СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводные слова, словосочетания и предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это презентация темы "Вводные слова, словосочетания и предложения", где в игровой форме, а именно в виде диалога между учениками Хочузнайкиным и Разумейкиной, идёт объяснение данной темы, а затем предлагаются тренировочные упражнения  для выяснения понимания изученного и тестовые задания с последующими ответами. 

Просмотр содержимого документа
«Вводные слова, словосочетания и предложения»

Вводные слова, словосочетания и предложения Учитель русского языка и литературы Макеевского УВК№ 49 «Надежда» Кришталь Н.И.

Вводные слова, словосочетания и предложения

Учитель русского языка и литературы

Макеевского УВК№ 49 «Надежда» Кришталь Н.И.

Диалог ведут мальчик Хочузнайкин  и девочка Разумейкина - А что такое «вводные слова?» - Прошу не путать слова «водные» ( от слова «вода») и «вводные» ( их вводят в предложение) . Вводные слова – это такие слова или словосочетания (и даже предложения), которые мы используем, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём мы говорим. - А являются ли вводные слова членами предложения? - Нет, вводные слова не члены предложения, как и обращения. - А много ли вводных слов? - Не так уж и много, но с 4-5 десятков наберётся! - А в каких случаях их использовать можно? - Ну, например, для того, чтобы выявить уверенность или неуверенность в чём-либо, или для того, чтобы выказать  чувство радости или огорчения.

Диалог ведут мальчик Хочузнайкин и девочка Разумейкина

  • - А что такое «вводные слова?»
  • - Прошу не путать слова «водные» ( от слова «вода») и «вводные» ( их вводят в предложение) .
  • Вводные слова – это такие слова или словосочетания (и даже предложения), которые мы используем, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём мы говорим.
  • - А являются ли вводные слова членами предложения?
  • - Нет, вводные слова не члены предложения, как и обращения.
  • - А много ли вводных слов?
  • - Не так уж и много, но с 4-5 десятков наберётся!
  • - А в каких случаях их использовать можно?
  • - Ну, например, для того, чтобы выявить уверенность или неуверенность в чём-либо, или для того, чтобы выказать

чувство радости или огорчения.

Таблица значений вводных слов № Что выражают (значение вводных слов) 1. Примеры вводных слов Степень уверенности  2. Кажется, вероятно, возможно, может быть, видно, наверное, безусловно, разумеется, действительно, надеюсь и т.п.  Чувства  3. 4. Источник сообщения К счастью, к сожалению, к нашему неудовольствию, на удивление, к несчастью, ко всеобщей радости и т.п. По-моему, по-твоему, по моему мнению, по рассказам кого- либо, по мнению кого-либо, по сообщению кого-либо, по сведениям кого или чего-либо и т.п.  Порядок изложения мысли 5. Во-первых, во-вторых, в-третьих…, наконец, например, наоборот, напротив, итак,следовательно и т.п. Слова вежливости  6. Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, не сочтите за труд, простите и т.п. Привлечение внимания Видите ли, поймите меня, кстати, слава Богу, заметьте, считай, позвольте и т.п.

Таблица значений вводных слов

Что выражают (значение вводных слов)

1.

Примеры вводных слов

Степень уверенности

2.

Кажется, вероятно, возможно, может быть, видно, наверное, безусловно, разумеется, действительно, надеюсь и т.п.

Чувства

3.

4.

Источник сообщения

К счастью, к сожалению, к нашему неудовольствию, на удивление, к несчастью, ко всеобщей радости и т.п.

По-моему, по-твоему, по моему мнению, по рассказам кого- либо, по мнению кого-либо, по сообщению кого-либо, по сведениям кого или чего-либо и т.п.

Порядок изложения мысли

5.

Во-первых, во-вторых, в-третьих…, наконец, например, наоборот, напротив, итак,следовательно и т.п.

Слова вежливости

6.

Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, не сочтите за труд, простите и т.п.

Привлечение

внимания

Видите ли, поймите меня, кстати, слава Богу, заметьте, считай, позвольте и т.п.

Знаки препинания при вводных словах Вв. сл. Вв. сл. Вв. сл. Вв. сл.

Знаки препинания при вводных словах

    Вв. сл.

    Вв. сл.

    Вв. сл.

    Вв. сл.

    Знаки препинания при вводных предложениях Если предложение короткое (2-3 слова), то запятые .  Летом, я полагаю ,  мы поедем в деревню.  Если предложение состоит из 4-5 слов, то ставим скобки .  В деревне (это было прошлым летом) мы хорошо отдохнули. Если же предложение очень длинное, то нужно поставить тире. В деревне – до неё нужно ехать сначала поездом, а затем автобусом – живут мои бабушка и дедушка.

    Знаки препинания при вводных предложениях

    • Если предложение короткое (2-3 слова), то запятые .
    • Летом, я полагаю , мы поедем в деревню.
    • Если предложение состоит из 4-5 слов, то ставим скобки .
    • В деревне (это было прошлым летом) мы хорошо отдохнули.
    • Если же предложение очень длинное, то нужно поставить тире.
    • В деревне – до неё нужно ехать сначала поездом, а затем автобусом – живут мои бабушка и дедушка.
    Как отличать вводные слова от членов предложения? - А всегда ли слова, перечисленные в таблице, нужно выделять запятыми? - Нет! Только тогда, когда эти слова являются вводными и не являются членами предложения. Сравни 2 предложения.  Все люди стремятся (к чему?) к счастью . (Член предложения – дополнение). -------------- Помощь , к счастью , подоспела вовремя. ( Здесь это вводное слово: его можно убрать из предложения – смысл не изменится, т.е. слово выражает наше чувство радости). - А, понял! Вводные слова не являются членами предложения, и если их убрать из данного предложения, то смысл высказывания не изменится. Вот так можно узнать, вводное это слово или нет.

    Как отличать вводные слова от членов предложения?

    • - А всегда ли слова, перечисленные в таблице, нужно выделять запятыми?
    • - Нет! Только тогда, когда эти слова являются вводными и не являются членами предложения.
    • Сравни 2 предложения.
    • Все люди стремятся (к чему?) к счастью . (Член предложения – дополнение). --------------
    • Помощь , к счастью , подоспела вовремя.
    • ( Здесь это вводное слово: его можно убрать из предложения – смысл не изменится, т.е. слово выражает наше чувство радости).
    • - А, понял! Вводные слова не являются членами предложения, и если их убрать из данного предложения, то смысл высказывания не изменится. Вот так можно узнать, вводное это слово или нет.
     Тренировочные упражнения I .Вставь пропущенные знаки препинания, определи вводные слова и их значение.  1. А) Учитель может быть пришёл? Б) Учитель может быть и в классе, и в учительской.  2. А) Из окна видно озеро. Б) Нам видно придётся ночевать в лесу.  3. А) Вы по-моему не понимаете это произведение. Б) По моему лицу угадывается настроение. 4. А) Можно сделать работу и так, и по-другому. Б) Итак теперь переходим к выводу.  5. А) Мы считай далеко ушли от дома. Б) Считай деньги, не отходя от кассы.

    Тренировочные упражнения

    • I .Вставь пропущенные знаки препинания, определи вводные слова и их значение.
    • 1.
    • А) Учитель может быть пришёл?
    • Б) Учитель может быть и в классе, и в учительской.
    • 2.
    • А) Из окна видно озеро.
    • Б) Нам видно придётся ночевать в лесу.
    • 3.
    • А) Вы по-моему не понимаете это произведение.
    • Б) По моему лицу угадывается настроение.
    • 4.
    • А) Можно сделать работу и так, и по-другому.
    • Б) Итак теперь переходим к выводу.
    • 5.
    • А) Мы считай далеко ушли от дома.
    • Б) Считай деньги, не отходя от кассы.
     6. А) Удостоверение действительно до конца месяца. Б) Это дело действительно стоящее!  7. А) Ученик к удивлению пришёл без опоздания. Б) К удивлению прибавилось восхищение.  8. А) Я верите ли не спал всю ночь. Б) Верите ли вы в любовь с первого взгляда?  9. А) Цветы надеюсь ты будешь поливать! Б) Я надеюсь только на свои силы и терпение.  10. А) Мой сосед живёт напротив меня. Б) Он любит отдыхать на море, а я напротив в деревне.
    • 6.
    • А) Удостоверение действительно до конца месяца.
    • Б) Это дело действительно стоящее!
    • 7.
    • А) Ученик к удивлению пришёл без опоздания.
    • Б) К удивлению прибавилось восхищение.
    • 8.
    • А) Я верите ли не спал всю ночь.
    • Б) Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
    • 9.
    • А) Цветы надеюсь ты будешь поливать!
    • Б) Я надеюсь только на свои силы и терпение.
    • 10.
    • А) Мой сосед живёт напротив меня.
    • Б) Он любит отдыхать на море, а я напротив в деревне.
    II . Вставь запятые , скобки и тире в предложения с вводными конструкциями Здесь я думаю лучше посадить кусты роз. Под яблонькой сидели старушки самой старой из них было лет сто и о чём-то громко разговаривали. Мы поедем это произойдёт на каникулах кататься с гор на лыжах. В будущем представим на миг здесь вырастет завод-гигант. Гости ели и пили на столе было выставлено великое множество блюд и напитков целую ночь.

    II . Вставь запятые , скобки и тире в предложения с вводными конструкциями

    • Здесь я думаю лучше посадить кусты роз.
    • Под яблонькой сидели старушки самой старой из них было лет сто и о чём-то громко разговаривали.
    • Мы поедем это произойдёт на каникулах кататься с гор на лыжах.
    • В будущем представим на миг здесь вырастет завод-гигант.
    • Гости ели и пили на столе было выставлено великое множество блюд и напитков целую ночь.
    III. Выполни тестовое задание 1. Вводное слово является… а) подлежащим; б) второстепенным членом предложения; в) не член предложения. 2. При вводных конструкциях ставятся знаки препинания… а) запятые; б) скобки; в) тире. 3. Предложение с вводным словом – это (знаки препинания отсутствуют) … а) Я правда выучу этот материал. б) Правда всё равно выйдет наружу. в) Озеро кажется морем. 1. Вводное слово является… а) подлежащим; б) второстепенным членом предложения; в) не член предложения. 2. При вводных конструкциях ставятся знаки препинания… а) запятые; б) скобки; в) тире. 3. Предложение с вводным словом – это (знаки препинания отсутствуют) … а) Я правда выучу этот материал. б) Правда всё равно выйдет наружу. в) Озеро кажется морем.

    III. Выполни тестовое задание

    1. Вводное слово является…

    а) подлежащим;

    б) второстепенным членом предложения;

    в) не член предложения.

    2. При вводных конструкциях ставятся знаки препинания…

    а) запятые;

    б) скобки;

    в) тире.

    3. Предложение с вводным словом – это (знаки препинания отсутствуют) …

    а) Я правда выучу этот материал.

    б) Правда всё равно выйдет наружу.

    в) Озеро кажется морем.

    • 1. Вводное слово является… а) подлежащим; б) второстепенным членом предложения; в) не член предложения. 2. При вводных конструкциях ставятся знаки препинания… а) запятые; б) скобки; в) тире. 3. Предложение с вводным словом – это (знаки препинания отсутствуют) … а) Я правда выучу этот материал. б) Правда всё равно выйдет наружу. в) Озеро кажется морем.
    4. Выражают степень уверенности вводные слова… а) чего доброго, во-вторых, безусловно; б) наверняка, очевидно, само собой разумеется; в) следовательно, кажется, представь. 5. Вводное слово К ПРИМЕРУ выражает… а) чувство; б) порядок изложения мысли; в) источник сообщения.
    • 4. Выражают степень уверенности вводные слова…

    а) чего доброго, во-вторых, безусловно;

    б) наверняка, очевидно, само собой разумеется;

    в) следовательно, кажется, представь.

    • 5. Вводное слово К ПРИМЕРУ выражает…

    а) чувство;

    б) порядок изложения мысли;

    в) источник сообщения.

    6. Приведи в соответствие… а) стало быть; а) сказуемое; б) может быть; б) степень уверенности; в) могу быть врачом; в) порядок изложения мысли. 7. Вводные словосочетания ПО СЛОВАМ ПИСАТЕЛЯ и ПО СООБЩЕНИЮ ГАЗЕТ  выражают … а) призыв ко вниманию; б) вежливость; в) источник сообщения.
    • 6. Приведи в соответствие…

    а) стало быть; а) сказуемое;

    б) может быть; б) степень уверенности;

    в) могу быть врачом; в) порядок изложения мысли.

    • 7. Вводные словосочетания ПО СЛОВАМ ПИСАТЕЛЯ и ПО СООБЩЕНИЮ ГАЗЕТ

    выражают …

    а) призыв ко вниманию;

    б) вежливость;

    в) источник сообщения.

    8. Вводное слово есть в предложении … а) Животное казалось испуганным. б) Небо казалось обрушилось на землю. в) Всё это казалось невероятным. 9. В предложении Птички морозной зимой им приходится особенно трудно шумно слетались к кормушке на дереве  ставится знак препинания… а) запятые; б) скобки; в) тире.
    • 8. Вводное слово есть в предложении …

    а) Животное казалось испуганным.

    б) Небо казалось обрушилось на землю.

    в) Всё это казалось невероятным.

    • 9. В предложении Птички морозной зимой им приходится особенно трудно шумно слетались к кормушке на дереве ставится знак препинания…

    а) запятые;

    б) скобки;

    в) тире.

    10. Приведи в соответствие… а) порядок изложения мысли; а) будь любезен; б) слова вежливости; б) наконец; в) привлечение внимания; в) понимаешь.
    • 10. Приведи в соответствие…

    а) порядок изложения мысли; а) будь любезен;

    б) слова вежливости; б) наконец;

    в) привлечение внимания; в) понимаешь.

    Ответы При выполнении задания нужно было пользоваться таблицей 1.  А) Учитель, может быть , (степень уверенности) пришёл?  2. Б) Нам , видно , (степень уверенности) придётся ночевать в лесу.  3. А) Вы , по-моему, ( источник сообщения) не понимаете это произведение.  4. Б) Итак , (порядок изложения мысли) теперь переходим к выводу.  5. А) Мы, считай,  (привлечение внимания) далеко ушли от дома.

    Ответы

    • При выполнении задания нужно было пользоваться таблицей
    • 1. А) Учитель, может быть , (степень уверенности) пришёл?
    • 2. Б) Нам , видно , (степень уверенности) придётся ночевать в лесу.
    • 3. А) Вы , по-моему, ( источник сообщения) не понимаете это произведение.
    • 4. Б) Итак , (порядок изложения мысли) теперь переходим к выводу.
    • 5. А) Мы, считай, (привлечение внимания) далеко ушли от дома.
    6. Б) Это дело , действительно,  (степень уверенности) стоящее! 7. А) Ученик, к удивлению,  (чувство) пришёл без опоздания. 8. А) Я, верите ли, не спал всю ночь. 9. А) Цветы, надеюсь , (степень уверенности) ты будешь поливать! 10. Б) Он любит отдыхать на море, а я , напротив , (порядок изложения мысли) в деревне.
    • 6. Б) Это дело , действительно, (степень уверенности) стоящее!
    • 7. А) Ученик, к удивлению, (чувство) пришёл без опоздания.
    • 8. А) Я, верите ли, не спал всю ночь.
    • 9. А) Цветы, надеюсь , (степень уверенности) ты будешь поливать!
    • 10. Б) Он любит отдыхать на море, а я , напротив , (порядок изложения мысли) в деревне.
    II. 1. Здесь , я думаю , (всего 2 слова) лучше посадить кусты роз. Под яблонькой сидели старушки - самой старой из них было лет  сто  (очень длинное вводное предложение) - и о чём-то громко разговаривали. Мы поедем (это произойдёт на каникулах)  (здесь 4 слова) кататься с гор на лыжах. В будущем , представим на миг,  (очень короткое предложение) здесь вырастет завод-гигант. Гости ели и пили - на столе было выставлено великое множество блюд и напитков ( очень длинное вводное предложение) - целую ночь.

    II.

    • 1. Здесь , я думаю , (всего 2 слова) лучше посадить кусты роз.
    • Под яблонькой сидели старушки - самой старой из них было лет
    • сто (очень длинное вводное предложение) - и о чём-то громко разговаривали.
    • Мы поедем (это произойдёт на каникулах) (здесь 4 слова) кататься с гор на лыжах.
    • В будущем , представим на миг, (очень короткое предложение) здесь вырастет завод-гигант.
    • Гости ели и пили - на столе было выставлено великое множество блюд и напитков ( очень длинное вводное предложение) - целую ночь.
    III.  При выполнении задания нужно было пользоваться таблицей 1. в) 6. а) – в), б) – б), в) – а) 2. а), б), в) 7. в) 3. а) 8. б) 4. б) 9. в) 5. б) 10. а) - б), б) – а), в) – в).

    III. При выполнении задания нужно было пользоваться таблицей

    • 1. в) 6. а) – в), б) – б), в) – а)
    • 2. а), б), в) 7. в)
    • 3. а) 8. б)
    • 4. б) 9. в)
    • 5. б) 10. а) - б), б) – а), в) – в).


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!