Место и роль урока в изучаемой теме: 2 урок по теме «Сложение и вычитание (письменные приёмы)»
Цель: формирование у обучающихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглых чисел двузначного числа с использованием алгоритма.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная.
Образовательные технологии: здоровьесберегающая, технология сотрудничества, ИКТ.
Методы: словесный, практический, наглядный, проблемный.
Образовательные ресурсы: учебник; раздаточный материал: карточки, маршрутный лист; презентация к уроку.
№ | Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена ( в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижений планируемых результатов урока |
1 | Организационный момент.Этап мотивации | Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт позитивного мотивационного настроя на урок. | Фронтальная | (Создаёт эмоциональный настрой на занятия. Мотивирует учащихся на работу) - Здравствуйте, ребята! СЛАЙД 2 Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Присаживайтесь. Сегодня я хочу начать урок с пословицы. Прочитайте её, пожалуйста. «Мудрым никто не родился, а научился» -Как вы понимаете эту пословицу? -Поднимите руки, кто согласен с эти мнением. -Молодцы! Тогда я предлагаю! Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. | Сообщают о готовности к уроку. Эмоциональное вхождение в урок. | Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Р: самостоятельно организовывают рабочее место. | Наблюдение |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии знаний | Организовать подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему выполнению пробного учебного действия; его осуществление и фиксацию индивидуального затруднения. | Фронтальная. Индивидуальная | 1) Минутка чистописания - Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». - Отгадайте загадку. О каком времени года в ней говорится? (СЛАЙД3) Идёт красавица, Земли касается, Где снег был, лёд, Трава цветёт. (Весна) -До прихода весны осталось 26 дней. (СЛАЙД 4) - Пропишите число 26 . Подчеркните те цифры, которые вы написали правильно. - Что вы можете сказать о числе 26? (двузначное, т.к. в записи используют два знака (две цифры); чётное; в числе 26 два десятка и 6 единиц; соседи числа 25 и 27) 2)Устный счёт. (Карточка -1) (СЛАЙД 5) - Зима не хочет уходить и преграждает путь Весне снежинками. Сегодня мы постараемся помочь Весне разогнать и растопить их. - Вы видите, на снежинках написаны примеры, которые нужно решить и соединить со своим ответом (примеры на снежинках, а ответы на листочках) 74+13 19 - 8 28+7 34+26 40-32 82-20 11 87 60 62 35 8 -Проверьте свою работу по эталону (СЛАЙД 6), оцените работу: за каждый правильный ответ 1 балл и поставьте в маршрутный лист за задание КАРТОЧКА № 1 | Отгадывают загадку. Выполняют задания устного счёта; сравнивают выполненную работу по эталону, оценивают. | Р: осуществляют самопроверку, оценивают результаты своей деятельности. П: закрепляют имеющиеся знания. К: формируют умение слушать и слышать собеседника, вести диалог. | Самопроверка по эталону. (Слайд) Через работу с оценочным листом осуществляют оценку по заданным критериям. |
3 | Этап выявления места и причины затруднения, постановка цели деятельности | Организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения; определить и сформулировать проблему; создать условия для формулировки учащимися темы урока и постановки учебной цели урока | Фронтальная. Индивидуальная. | - На пути у Весны появился целый сугроб, (СЛАЙД 7) И запись на доске 34 87 54 50 +25 -42 +38 -24 вам нужно преодолеть еще одно препятствие. -Решим эти примеры по «цепочке». (дети по одному выходят к доске, решают примеры, а остальные в тетради) (Запись на доске, на слайде высвечивается ответ для сверки и самопроверки к каждому примеру)!!! 34 87 54 50 +25 -42 +38 -24 (СЛАЙД 7) 59 45 92 ? Почему мы остановились? (Таких примеров мы не решали) Проблема. - Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Вычитать из круглого числа двузначные числа) - Сформулируйте тему урока. (Вычитание из круглого числа двузначных чисел). -Определите цель урока. (Научиться решать примеры на вычитание из круглых десятков двузначные числа письменным способом) (СЛАЙД 8) | Слушают, решают, отвечают на вопросы учителя, формулируют самостоятельно или с помощью учителя тему и цель урока | Л:устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. К: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: определяют тему и цель урока, осуществляют самопроверку, оценивают результаты своей П: устанавливают аналогии и различия | Самопроверка по эталону. |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) | Организовать работу по построению проекта выхода из затруднения; определить алгоритм, шаги по решению проблемы | Парная, индивидуальная | (Организует работу в парах по составлению проекта выхода из затруднения, помогает составить алгоритм решения проблемы) - Правильно, ребята, мы действительно будем сегодня учиться решать примеры нового вида. -Как бы мы этот пример решили устным способом? (Объясняет ученик, делает запись на доске, дети работают в тетради): Запись на доске 50 – 24 = (50 – 20) – 4 = 30 – 4 = 26 -Подчеркните ответ. -При решении примеров в столбик, мы всегда пользовались чем? (АЛГОРИТМОМ ВЫЧИСЛЕНИЙ) -Вы знаете алгоритм вычитания из круглых десятков двузначные числа? (НЕТ) -На партах у вас есть КАРТОЧКА -2 с названием АЛГОРИТМ для работы в парах. -Прочитайте, проанализируйте шаги алгоритма. -Постарайтесь установить его правильный порядок. (организует работу в паре по составлению алгоритма для достижения учебной задачи, отмечают нумерацию НА ЛИСТИКАХ) -Обменяйтесь карточками в парах и проведите взаимопроверку. - Сравните работы с алгоритмом на с. 19. ( Проверяют, сверяют с эталоном и возвращают карточки обратно) -Оцените свою работу. (СЛАЙД 9) ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЙ НОМЕР ПО 1 БАЛЛУ. Поставьте в маршрутный лист за задание КАРТОЧКА № 2 | Вспоминают ранее изученные способы решения примеров, участвуют в парной работе, развивают умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках. высказывают своё мнение; составляют и сверяют алгоритм вычислений с эталоном | П: самостоятельно или с помощью учителя создают алгоритмы деятельности при решении проблем; умеют ориентироваться в учебнике; находят нужную информацию в учебнике. К: умеют высказывать свое мнение при обсуждении задания. | Проводят контроль выполнения задания через самопроверку по эталону, осуществляя самопроверку и взаимопроверку. Через работу с оценочным листом осуществляют оценку по заданным критериям. |
5 | Динамическая пауза | Снять физическое и психическое напряжение | Игровая | (Организует проведение физкультминутки) (СЛАЙД 10) -Положите руки на парту, опустите голову, закройте глаза и повторяйте за мной: Физкультминутка «Бабочка» Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, Встрепенулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. | Снимают физическое и психическое напряжение | | Наблюдение |
6 | Этап реализации построенного проекта | Организовать ситуацию решения учебной задачи, деятельность учащихся по открытию нового знания, выбрать вместе с учащимися оптимальный способ действия для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднение | Фронтальная, индивидуальная | (Побуждает учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности) -Отдохнули? Продолжаем работу. Кто сможет, используя составленный алгоритм, объяснить решение примера 50 -24 - Как будем считать? С какого разряда начнем? (С единиц) - Сколько единиц? (0) - Что будем делать? (Возьмем один десяток) - Что нужно сделать, чтобы не забыть, что мы взяли десяток? (Поставить над десятками точку) - Сколько теперь у нас единиц? (10) - Теперь сможем вычесть? (Да, 10 – 4 = 6) - Где запишем цифру 6? (Под единицами) - Что можете сказать о десятках? (Их было 5, но 1 десяток взяли, осталось 4) - Значит, из какого числа вычтем 2 десятка? (Из 4 десятков) - Какой получили ответ? (26) - Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать? (Ответы одинаковые) 50 – 24 = (50 – 20) – 4 = 30 – 4 = 26 50 -24 26 - Какой способ удобнее? (Второй) - В чем особенность вычитания из круглых чисел? ( При вычитании двузначного числа из круглого десятка занимаем один десяток, отнимаем единицы вычитаемого и не забываем, что десятков стало на один меньше) | Учатся самостоятельной исследовательской деятельности; сравнивают результаты вычислений разными способами; делают выводы; отмечают особенность нового способа решения | Р: проговаривают алгоритм последовательности действий на уроке; осуществляют контроль и коррекцию своей деятельности. К: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; П: проводят сравнение и анализ результатов своей деятельности | Наблюдение |
7 | Этап первичного закрепления | Организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий: установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать | | (Организует самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий) - И сейчас вы поработаете самостоятельно. На доске примеры с закрытыми ответами. Вы должны их решить. (СЛАЙД 11) 30 60 80 40 -12 -37 -59 -16 -Первые два примера с объяснением решите на доске, а остальные самостоятельно. (Первые два примера решаются коллективно с объяснением и записью на доске, остальные решаются самостоятельно) Ответы открываются. Самоконтроль. Самооценка . - Кто все примеры решил правильно? - Кто допустил одну ошибку, две? (СЛАЙД 12) -Как вы думаете, в чём причина ошибки: Поднимите руку, кому нужно поработать над алгоритмом решения таких примеров Поднимите руку, кому необходимо повторить состав чисел. Поднимите руку, кому нужно не забывать обращать внимание на точку заёма. | Проговаривают алгоритм работы, при выполнении заданий на новый способ действий; выполняют самоконтроль и самооценку | Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая их с усилиями и трудолюбием. П: используют алгоритмы; осознанно и произвольно строит речевые высказывания в устной форме Р: самостоятельно определяют уровень освоения нового способа действия; | Самопроверка по эталону. На листе самооценки проводят контроль выполнения задания, самооценка, выявляют границы знаю/не знаю, умею/ не умею. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на повторение и закрепление изученного ранее | Индивидуальная | (Организует самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на повторение и закрепление изученного ранее) -Ребята, двигаемся дальше. А чтобы пройти вперед. Нам нужно решить задачу. с. 19 з. 2 - Прочитайте условие задачи. - О чем говорится в задаче? (О платьях, костюмах, брюках) - Что сказано о платьях? (Их 26) - Что сказано о костюмах? (Их на 4 больше, чем платьев) - Что сказано о брюках? (Их на 10 меньше, чем костюмов) На доске составляется краткая запись. П. – 26 К. - ?, на 4 б. Б. - ?, на 10 м. Решение: 26 + 4 = 30 (к.) 30 – 10 = 20 (б.) Ответ: в ателье сшили 20 брюк. - Запишите решение задачи одним выражением. (26 + 6) – 10 = 20 (б.) | Выполняют самостоятельно или при помощи учителя задание на повторение и закрепление изученного ранее | Р: используют изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий; адекватно воспринимают указания на ошибки и исправляют найденные ошибки. | Наблюдение |
9 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока (итог); организовать рефлексию и самооценку учащихся | Фронтальная | (Предлагает оценить свою работу на уроке, проводит беседу по вопросам) -Ребята, вы блестяще справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы помогли Весне справиться с Зимой. (СЛАЙД 13) -Вспомним тему урока (Вычитание из круглого числа двузначных чисел). -Какую цель ставили? (Научиться решать примеры на вычитание из круглых десятков двузначные числа письменным способом) - Кто понял, почему в таких примерах ставится точка? -Продолжите высказывание: Могу похвалить себя за….. и своих одноклассников за …. - Я надеюсь, что вы помогли Весне справиться с Зимой. -Подсчитайте сумму всех баллов и оцените свою работу (СЛАЙД 14) 11-12 баллов ―5 9-10 баллов ―4 6- 8 баллов ―3 Меньше 6 баллов ―2 -За активность на уроке хвалю… -Пожелание остальным – поверить в свои силы и знания и быть более активными на следующих уроках. | Отвечают на вопросы; определяют своё эмоциональное настроение на уроке; оценивают результат своей работы на уроке | Р: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определяют качество и уровень усвоения. К:проявляют активность в деятельности, оформляют мысли в устной форме. Л: понимают значение знаний для человека и принимают его | Заполняют оценочные листы, выявляют границы знаю/не знаю, умею/ не умею. |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечить понимание учащимися цели , содержания и способов выполнения домашнего задания, побудить к поиску знаний вне урока | | Домашнее задание: (СЛАЙД 15) 1 уровень: с.19 №1 1) 2 уровень: с.19 №1 1), 2) 3 уровень: с.19 №1 1), 2), составить карточку с заданием на изученную тему для своих одноклассников. | Записывают домашнее задание | Л: умеют оценивать трудность предлагаемого задания. Принимают учебную задачу. | Наблюдение за фиксированием задания в дневник. |