Урок 1
Литература начала XX века. Своеобразие реализма
Цель:
Оборудование урока:
Методические приемы: лекция с элементами беседы; демонстрация слайдов по теме.
Ход урока:
I. Орг.момент.
II. Вступительное слово учителя:
В течение 6 лет мы с вами путешествовали в мире литературы, остался последний – седьмой год и, возможно, экзамены. Возможно, мир литературы стал вашим миром, во всяком случае, хотелось бы, чтобы чтение классической литературы не осталось для вас мучением.
Вы на школьной финишной прямой и перед вами XX век русской литературы. Век трагедий и катастроф, парадоксов и открытий, чрезвычайной жестокости и небывалого самопожертвования, век массовой культуры. Этот век еще очень близок, он не ушел полностью в историю. Видимо, в силу этого обстоятельства его глубокое литературоведческое и культурологическое осмысление еще впереди, а пока ведутся дискуссии, обсуждаются альтернативные оценки и подходы.
Вы тоже можете включиться в дискуссию, это может помочь вам в выработке собственной оценки художественного произведения, явления культуры, внести свой вклад в создание общенационального представления об этой культурно-исторической эпохе.
В той учебной книге, что лежит перед вами, даны абсолютно необходимые знания и сведения, без которых невозможно считать себя действительно культурным человеком, имеющим полное среднее образование. В этом году я предлагаю вам выполнение творческих проектов, работа над которыми позволит развить навыки приобретения дополнительной информации.
Надеюсь, что в этом году вам будет интересно на уроках, потому что вы молоды и любознательны, многого хотите добиться в жизни, в вас живет познание поколения нового века. Возможно, вам будут близки и понятны чувства одного замечательного поэта рубежа веков.
В.Брюсов
Мы.
В мире широком, в мире шумящем
Мы – гребень встающей волны,
Странно и сладко жить настоящим,
Предчувствием песни полны.
Радуйтесь, братья, верным победам!
Смотрите на даль с вышины!
Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом, -
Мы – гребень встающей волны.
4 апреля 1899
III. Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация.
На рубеже веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.
- Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале XX века?
Россия пережила три революции (1905г., Февральскую и Октябрьскую)
Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
Первую мировую войну 1914-1918 гг.
Гражданскую войну.
- Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в России в это время?
Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы:
- Сопоставьте время, в которое живем мы и время рубежа XIX - начала XX века?
Общее: сложность общественных процессов; перемены и перестройка во всех областях жизни, неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей; попытки изменить страну, с одной стороны, путем реформ и, с другой стороны, навязать свою волю путем насильственным (терроризм).
Рубеж веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.
- Какие наиболее значимые научные открытия были сделаны в это время?
Открытие рентгеновских лучей,
Определение массы электрона,
Исследование радиации,
Создание квантовой теории
Теория относительности
Изобретение беспроволочной связи.
IV. Истоки и характер литературных исканий
Литераторы не могли оставаться в стороне от преобразований начала века. Она пришла к удивительно ярким, самостоятельным по значению достижениям. Уже в 90-е г. XIX в. настойчиво заговорили о рождении новой плеяды писателей наряду с писателями-классиками (Толстой, Чехов). Новым было мироощущение человека, крепло понимание исчерпанности предшествующей эпохи, стали появляться прямо противоположные оценки общекультурных перспектив России. Одни писатели осознавали кризисность эпохи, другие, и их было большинство, ощущали эпоху как время небывалых свершений, когда значение литературы в жизни страны резко возрастает. Поэтому пути развития новой литературы различные писатели представляли неоднозначно.
В лит.движении определились два основных направления
Произведения писателей-реалистов давали глубокий социальный анализ внутреннего мира человека. Основная тема произведений – человек и социальная среда.
Писатели-модернисты отрицали всякое влияние соц.среды, создавали новую поэтическую культуру, содействующую духовному возрождению человека.
Литратура, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н.А.Оцупом.
(См. стр. 8 учебника)
VI. Своеобразие реализма
Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е г. еще жили и творили Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.
Реализм XIX в. дал полнокровные, воистину вещественные картины мира, его освоения человеком. Каждый из больших художников открыл ведомые ему законы конкретного времени и вечного бытия. Система авторских взглядов была стройной и пластично выражалась в сложных отношениях и характерах героев (Онегин, Печорин, кн.Болконский, Раскольников).
Порубежная эпоха, во многом неожиданно для творческой интеллигенции, вдруг поколебала привычные представления. Быстро и бурно текущая действительность, цепь социальных и духовных катаклизмов, связанных с освободительным движением народных масс, революциями, войнами, выдвинули небывало трудные вопросы. Необходимо было заново понять исторические судьбы страны в период, когда рассыпалась гармоническая концепция мира.
Молодой реализм шел своим путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний.
- Каковы же были его особенности?
Новые герои: интеллигенция средней руки, офицеры низших чинов, солдаты, крестьяне, босяки…
Преобладание авторского начала над событийной линией. Авторские раздумья пронизывают произведения, при этом нет и следа поучительности, пророчества.
Реалистическая проза начала века звала к дискуссии
Необычайная форма изложения
«рассказ в рассказе» «молчаливый спор» включение авторских взглядов в речь персонажей
Укрупнение, символизация образов, мотивов.
Влечение к классическому наследию России.
VII. Закрепление по теме.
- Какие два крупных литературных направления сформировались на рубеже ХХ века?
- Традиции каких великих писателей продолжились в реалистической литературе?
- Каковы особенности реализма начала ХХ века?
Дом.задание:
читать с.8-11
с.14 в. 1-3
с.19 в. 1-4
3