Выбор подвижного состава для перевозки грузов
Специальность: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Руководитель: Болярских Г.Н.
Факторы, влияющие на выбор подвижного состава
Согласно статьи 5 Устава перевозки грузов и грузобагажа железно-дорожным транспортом осуществляются соответственно в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц. Предназначенный для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования подвижной состав независимо от его принадлежности должен удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; вновь изготовленные вагоны и контейнеры должны иметь сертификат, содержащий перечень допускаемых к перевозке в них грузов, а также указание, в поезда каких видов такие вагоны и контейнеры могут включаться и с какой предельной скоростью. После проведения капитального ремонта вагонов проверяется масса их тары. Размер массы тары вагона наносится на него в виде трафарета.
Многообразие перевозимых грузов определяет структуру парка грузовых вагонов. Он состоит из вагонов различного типа, приспособленных для перевозки отдельных видов или групп грузов. Правильный выбор подвижного состава для перевозки в зависимости от характера и свойств перевозимого груза имеет большое значение для обеспечения сохранности груза и наиболее эффективного использования транспортных средств. Немаловажно при выборе подвижного состава и контейнеров предусмотреть минимальные транспортные расходы. Сохранность груза при перевозке в значительной степени зависит от исправности подвижного состава в коммерческом отношении и правильной погрузки, размещения и крепления груза.
При выборе подвижного состава необходимо учитывать возможность применения комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ как при погрузке вагонов, так и при выгрузке, а также предусмотреть рациональное использование вагонов по грузоподъемности и вместимости.
Показатели, характеризующие вагоны, приведены в Классификаторы грузовых универсальных и специализированных вагонов, эксплуатируемых на магистральных железных дорогах. По нему выбирают для перевозки конкретного груза требуемый тип вагона и указывают его в заявке на перевозку грузов.
Признаки пригодности вагонов под погрузку
В соответствии со статьей 20 Устава перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных. Эти требования направлены на сохранность качества находящейся в вагоне (контейнере) продукции, обеспечение безопасности движения. Под исправностью вагонов подразумевается, прежде всего, исправность их в техническом отношении, удовлетворяющая требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ). Степень очистки вагонов должна соответствовать требованиям, предусмотренным Правилами очистки и промывки вагонов.
Признаками пригодности вагонов в техническом отношении являются:
– соответствие требованиям ПТЭ основных узлов и деталей вагона (тележек, колесных пар, бандажей, рамы вагона и т.п.);
– исправность автосцепного устройства;
– исправность тормозного оборудования;
– исправность кузовов, гарантирующая сохранность перевозимого груза;
– исправность переходных площадок, подножек, поручней.
Признаками пригодности вагонов и контейнеров в коммерческом отношении являются:
– состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для
перевозки конкретных грузов, качество очистки вагона;
– отсутствие внутри них постороннего запаха, который мог бы испортить груз;
– наличие стоечных скоб и увязочных косынок полувагонов;
– отсутствие в кузове крытого вагона заделок с наружной стороны;
– отсутствие загрязнений котла цистерны и кузова вагонов;
– надежность закрытия боковых и дверных люков, а также заварки
потолочных люков;
– правильность закрепления на болт колпака типовой печной разделки;
– отсутствие деформации крышек нижних и боковых разгрузочных
люков полувагонов.
Коммерческая характеристика магистральных грузовых вагонов
Грузовые вагоны магистрального железнодорожного транспорта под-
разделяют на универсальные и специализированные.
К универсальным относятся вагоны основных типов, предназначен-
ные для перевозки широкой номенклатуры разных по своим свойствам
грузов: крытые, имеющие дверные проемы, люки в крыше и (или) одну
из створок дверей, фрамуги; полувагоны, имеющие торцовые двери (торцовые стены), люки в полу, увязочные полукольца, скобы для крепления грузов; платформы, имеющие торцовые и продольные борта и сплошной настил пола.
К специализированным относятся вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию, предназначенные для перевозки одной или
нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляющих особые требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки,имеющие особые формы кузова, устройства, оборудования и приспособления (цистерны, изотермические, транспортеры, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа, вагоны для автомобилей и др.).
Универсальные крытые вагоны предназначены для перевозки тарно-штучных, пакетированных, насыпных и других грузов широкой номенклатуры, требующих укрытия и защиты от атмосферных осадков. В эксплуатации на магистральных железных дорогах имеются более десяти типов крытых вагонов объемом кузова 106,0; 114,0; 120,0; 123,0 м3, а также с увеличенной вместимостью кузова 140,0 м3; грузоподъемностью 64,0; 67,0; 68,0 т. Кузова могут быть цельнометаллические или с деревянной обшивкой.
В грузовом парке железных дорог имеются цельнометаллические крытые вагоны с уширенными дверными проемами, в каждом из которых установлены две задвижные самоуплотняющиеся двери. Эти вагоны более удобны при перевозке крупногабаритных ценных грузов.
Универсальные полувагоны предназначены для перевозки насыпных , навалочных, штучных, штабельных и длинномерных грузов, не требую 100 щих защиты от воздействия атмосферной среды (угля, руды, кокса, флю-сов, бокситов, строительных материалов, труб, леса, проката и др.).
Открытый кузов полувагона удобен для погрузки и выгрузки. В полу кузова вдоль боковых стен предусмотрены разгрузочные люки (в четырехосных полувагонах по семь люков с каждой боковой стороны, в шестиосных по восемь, в восьмиосных по 10-11), через которые сыпучий груз самотеком разгружается по обе стороны полувагона. Торцовые двери полувагона открывают при перевозке длинномерных грузов. На внутренней стороне боковых стен кузова имеются лесные скобы (в четырехосных полувагонах восемь пар), предназначенные для уста-новки стоек при перевозке лесоматериалов и три ряда увязочных полуколец (нижние, средние и верхние).
Отдельные типы четырехосных и восьмиосных полувагонов имеют глухие торцовые стены.
Специализированные вагоны обеспечивают сохранность перевозимых грузов, комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ, снижают простои под грузовыми операциями, позволяют лучше использовать грузоподъемность и вместимость. Они подразделяются на
специализированные вагоны, имеющие особые формы кузова, устройства, оборудование и приспособления и специализированные вагоны, модернизированные из универсальных.
Специализированные полувагоны (более 10 типов) по конструкции и назначению бывают: с глухим кузовом (выгрузка производится на вагоноопрокидывателях для перевозки медной и железной руды; саморазгружающиеся полувагоны-хопперы для сыпучих и гранулированных грузов, окатышей и агломерата, кокса, фрезерного и кускового торфа; цельнометаллические саморазгружающиеся полувагоны с объемом кузова 135,0 и 154,0 м3 для технологической щепы грузоподъемностью 58,0 т; хоппер-дозаторы для перевозки и дозирования балласта при путевых работах.
Цистерны (более 40 типов) предназначены для перевозки наливных грузов (темные и светлые нефтепродукты, грузы химической промышленности, спирт, молоко, растительное масло, патока, виноматериалы, соки, а также некоторых порошкообразных грузов (цемента, кальцинированной соды и др.). Они отличаются друг от друга по своему устройству, емкости и специализированы в зависимости от конкретного наименования перевозимого груза (серная кислота, метанол, пропан и т.п.) или группы грузов (бензина и светлых нефтепродуктов, для нефти и темных нефтепродуктов, нефтебензиновые, для вязких нефтепродуктов и т.п.). Цистерны бывают четырехосные и восьмиосные для нефтепродуктов с объемом котла 140,0;159,0; 161,6 м3.
Изотермические вагоны (более 10 типов) служат для перевозки
скоропортящихся грузов, требующих соблюдения определенного
температурного режима (мясо, рыба, минеральные воды, фрукты и т.п.)
Вагоны-самосвалы (думпкары) (рис. 9.1, г) предназначены для
транспортировки и механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов (балласта, щебня, камня и т.п.). Они бывают 8 типов (четырехосные грузоподъемностью 50,0; 60,0 т и шестиосные грузоподъемностью 100,0 и 105,0 т).
Спасибо за внимание