СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводные слова и словосочетания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Вводные слова, словосочетания, предложения.

Просмотр содержимого документа
«Вводные слова и словосочетания»

ВСТАВНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  Учитель русского языка и литературы МКОУ «Кугская СОШ им. Б. Байрамбекова»

ВСТАВНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Кугская СОШ им. Б. Байрамбекова»

Цель урока:  познакомить учащихся с вставными конструкциями и их дополнительными свойствами; - формировать умения находить расширенную информацию о вставных словах; - научить выделять вставные конструкции скобками; - развивать логическое мышление, творческую активность; - воспитывать интерес к предмету.
  • Цель урока:  познакомить учащихся с вставными конструкциями и их дополнительными свойствами;
  • - формировать умения находить расширенную информацию о вставных словах;
  • - научить выделять вставные конструкции скобками;
  • - развивать логическое мышление, творческую активность;
  • - воспитывать интерес к предмету.
«Чтобы узнать новое, надо прочно держать в голове уже познанное». Сократ.
  • «Чтобы узнать новое, надо прочно держать в голове уже познанное».
  • Сократ.
Опрос Какие конструкции вы исследовали на прошлых уроках? - Давайте вспомним, что такое вводные конструкции?   - Какие слова называются вводными? - Являются ли вводные конструкции членами предложения? - Как выделяются вводные  слова и вводные сочетания слов на письме и в речи?  А вводные предложения? - Где Вам будут нужны эти знания?  

Опрос

  • Какие конструкции вы исследовали на прошлых уроках?
  • - Давайте вспомним, что такое вводные конструкции?  
  • - Какие слова называются вводными?
  • - Являются ли вводные конструкции членами предложения?
  • - Как выделяются вводные  слова и вводные сочетания слов на письме и в речи?  А вводные предложения?
  • - Где Вам будут нужны эти знания?  
Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. /Л.Н.Толстой  Жизнь — это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удач терпеть и неудачи. /Р. Олдингтон/  Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание. /Сенека/
  • Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. /Л.Н.Толстой

  • Жизнь — это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удач терпеть и неудачи. /Р. Олдингтон/

  • Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание. /Сенека/

По словам Льва Николаевича Толстого, приятности - не случаются без усердия. По утверждению Р. Олдингтона, жизнь- это чудесное приключение, ради удач стоит терпеть провалы. Как говорит Сенека, жизнь- ценится не за длину, а за содержание так же, как и басня.
  • По словам Льва Николаевича Толстого, приятности - не случаются без усердия.
  • По утверждению Р. Олдингтона, жизнь- это чудесное приключение, ради удач стоит терпеть провалы.
  • Как говорит Сенека, жизнь- ценится не за длину, а за содержание так же, как и басня.
Работа с карточками: Вставьте подходящие по смыслу вводные и вставные конструкции (см. дополнительные справки). Используйте различные знаки препинания для выделения вводных и вставных конструкций.  Значение слова окно - - далеко не исчерпывает его семантики. Окно - - впускает в дом дневной свет, но в нашем сознании окна – это также ещё и глаза дома. - - этимологически окно от ока, поэтому - - дому - - метафорически приписывается способность зрения. Окна смотрят, глядят в сад - -.   Слова для справок: конечно; действительно; по Далю: «проем в стене для свету»; как одушевлённому существу, обращены в сторону салам.

Работа с карточками: Вставьте подходящие по смыслу вводные и вставные конструкции (см. дополнительные справки). Используйте различные знаки препинания для выделения вводных и вставных конструкций. 

  • Значение слова окно - - далеко не исчерпывает его семантики. Окно - - впускает в дом дневной свет, но в нашем сознании окна – это также ещё и глаза дома. - - этимологически окно от ока, поэтому - - дому - - метафорически приписывается способность зрения. Окна смотрят, глядят в сад - -.
  • Слова для справок: конечно; действительно; по Далю: «проем в стене для свету»; как одушевлённому существу, обращены в сторону салам.
Самопроверка Значение слова окно, конечно, далеко не исчерпывает его семантики. Окно ( по Далю: «проем в стене для свету») впускает в дом дневной свет, но в нашем сознании окна – это также ещё и глаза дома. Действительно, этимологически окно от ока, поэтому, наверное, дому ( как одушевлённому метафорически приписывается способность зрения. Окна смотрят, глядят в сад ( обращены в сторону сада).

Самопроверка

  • Значение слова окно, конечно, далеко не исчерпывает его семантики. Окно ( по Далю: «проем в стене для свету») впускает в дом дневной свет, но в нашем сознании окна – это также ещё и глаза дома. Действительно, этимологически окно от ока, поэтому, наверное, дому ( как одушевлённому метафорически приписывается способность зрения. Окна смотрят, глядят в сад ( обращены в сторону сада).
Лингвистический анализ - Ребята, готовясь к уроку по новой теме, я задумалась: а справятся ли мои ученики с новым материалам?  -Вероятно, ученики усвоят новую тему. -Ученики, безусловно, усвоят новую тему. -Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.

Лингвистический анализ

  • - Ребята, готовясь к уроку по новой теме, я задумалась: а справятся ли мои ученики с новым материалам? 
  • -Вероятно, ученики усвоят новую тему.
  • -Ученики, безусловно, усвоят новую тему.
  • -Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.
Вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения и поправки. Также расширяют информацию, которая содержится в предложении.   Например : Около Константиново росла ( да и сейчас ещё цела) прекрасная Берёзовая роща.  Вставные конструкции выделяются скобками.
  • Вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения и поправки. Также расширяют информацию, которая содержится в предложении.

  • Например : Около Константиново росла ( да и сейчас ещё цела) прекрасная Берёзовая роща.

  • Вставные конструкции выделяются скобками.
КЛАСТЕР ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ выражают дополнительные пояснения, уточнения и поправки расширяют информацию, которая содержится в предложении   чаще выделяются скобками и тире, когда нужно показать тесную связь с сообщением в устной речи выделяются паузами, произносятся с убыстрением осложняют предложение
  • КЛАСТЕР
  • ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
  • выражают дополнительные пояснения, уточнения и поправки
  • расширяют информацию, которая содержится в предложении  
  • чаще выделяются скобками и тире, когда нужно показать тесную связь с сообщением
  • в устной речи выделяются паузами, произносятся с убыстрением
  • осложняют предложение
Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.
  • Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.
Самооценивание

Самооценивание

Тезис - мысль, которую надо доказать . Духовность-  стремление к внутреннему совершенствованию, мораль человека, то, чем дышит душа, это ваши поступки, слова. Бытие - жизнь, существование.  Закономерен  – вполне понятный, обоснованный.  Подготовьтесь  к выразительному  чтению текста, не забывая о том, что в устной речи предложения со вставными конструкциями произносятся с убыстрением и тоном ниже, чем основное предложение.
  • Тезис - мысль, которую надо доказать .
  • Духовность-  стремление к внутреннему совершенствованию, мораль человека, то, чем дышит душа, это ваши поступки, слова.
  • Бытие - жизнь, существование. 
  • Закономерен  – вполне понятный, обоснованный. 
  • Подготовьтесь  к выразительному  чтению текста, не забывая о том, что в устной речи предложения со вставными конструкциями произносятся с убыстрением и тоном ниже, чем основное предложение.
Анализ текста Песня – это душа русского народа. Это источник здоровья, хорошего настроения, летопись судьбы народа.  Песня, как верный друг, всегда рядом с человеком: и  в горе, и в радости.  Это такие песни, как «Во поле березка стояла…», «Калинка, малинка», «»,“Солдатушки, бравы ребятушки” … Эх, дубинушка, ухнем! И другие. Именно поэтому без неё немыслима жизнь  человека. 

Анализ текста

  • Песня – это душа русского народа. Это источник здоровья, хорошего настроения, летопись судьбы народа.  Песня, как верный друг, всегда рядом с человеком: и  в горе, и в радости.  Это такие песни, как «Во поле березка стояла…», «Калинка, малинка», «»,“Солдатушки, бравы ребятушки” … Эх, дубинушка, ухнем! И другие.
  • Именно поэтому без неё немыслима жизнь  человека. 
1. Какое утверждение является неправильным? 1) Осложненным считается предложение, в котором есть однородные члены, обособленные члены предложения, вводные слова и обращения. 2) Вставные  слова в предложении выступают как определения, дополнения или обстоятельства. 3) Обращение не является членом предложения. 4) Помимо вводных, существуют еще вставные конструкции.
  • 1. Какое утверждение является неправильным?
  • 1) Осложненным считается предложение, в котором есть однородные члены, обособленные члены предложения, вводные слова и обращения.
  • 2) Вставные  слова в предложении выступают как определения, дополнения или обстоятельства.
  • 3) Обращение не является членом предложения.
  • 4) Помимо вводных, существуют еще вставные конструкции.
2. В каком предложении есть вставная конструкция? 1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.  2) Весь месяц, за исключением нескольких дней, стояла тридцатиградусная жара. 3) Часто приходилось общаться жестами (чужого языка я просто не знал), и многие принимали меня за немого.  3. Найдите предложение, в котом  есть вставное  предложение (знаки препинания не расставлены). 1) По словам Веры  Варенька очень редко говорила о своей больной дочери. 2) Молодой воробей выпал из гнезда ветер сильно качал березы аллеи и сидел неподвижно.
  • 2. В каком предложении есть вставная конструкция?
  • 1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. 2) Весь месяц, за исключением нескольких дней, стояла тридцатиградусная
  • жара.
  • 3) Часто приходилось общаться жестами (чужого языка я просто не знал), и многие принимали меня за немого.
  • 3. Найдите предложение, в котом  есть вставное  предложение (знаки препинания не расставлены).
  • 1) По словам Веры  Варенька очень редко говорила о своей больной дочери.
  • 2) Молодой воробей выпал из гнезда ветер сильно качал березы аллеи и сидел неподвижно.
Задание №1 Взволновал он меня до спазма в горле,(1) рыдать хотелось. Помнится,(2) я не мог сказать ему никаких похвал,(3) да он, (4) кажется,(5) и не нуждался в них.  Задание № 2 Познавая мир,(1) человек создаёт о предмете и явлениях действительности понятия и образы. Понятие – это общая мысль о предмете,(2) его сущность. Образ,(3) упрощённо говоря,(4) - это картина предмета,(5) воспринимаемого нашими чувствами…

Задание №1

Взволновал он меня до спазма в горле,(1) рыдать хотелось. Помнится,(2) я не мог сказать ему никаких похвал,(3) да он, (4) кажется,(5) и не нуждался в них. 

Задание № 2

Познавая мир,(1) человек создаёт о предмете и явлениях действительности понятия и образы. Понятие – это общая мысль о предмете,(2) его сущность. Образ,(3) упрощённо говоря,(4) - это картина предмета,(5) воспринимаемого нашими чувствами…

Задание №3 Жили соседи,(1) разумеется,(2) не очень дружно. Частенько ругались на коммунальной кухне,(3) выясняли отношения,(4) промывали косточки соседям. И только Прасковья Васильевна никогда никого не обсуждала,(5) никогда не говорила ни о ком плохо и никогда ни с кем не ругалась,(6) была со всеми добра и приветлива.  Задание №4 Ещё совсем недавно это полотно было идеально натянуто,(1) а теперь оно напоминало бурю на море. Разумеется,(2) немедленно стали искать причину беды. Пока спорили и гадали,(3) появился новый сюрприз: холст сам по себе разгладился,(4) и от морщин не осталось никакого следа.
  • Задание №3
  • Жили соседи,(1) разумеется,(2) не очень дружно. Частенько ругались на коммунальной кухне,(3) выясняли отношения,(4) промывали косточки соседям. И только Прасковья Васильевна никогда никого не обсуждала,(5) никогда не говорила ни о ком плохо и никогда ни с кем не ругалась,(6) была со всеми добра и приветлива. 
  • Задание №4
  • Ещё совсем недавно это полотно было идеально натянуто,(1) а теперь оно напоминало бурю на море.
  • Разумеется,(2) немедленно стали искать причину беды. Пока спорили и гадали,(3) появился новый сюрприз: холст сам по себе разгладился,(4) и от морщин не осталось никакого следа.
Рефлексия Приём «Незаконченные  предложения» Продолжите фразу: Мне урок понравился/не понравился, потому что  Сегодня я узнала…  Я усвоила / не усвоила  материал урока.  Я научилась…

Рефлексия

  • Приём «Незаконченные  предложения»
  • Продолжите фразу:
  • Мне урок понравился/не понравился, потому что 
  • Сегодня я узнала… Я усвоила / не усвоила  материал урока. Я научилась…
творческая работа:  привести 2 примера к понятию  «Что такое милосердие?».

творческая работа:  привести 2 примера к понятию  «Что такое милосердие?».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!