МКОУ СОШ № 2
г.Нефтекумска Ставропольского края
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
«Язык как развивающееся явление»
(Вводный урок)
7 класс
УМК Львовой С.И.
учитель русского языка и литературы
Голышева Галина Эриевна
2012-2013 учебный год
6 июня – День русского языка
- Здравствуйте, ребята. Летом мы отмечали День русского языка. Посмотрите ролик и ответьте, почему датой праздника является 6 июня. (Это день рождения А.С.Пушкина – основоположника современного литературного языка.)
Пушкин – создатель современного литературного языка
Младых бесед оставя блеск и шум,
Я знал и труд, и вдохновенье,
И сладостно мне было жарких дум
Уединённое волненье.
- Я хочу обратить ваше внимание на слова А.Ахматовой: «Пушкин создал язык, который вы уже не услышите и на котором не будете говорить, но который для вас является драгоценностью».
- (Щелчок) Перед вами слова поэта: «Младых бесед оставя блеск и шум, //Я знал и труд, и вдохновенье,//И сладостно мне было жарких дум//Уединённое волненье». Понятны ли вам эти слова?
- О чём они, что описывают? (Щелчок: Поэт говорит о создании стихотворений, которые для него важнее, чем веселье и развлечения с друзьями.)
- (Щелчок) А вот ещё отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина: « Бразды пушистые взрывая,//Летит кибитка удалая.//Ямщик сидит на облучке//В тулупе, в красном кушаке». Насколько понятен этот текст?
- Какой вывод вы можете сделать, сравнив тексты создателя современного литературного языка, с точки зрения употреблённых в них слов, то есть лексики? (Одна часть слов, употреблённых в один и тот же период, через некоторое время осталась в употреблении, а другая – исчезла из языка.) Как называют слова, которые вышли из активного употребления? (Устаревшие.)
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Лексический комментарий
Бразды – борозда, длинная канавка на почве.
Кибитка – повозка.
Ямщик – кучер, возница.
Облучок – козлы, сиденье в передке экипажа для кучера.
Тулуп – долгополая меховая шуба.
Кушак – пояс.
- Опираясь на лексический комментарий, попытайтесь «перевести» отрывок из «Евгения Онегина» на современный язык. (Восседая на специальном сидении, кучер в подпоясанной шубе управляет повозкой, которая вихрит снег, засыпавший канавки вдоль дороги.)
- Итак, ребята, сравнение двух поэтических фрагментов наглядно показывает, что в течение двухсот лет в русском языке происходили изменения, то есть он что делал? (развивался).
развивающееся
Язык как … явление
- Объясните лексическое значение слова развиваться .
Развиться – 1) стать сильнее, окрепнуть,
укрепиться (мускулы развились);
2) созреть духовно, умственно, стать
более сознательным, культурным;
3) перейти из одного состояния в
другое.
Развиться – раскрутиться, стать прямым
(волосы развились) .
- Исходя из вывода, вставьте пропущенное слово (щелчок) и сформулируйте тему урока.
- Объясните лексическое значение слова развиваться.
- (Щелчок) Почему слово написано дважды? (Омоним) В каком из трёх значений оно употреблено?
Цель урока
Я хочу узнать …
Я хочу научиться …
Я хочу понять …
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
С.Я.Маршак
- Определив тему урока, поставьте перед собой цель, продолжив любую из данных фраз.
- (Щелчок) В качестве эпиграфа приведены слова Самуила Яковлевича Маршака. Как вы понимаете мысль поэта? Подготовьтесь к выразительному чтению.
Комплексный анализ текста (упр.2)
- Стиль речи.
- Тип речи.
- Проблема.
Эволюция языка .
Изменение – это неизбежный
спутник языковой истории.
Научно-популярный.
Рассуждение.
- Доказывая правоту слов Маршака о том, что язык отражает изменения в обществе, прочитайте текст упражнения № 2 и ответьте на вопросы:
- В чём К.Д.Ушинский видел значение языка? (Это связь поколений.)
- С чем сравнивается развитие языка? (Живая природа.)
- На примере чего лингвист К.Горбачевич доказывает процесс эволюции языка? (Ударение в слове.)
- Прочитайте выразительно текст. Проведите комплексный анализ текста. (P.S. С 5-го класса дети приучены к данному виду работы, количество
пунктов анализа варьируется в зависимости от цели; например, можно добавить
анализ речевой ситуации, средств связи предложений, способов связи.)
Роль языка в жизни общества.
Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения , подготавливающего качественные изменения.
- Образуйте глагол от существительного:
эволюция
С течением времени язык
- Что влияет на изменение словарного состава языка?
эволюционировать
эволюционирует.
…
СОБЫТИЯ ИСТОРИИ
- Образуйте глагол от существительного эволюция. (Щелчок)
- Закончите предложение: С течением времени язык … ( щелчок: эволюционирует).
- Эволюция языка происходит на всех уровнях: в произношении, в грамматике, но яснее всего изменения в языке обнаруживаются в лексике. Предположите, что влияет на изменение словарного состава языка? (Политические и исторические события, развитие науки и техники, расширение культурных и экономических связей с другими народами.)
ИЗМЕНЕНИЯ
В
ЯЗЫКЕ
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ
ПРОГРЕСС
8
Другой русский язык
- Темп речи : 80 // 120 слов в минуту!
- Усечение – образование новых слов путём сокращения.
Такси …
Кино …
Метро …
Компьютер …
Университет …
Мобильный телефон …
таксомотор
кинематограф
метрополитен
комп
- Чтобы понять, как изменился наш язык всего лишь за столетие, можно обратиться к словарям, книгам о языке. Представляю вам трехтомник Марии Аксёновой «Знаем ли мы русский язык?» Книга начинается с интересного утверждения: родители и дети говорят по-русски, но это разный русский язык. (Щелчок) Если сравнить темп речи диктора телевидения на заре его появления, то станет понятно, что в наше время темп увеличился с 80 до 120 слов в минуту. И это естественно, так как бешеный ритм жизни и вал информации не оставляют иного выхода.
(Щелчок) Язык под нас подстраивается и стремится к упрощению, существует даже термин усечение, который обозначает сокращение, исчезновение части слова.
(Щелчок) Восстановите полное звучание упрощённых слов такси, кино, метро.
(Щелчок) А теперь упростите слова компьютер, университет, мобильный телефон.
универ
мобильник
8
Усечение одного слова в словосочетании + суффикс К(а)
- Наличные деньги налич-к-а
- Кругосветное путешествие …
то есть письмо, которое
пересылают в открытом виде.
кругосвет-к-а
газированная вода
гречневая крупа
- Экономия в языке достигается и путём усечения одного слова в словосочетании. Нам достаточно ограничиться словом запасной , опуская игрок. Поистине незаменим при образовании усечённых слов суффикс - К- (а)., например, наличные деньги – наличКа.
- Образуйте по образцу: кругосветное путешествие - ? (щелчок) кругосветка; восстановите словосочетания: газировка - ? (щелчки) газированная вода, гречка - ? гречневая крупа, открытка - ? открытое письмо. Кстати, последнее слово иллюстрирует интересный языковой процесс, когда слова, образованные подобным образом и вследствие этого характерные только для разговорного стиля, со временем переходят в разряд книжных. За 150 лет существования открытки люди привыкли к такому сокращению.
открытое письмо,
8
Усечение целого предложения!
Беруши – сущ., мн.ч.
- Иногда превратиться в одно слово может целое предложение. Какое существительное множественного числа появилось относительно недавно в русском языке вследствие сокращения предложения Берегите уши ? (Щелчок: Беруши )
8
«Нехорошие» слова
болезнетворное начало.
(медицинское)
Синонимы: прелесть, очарование.
Скучный, нелюдимый, угрюмый человек.
- Позор – «спектакль, зрелище».
Бесчестье, постыдное, унизительное положение, вызывающее презрение.
«домовитая, хорошая хозяйка».
- Язык живой, он развивается. В нём появляются новые слова, а старые наполняются новым смыслом.
- Что значит зараза с точки зрения медицины? (Щелчок)
Проведём эксперимент: (щелчок) уберём помету медицинское. Как изменился смысл слова, какой он приобрёл оттенок? (Ругательный) Если бы кто-то назвал нас заразой, мы бы обиделись, и это было справедливо.
(Щелчок) Но каких-нибудь 250 лет назад это слово было комплиментом, синонимом прелести, очарования. Вот как пишет о возлюбленной поэт XVIII века:
С Сореной мне расстаться!//Не зреть её очей!//Не зреть её зараз ?!
Очевидно, заразить означало сразить наповал красотой.
- (Щелчок) Другое обидное слово мымра. (Щелчок) В словаре Даля читаем: «Мымрить – безвылазно сидеть дома», то есть такая женщина является хорошей хозяйкой, занята работой по дому. Это комплимент!
(Щелчок) Но со временем мымрой стали называть нелюдимого, скучного, угрюмого человека, к сожалению, чаще всего женщину.
- (Щелчок) И ещё одно «нехорошее» слово позор. В былые времена оно означало спектакль, и больше ничего. Позже слово стало синонимом слова зрелище. У Баратынского находим: «Величествен и грустен был позор пустынных вод, лесов, долин и гор». Впрочем, в некоторых славянских языках, например, болгарском и сербском, слово позорище до сих пор означает зрелище.
(Щелчок) А что значит это слово в современном русском языке? Бесчестье, постыдное, унизительное положение, вызывающее презрение.
8
Устаревшие слова
чаплажка
митенки
- Мы иногда храним старые вещи. Вроде и не носим, а выбросить жалко. Вдруг пригодятся? (Щелчок) И в самом деле, наступает момент, когда, например, бабушкины перчатки, в которых пальцы остаются открытыми, вновь стали модными. Так и некоторые слова язык выбрасывает на обочину, но настаёт момент, когда они внезапно напоминают о себе. И тот, кто их забыл, выглядит глупо и смешно. Захотелось вам купить модные перчатки, и вы начинаете неумело объяснять продавцу: «Дайте мне померить перчатки без пальчиков». А ведь когда-то их называли одним словом. Каким? (Щелчок: Митенки )
(Щелчок) Впрочем, также одним словом называется не менее модная сегодня у мальчиков обтягивающая голову маленькая шапочка. Каким? (Щелчок: Чаплажка )
- Проиллюстрируйте фразу из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя, сказанную одним героем другому: «Позволь, душа, я тебе влеплю один безе». Что вы нарисуете? (Один человек бросает в другого пирожное.) (Щелчок) А речь идёт всего лишь о поцелуе: безе (французское) – «поцелуй».
- (Щелчок) Или весьма актуальное сегодня дивное выражение барашек в бумажке . (Щелчок) Так в XIX веке называли взятку.
безе
барашек в бумажке
8
Домашнее задание Упражнение 6: - задание 1 письменно, - задание 2 устно.
Рефлексия
- Какую цель вы ставили перед собой в начале урока и достигли ли её?
- О каких процессах изменения языка вы узнали, какой из них вам запомнился и почему?
- Какие мыслительные действия (операции) вы использовали, чтобы добыть знания?
После комментария к домашнему заданию проводится рефлексия.
8
Источники
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М., Издательство иностранных и национальных словарей, 1961.
- М.Аксёнова. Знаем ли мы русский язык? Книга 1 – М., Центрполиграф, 2012.
- https://youtu.be/UZbni_Z1wf0 видео
- http://cdbvizit.ru/wp-content/uploads/2013/05/ushinskiy-k.d.jpg
- http://www.ukrlit.vn.ua/textbook/4klas/4klas.files/image043.jpg
- http://gelikon-shop.com/img/p/2/8/1/5/6/28156-large_default.jpg
- http://img-fotki.yandex.ru/get/4007/flashtuchka.206/0_40ce9_5074cc40_L.jpg
- http://sao.mos.ru/upload/medialibrary/a72/vzyatka.jpg
Источники
- http://specodejda19.ru/new/image/cache/import_files/e7/e7e6c74f-c232-11df-a585-0019d1fe59b5_84eabd1d-6fff-11e6-bcc9-001e672bf5f5-500x500.jpeg
- http://www.bediva.ru/wp-content/uploads/2015/02/1.jpg
- http://g01.a.alicdn.com/kf/HTB1a6eXJXXXXXamXFXXq6xXFXXXf/1-Pair-setengah-hitam-jari-melar-jari-wol-benang-rajut-Hobo-sarung-tangan.jpg
- http://cdn4.slus.name/8c/1e/8c1ebd75985b8240c5543cd6e743bee0.jpg
- http://izbrannoe.com.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/resize_cache/iblock/b9e/705_391_2/b9ed18b475bfd6611a6860a9ec6bf153.jpg?149018417146186
- https://fs00.infourok.ru/images/doc/228/46422/1/img12.jpg
- http://4.bp.blogspot.com/-pRHUN_Pq8VA/VZJoLyQzoxI/AAAAAAAAHYU/05SjVeTQIOo/s1600/illjustracii-mertvye-dushi-hudozhnik-makovskoj-14.jpg