Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
Рекомендована: МО учителей гуманитарных наук МБОУ СОШ №23 Пр № 1 от 30.08.2020 | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №23 Шереметьева В.А. Приказ № 462– ОД/1 от 02.09.2020 | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 23 В.А. Шереметьева Пр. ______от ____ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Выбор профессии – дело серьёзное»
для 8 классов (срок реализации – 1 год)
Составлена на основе:
Программа С.А. Гайковой «Твоя профессиональная карьера».
г. Южно – Сахалинск
2020
Аннотация
Рабочая программа курса разработана на основе программы С.А. Гайковой «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной Управлением образования города Новосибирска (курс одобрен Министерством образования Российской Федерации, 2009 г. авторы - программы С.Н. Чистяковой, В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов).
Программа «Выбор профессии – дело серьёзное» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
Профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Цель: формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Задачи:
формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики;
развитие творческих, коммуникативных, организаторских способностей;
знакомство учащихся с профессиями.
Форма:
Индивидуальные беседы.
Групповая дискуссия.
Тренинг.
Длительность: Программа рассчитана на год обучения, 34 часов, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 35- 45 минут.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; п
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Содержание курса
Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана. Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка.
Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.
Раздел 2. Что я знаю о профессиях
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).
Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры
Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих.
Тематическое планирование
№ занятия | Название темы | Количество часов |
| Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях | |
1 | Самооценка и уровень притязаний | 1 |
2 | Темперамент и профессия | 1 |
3 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 |
4 | Стресс и тревожность | 1 |
5 | Определение типа мышления | 1 |
6 | Внимание и память | 1 |
7 | Уровень внутренней свободы | 1 |
8 | Обобщающий | 1 |
| Раздел 2. Что я знаю о профессиях | |
9 | Классификация профессий. Признаки профессий | 1 |
10 | Определение типа будущей профессии | 1 |
11 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии | 1 |
12 | Интересы и склонности в выборе профессии | 1 |
13 | Определение профессионального типа личности | 1 |
14 | Профессионально важные качества | 1 |
15 | Профессия и здоровье | 1 |
16 | Обобщающий | 1 |
| Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность | |
17 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности | 1 |
18 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 |
19 | Способности к профессиям социального типа | 1 |
20 | Способности к офисным видам деятельности | 1 |
21 | Способности к предпринимательской деятельности | 1 |
22 | Артистические способности | 1 |
23 | Уровни профессиональной пригодности | 1 |
24 | Обобщающий | 1 |
| Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры | |
25 | Мотивы и потребности | 1 |
26 | Ошибки в выборе профессии | 1 |
27 | Современный рынок труда | 1 |
28 | Пути получения профессии | 1 |
29 | Навыки самопрезентации | 1 |
30 | Стратегия выбора профессии | 1 |
31 | Обобщающий | 1 |
32-33 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 2 |
34 | Обобщающий | 1 |