Вводные слова, словосочетания и предложения
Учитель русского языка и литературы
Макеевского УВК№ 49 «Надежда» Кришталь Н.И.
Диалог ведут мальчик Хочузнайкин и девочка Разумейкина
- - А что такое «вводные слова?»
- - Прошу не путать слова «водные» ( от слова «вода») и «вводные» ( их вводят в предложение) .
- Вводные слова – это такие слова или словосочетания (и даже предложения), которые мы используем, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём мы говорим.
- - А являются ли вводные слова членами предложения?
- - Нет, вводные слова не члены предложения, как и обращения.
- - А много ли вводных слов?
- - Не так уж и много, но с 4-5 десятков наберётся!
- - А в каких случаях их использовать можно?
- - Ну, например, для того, чтобы выявить уверенность или неуверенность в чём-либо, или для того, чтобы выказать
чувство радости или огорчения.
Таблица значений вводных слов
№
Что выражают (значение вводных слов)
1.
Примеры вводных слов
Степень уверенности
2.
Кажется, вероятно, возможно, может быть, видно, наверное, безусловно, разумеется, действительно, надеюсь и т.п.
Чувства
3.
4.
Источник сообщения
К счастью, к сожалению, к нашему неудовольствию, на удивление, к несчастью, ко всеобщей радости и т.п.
По-моему, по-твоему, по моему мнению, по рассказам кого- либо, по мнению кого-либо, по сообщению кого-либо, по сведениям кого или чего-либо и т.п.
Порядок изложения мысли
5.
Во-первых, во-вторых, в-третьих…, наконец, например, наоборот, напротив, итак,следовательно и т.п.
Слова вежливости
6.
Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, не сочтите за труд, простите и т.п.
Привлечение
внимания
Видите ли, поймите меня, кстати, слава Богу, заметьте, считай, позвольте и т.п.
Знаки препинания при вводных словах
Вв. сл.
Вв. сл.
Вв. сл.
Вв. сл.
Знаки препинания при вводных предложениях
- Если предложение короткое (2-3 слова), то запятые .
- Летом, я полагаю , мы поедем в деревню.
- Если предложение состоит из 4-5 слов, то ставим скобки .
- В деревне (это было прошлым летом) мы хорошо отдохнули.
- Если же предложение очень длинное, то нужно поставить тире.
- В деревне – до неё нужно ехать сначала поездом, а затем автобусом – живут мои бабушка и дедушка.
Как отличать вводные слова от членов предложения?
- - А всегда ли слова, перечисленные в таблице, нужно выделять запятыми?
- - Нет! Только тогда, когда эти слова являются вводными и не являются членами предложения.
- Сравни 2 предложения.
- Все люди стремятся (к чему?) к счастью . (Член предложения – дополнение). --------------
- Помощь , к счастью , подоспела вовремя.
- ( Здесь это вводное слово: его можно убрать из предложения – смысл не изменится, т.е. слово выражает наше чувство радости).
- - А, понял! Вводные слова не являются членами предложения, и если их убрать из данного предложения, то смысл высказывания не изменится. Вот так можно узнать, вводное это слово или нет.
Тренировочные упражнения
- I .Вставь пропущенные знаки препинания, определи вводные слова и их значение.
- 1.
- А) Учитель может быть пришёл?
- Б) Учитель может быть и в классе, и в учительской.
- 2.
- А) Из окна видно озеро.
- Б) Нам видно придётся ночевать в лесу.
- 3.
- А) Вы по-моему не понимаете это произведение.
- Б) По моему лицу угадывается настроение.
- 4.
- А) Можно сделать работу и так, и по-другому.
- Б) Итак теперь переходим к выводу.
- 5.
- А) Мы считай далеко ушли от дома.
- Б) Считай деньги, не отходя от кассы.
- 6.
- А) Удостоверение действительно до конца месяца.
- Б) Это дело действительно стоящее!
- 7.
- А) Ученик к удивлению пришёл без опоздания.
- Б) К удивлению прибавилось восхищение.
- 8.
- А) Я верите ли не спал всю ночь.
- Б) Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
- 9.
- А) Цветы надеюсь ты будешь поливать!
- Б) Я надеюсь только на свои силы и терпение.
- 10.
- А) Мой сосед живёт напротив меня.
- Б) Он любит отдыхать на море, а я напротив в деревне.
II . Вставь запятые , скобки и тире в предложения с вводными конструкциями
- Здесь я думаю лучше посадить кусты роз.
- Под яблонькой сидели старушки самой старой из них было лет сто и о чём-то громко разговаривали.
- Мы поедем это произойдёт на каникулах кататься с гор на лыжах.
- В будущем представим на миг здесь вырастет завод-гигант.
- Гости ели и пили на столе было выставлено великое множество блюд и напитков целую ночь.
III. Выполни тестовое задание
1. Вводное слово является…
а) подлежащим;
б) второстепенным членом предложения;
в) не член предложения.
2. При вводных конструкциях ставятся знаки препинания…
а) запятые;
б) скобки;
в) тире.
3. Предложение с вводным словом – это (знаки препинания отсутствуют) …
а) Я правда выучу этот материал.
б) Правда всё равно выйдет наружу.
в) Озеро кажется морем.
- 1. Вводное слово является… а) подлежащим; б) второстепенным членом предложения; в) не член предложения. 2. При вводных конструкциях ставятся знаки препинания… а) запятые; б) скобки; в) тире. 3. Предложение с вводным словом – это (знаки препинания отсутствуют) … а) Я правда выучу этот материал. б) Правда всё равно выйдет наружу. в) Озеро кажется морем.
- 4. Выражают степень уверенности вводные слова…
а) чего доброго, во-вторых, безусловно;
б) наверняка, очевидно, само собой разумеется;
в) следовательно, кажется, представь.
- 5. Вводное слово К ПРИМЕРУ выражает…
а) чувство;
б) порядок изложения мысли;
в) источник сообщения.
- 6. Приведи в соответствие…
а) стало быть; а) сказуемое;
б) может быть; б) степень уверенности;
в) могу быть врачом; в) порядок изложения мысли.
- 7. Вводные словосочетания ПО СЛОВАМ ПИСАТЕЛЯ и ПО СООБЩЕНИЮ ГАЗЕТ
выражают …
а) призыв ко вниманию;
б) вежливость;
в) источник сообщения.
- 8. Вводное слово есть в предложении …
а) Животное казалось испуганным.
б) Небо казалось обрушилось на землю.
в) Всё это казалось невероятным.
- 9. В предложении Птички морозной зимой им приходится особенно трудно шумно слетались к кормушке на дереве ставится знак препинания…
а) запятые;
б) скобки;
в) тире.
- 10. Приведи в соответствие…
а) порядок изложения мысли; а) будь любезен;
б) слова вежливости; б) наконец;
в) привлечение внимания; в) понимаешь.
Ответы
- При выполнении задания нужно было пользоваться таблицей
- 1. А) Учитель, может быть , (степень уверенности) пришёл?
- 2. Б) Нам , видно , (степень уверенности) придётся ночевать в лесу.
- 3. А) Вы , по-моему, ( источник сообщения) не понимаете это произведение.
- 4. Б) Итак , (порядок изложения мысли) теперь переходим к выводу.
- 5. А) Мы, считай, (привлечение внимания) далеко ушли от дома.
- 6. Б) Это дело , действительно, (степень уверенности) стоящее!
- 7. А) Ученик, к удивлению, (чувство) пришёл без опоздания.
- 8. А) Я, верите ли, не спал всю ночь.
- 9. А) Цветы, надеюсь , (степень уверенности) ты будешь поливать!
- 10. Б) Он любит отдыхать на море, а я , напротив , (порядок изложения мысли) в деревне.
II.
- 1. Здесь , я думаю , (всего 2 слова) лучше посадить кусты роз.
- Под яблонькой сидели старушки - самой старой из них было лет
- сто (очень длинное вводное предложение) - и о чём-то громко разговаривали.
- Мы поедем (это произойдёт на каникулах) (здесь 4 слова) кататься с гор на лыжах.
- В будущем , представим на миг, (очень короткое предложение) здесь вырастет завод-гигант.
- Гости ели и пили - на столе было выставлено великое множество блюд и напитков ( очень длинное вводное предложение) - целую ночь.
III. При выполнении задания нужно было пользоваться таблицей
- 1. в) 6. а) – в), б) – б), в) – а)
- 2. а), б), в) 7. в)
- 3. а) 8. б)
- 4. б) 9. в)
- 5. б) 10. а) - б), б) – а), в) – в).