А если уверенность?
А если сильные чувства?
Какими вводными словами передаём порядок мыслей, явлений? (Слайд № 5)
Значит, какой мы можем сделать вывод о значении вводных слов, что они выражают? (звучат выводы учащихся)
Мы выяснили еще одну особенность вводных слов.
У вас, как у настоящих исследователей, хорошо развито чувство языка.
7. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
- Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова: во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали!
Итак, что, по- вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих … .
(При наличии времени можно записать наиболее интересные предложения с данными вводными словами)
- Как вам кажется, что выражают данные вводные слова?
Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью.
- Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью.
- Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения.
- А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным?
- Спасибо за версии.
- Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось.
Слайд № 7.
Все люди стремятся к счастью.
Ксчастью, мы быстро решили трудную задачу.
- Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего.
Слайд № 8.
К счастью, мы быстро решили трудную задачу.
Мы, к счастью, быстро решили трудную задачу.
Мы быстро решили трудную задачу, к счастью.
- Изменился ли при этом смысл предложения?
- Итак, наше исследование подходит к концу.
- Давайте сделаем вывод о вводных словах (ребята могут высказать следующие предположения: вводные слова могут находиться в разных частях предложения, не меняя его смысл, но в любом случае выделяются запятой).
Слайд № 9.
Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказыванию.
Вводные слова на письме выделяются запятой.
Они не являются членами предложения.
Вводные слова могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.
8. Закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа уч-ся с последующей проверкой.
Задание 1. Уровень 1. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Начертите схемы, объясняющие знаки препинания. Выполните предложенные виды разбора:
Ты, конечно, спору нет! Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее!
Всех – фонетический разбор.
Царица – морфемный разбор.
Задание 1. Уровень 2. Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их схемами. Выполните предложенные виды разбора:
Не бойтесь гости дорогие! Это видно моя лягушонка в своей коробчонке едет!
Моя – фонетический разбор.
Коробчонка – словообразовательный разбор.
Задание 2. Слайд № 10. Тестирование.
Укажите, в каких предложениях есть вводное слово (знаки препинания не расставлены):
1. Авось мы пойдём в лес.
2. Он кажется утомлённым.
3. Они кажется очень устали.
4. Наше выступление к счастью всем понравилось
Задание 3. Слайд № 11.
Укажите, какие слова не могут быть выделены запятыми на месте пропуска в предложении:
Река Ока, …, больше нашей.
1) немного
2) пожалуй
3) во-первых
4) по глубине
5) разумеется
9. Домашнее задание. Молодцы! Закрепить знания вы сможете, тщательно работая над домашним заданием.
Слайд № 12. Домашнее задание: Составить предложения, в которых одно и то же слово может быть и членом предложения, и вводным словом. (Например: к радости и бесспорно.)
10. Рефлексия учебной деятельности.
- Для чего сегодня мы узнавали новое на уроке? Зачем изучали вводные слова?
- Что нам это даёт в практике письма? Пригодятся ли эти сведения в повседневной жизни?
- Дайте оценку нашей работе. Какими способами преодолевали трудности, возникавшие во время изучения новой темы? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
11. Оценки за урок.