СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература начала XX века. Своеобразие реализма

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок в 11 классе»

Урок 1


Литература начала XX века. Своеобразие реализма

Цель:

  • показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца Х1Х –начала ХХ века с историческими процессами в стране

  • рассказать о своеобразии реализма начала века

  • развивать навыки конспектирования

  • воспитывать интерес к литературе как одному из видов искусства.


Оборудование урока:

  • компьютерная презентация

Методические приемы: лекция с элементами беседы; демонстрация слайдов по теме.


Ход урока:

I. Орг.момент.

II. Вступительное слово учителя:

В течение 6 лет мы с вами путешествовали в мире литературы, остался последний – седьмой год и, возможно, экзамены. Возможно, мир литературы стал вашим миром, во всяком случае, хотелось бы, чтобы чтение классической литературы не осталось для вас мучением.

Вы на школьной финишной прямой и перед вами XX век русской литературы. Век трагедий и катастроф, парадоксов и открытий, чрезвычайной жестокости и небывалого самопожертвования, век массовой культуры. Этот век еще очень близок, он не ушел полностью в историю. Видимо, в силу этого обстоятельства его глубокое литературоведческое и культурологическое осмысление еще впереди, а пока ведутся дискуссии, обсуждаются альтернативные оценки и подходы.

Вы тоже можете включиться в дискуссию, это может помочь вам в выработке собственной оценки художественного произведения, явления культуры, внести свой вклад в создание общенационального представления об этой культурно-исторической эпохе.

В той учебной книге, что лежит перед вами, даны абсолютно необходимые знания и сведения, без которых невозможно считать себя действительно культурным человеком, имеющим полное среднее образование. В этом году я предлагаю вам выполнение творческих проектов, работа над которыми позволит развить навыки приобретения дополнительной информации.

Надеюсь, что в этом году вам будет интересно на уроках, потому что вы молоды и любознательны, многого хотите добиться в жизни, в вас живет познание поколения нового века. Возможно, вам будут близки и понятны чувства одного замечательного поэта рубежа веков.


В.Брюсов

Мы.

В мире широком, в мире шумящем

Мы – гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.


Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом, -

Мы – гребень встающей волны.

4 апреля 1899

III. Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация.

На рубеже веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

- Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале XX века?

Россия пережила три революции (1905г., Февральскую и Октябрьскую)

Русско-японскую войну 1904-1905 гг.

Первую мировую войну 1914-1918 гг.

Гражданскую войну.

- Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в России в это время?

Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы:


- Сопоставьте время, в которое живем мы и время рубежа XIX - начала XX века?

Общее: сложность общественных процессов; перемены и перестройка во всех областях жизни, неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей; попытки изменить страну, с одной стороны, путем реформ и, с другой стороны, навязать свою волю путем насильственным (терроризм).

Рубеж веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.

- Какие наиболее значимые научные открытия были сделаны в это время?

  • Открытие рентгеновских лучей,

  • Определение массы электрона,

  • Исследование радиации,

  • Создание квантовой теории

  • Теория относительности

  • Изобретение беспроволочной связи.


IV. Истоки и характер литературных исканий

Литераторы не могли оставаться в стороне от преобразований начала века. Она пришла к удивительно ярким, самостоятельным по значению достижениям. Уже в 90-е г. XIX в. настойчиво заговорили о рождении новой плеяды писателей наряду с писателями-классиками (Толстой, Чехов). Новым было мироощущение человека, крепло понимание исчерпанности предшествующей эпохи, стали появляться прямо противоположные оценки общекультурных перспектив России. Одни писатели осознавали кризисность эпохи, другие, и их было большинство, ощущали эпоху как время небывалых свершений, когда значение литературы в жизни страны резко возрастает. Поэтому пути развития новой литературы различные писатели представляли неоднозначно.

В лит.движении определились два основных направления

  • Реализм (от лат. «вещественный»)

  • Модернизм (от фр. «новейший»)

Произведения писателей-реалистов давали глубокий социальный анализ внутреннего мира человека. Основная тема произведений – человек и социальная среда.

Писатели-модернисты отрицали всякое влияние соц.среды, создавали новую поэтическую культуру, содействующую духовному возрождению человека.

Литратура, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н.А.Оцупом.

(См. стр. 8 учебника)

VI. Своеобразие реализма

Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е г. еще жили и творили Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.

Реализм XIX в. дал полнокровные, воистину вещественные картины мира, его освоения человеком. Каждый из больших художников открыл ведомые ему законы конкретного времени и вечного бытия. Система авторских взглядов была стройной и пластично выражалась в сложных отношениях и характерах героев (Онегин, Печорин, кн.Болконский, Раскольников).

Порубежная эпоха, во многом неожиданно для творческой интеллигенции, вдруг поколебала привычные представления. Быстро и бурно текущая действительность, цепь социальных и духовных катаклизмов, связанных с освободительным движением народных масс, революциями, войнами, выдвинули небывало трудные вопросы. Необходимо было заново понять исторические судьбы страны в период, когда рассыпалась гармоническая концепция мира.

Молодой реализм шел своим путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний.


- Каковы же были его особенности?


  1. Новые герои: интеллигенция средней руки, офицеры низших чинов, солдаты, крестьяне, босяки…

  2. Преобладание авторского начала над событийной линией. Авторские раздумья пронизывают произведения, при этом нет и следа поучительности, пророчества.

Реалистическая проза начала века звала к дискуссии

  1. Необычайная форма изложения



«рассказ в рассказе» «молчаливый спор» включение авторских взглядов в речь персонажей



  1. Укрупнение, символизация образов, мотивов.

  2. Влечение к классическому наследию России.


VII. Закрепление по теме.

- Какие два крупных литературных направления сформировались на рубеже ХХ века?

- Традиции каких великих писателей продолжились в реалистической литературе?

- Каковы особенности реализма начала ХХ века?


Дом.задание:

  1. читать с.8-11

  2. с.14 в. 1-3

  3. с.19 в. 1-4

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!