Математика
Тема урока: «Прием вычислений вида 60-24»
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - познакомить учащихся с приёмами вычислений случаев вида 60 – 24; создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; способствовать развитию у учащихся монологической и диалогической речи; способствовать формированию навыков парной и групповой работы, формированию качеств аккуратности при выполнении заданий, ответственности, любознательности, усидчивости, уверенности в своих силах.
Формирование УУД:
Познавательные:
-устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать, устанавливать соответствия между графическими и математическими моделями объектов;
-давать оценку своим действиям, оценивать результат;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которыми столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные УУД:
-использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения учебно - познавательных и практических задач, в т.ч. анализировать изображение на интерактивной доске и выполнять необходимые действия для решения поставленной задачи;
-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывания;
-сотрудничать с другими учащимися, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат, выслушивать мнение других.
Предметные УУД:
-моделировать прием выполнения действия вычитания двузначного некруглого числа из двузначного круглого, используя графические схемы;
-выполнять вычитание двузначных чисел;
-использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
-решать задачи изученных видов;
-выполнять задания творческого и поискового характера.
Оборудование: учебник «Математика» М.И. Моро 2 класс, ТВ, мультимедийная презентация, разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята.
- Вам тепло? В классе светло? Прозвенел уже звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться?
-Какое время года сейчас?
-Чем оно отличается от лета?
Сегодня мы идём в гости к волшебнице осени. Осень — это особенное время, когда деревья окутываются в цвет золота и багрянца, а воздух наполняется ароматом свежих яблок и легким холодком.
П. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- откройте свои тетради, запишите число и классная работа.
- Ребята, сейчас мы проведем цветной арифметический диктант, ответы закрашиваем в цвет осенних листьев, это наш подарок Осени. Ведь в гости с пустыми руками не ходят.
Арифметический диктант.
запишите число “пять”;
увеличьте его на 4;
получившееся число уменьшите на 7;
к полученному числу прибавьте 8;
к полученному числу прибавьте 6;
полученное число увеличьте на 4;
к полученной сумме прибавьте 7;
полученный результат увеличьте на 3.
- Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. Один учащийся читает ответы, а учитель на доску прикрепляет карточки с числами.
- Часто Осень посылает нам дожди, от дождей и ноги промочить можно Пробежим и мы по лужам, только не замочите ноги (не сделайте ошибок0
Работа в группах (на партах листы с заданиями)
III. Выявление места и причины затруднения- 4 мин.
-Ребята, а вот и сама осень. Она просит о помощи. Ветер разорвал листочек собрать его можно решив примеры. С каждым правильным ответом собирается кусочек листика.
40 – 2 = 60 – 24 =
70 – 4 = 20 – 3 =
- Найдите “лишнее” выражение.
- Почему выражение 60 – 24 вы считаете “лишним”?
- Сложно ли было найти значение этого выражения?
- Решали ли мы раньше такие выражения?
- Какова тема нашего сегодняшнего урока? («Прием вычислений вида 60-24»)
- Будем учиться вычитать из круглого десятка двузначное число.
-Какую же цель мы поставим себе на уроке? (научиться решать выражения случаев вида 60 – 24)
IV.Построение проекта выхода из затруднения- 3 мин.
-Выложите число 60 с помощью палочек. (Учащиеся выкладывают 6 пучков палочек по 10 штук в каждом.)
- Нам нужно вычесть число 24. Как это сделать? ( Надо из 60 убрать 24. Мы умеем из 6 десятков вычитать 2 десятка, уберем 2 пучка, останется 4 пучка.)
- Мы вычли только 20, а надо 24. Что же нам делать? (развязать 1 пучок, как делали на предыдущих уроках.)
- Развяжите. Что будем делать дальше? (Из развязанных палочек уберем 4 штуки.)
- Что останется? ( 3 целых пучка и еще 6 палочек)
- Какой ответ получили? (36)
-Запишите эту операцию числами.
60-24=60-20-4=40-4=36
/ \
20 4
- Как мы вычитали из числа 60 число 24? Что сделали сначала? (24 заменили суммой чисел 20 и 4.)
- Какой шаг следующий? (Из 60 вычли 20, получили 40)
- Что сделали дальше? ( Из 10 вычли 4)
- Сколько получилось? (60-20=40, а 40-4=36)
V. Реализация построенного проекта- 6 мин.
-Откройте учебники на стр. 62, номер 1 (устно). (Коллективное выполнение с комментированием.)
(вычитаемое 28 заменяем суммой чисел 20 и 8, из 70 вычитаем 20, получаем 50, из 50 вычитаем 8, получаем 42. Разность равна 42.)
( вычитаемое 28 заменяем суммой чисел 20 и 8, из 70 вычитаем 20, получаем 50, из 50 вычитаем 8, получаем 42. Разность равна 42.)
70-28=70-20-8=50-8=42 30-23=30-20-3=10-3=7
/ \ / \
20 8 20 3
ФИЗМИНУТКА (электронная)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-Переходим к номеру 2. Будем выполнять решение первого и третий столбика с комментированием.
50-46=50-40-6=10-6=4
70-38=70-30-8=40-8=32
-Второй и четвертый столбики решите самостоятельно, а после мы проверим. На выполнение работы- 4мин
-На доске записана задача. Прочитайте её, а после подумайте, как будем решать эту задачу.
Задача
- О чем говорится в задаче? (О листьях)
-Что мы про них знаем?
- Каков вопрос задачи?
-Как будем решать?
-Запишите решение задачи в тетрадь самостоятельно.
- Номер 5. В этом задании необходимо составить задачу по краткой записи. Посмотрите на краткую запись номер 2 и составьте задачу. (2 ученика говорят условия составленной задачи)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Сейчас я раздам вам карточки с заданиями. Они сделаны по уровням сложности. Вы можете самостоятельно выбрать заданием. Красная карточка самая сложная, желтая - средней сложности, зеленая - самая легкая.
Красная карточка
35___ 15 ___ 15=5
29 ___10 ___ 9=30
70 ___ 30 ___ 20=80
Жёлтая карточка
12мм ___ 2см 1ч ___ 59 мин
26дм ____ 1 м 1м ___ 59 см
Зелёная карточка
(11-5)-3= 2+(10+3)=
6+3-7= (18-9)-4=
- Ребята, проверьте свои работы по эталону, который на доске.
VIII. Включение в систему знаний и повторения
- Возвращаемся к нашему учебнику с. 62, номер 3 (1). Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? ( о вёдрах)
-Что мы про вёдра знаем?
- Каков вопрос задачи?
-Как будем решать? (дети, говорят решение задачи)
IХ. Рефлексия
- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте, повторим тему и цель нашего сегодняшнего урока. (Тема: «Прием вычислений вида 60-24». Цель: научиться решать выражения случаев вида 60 – 24.)
- Мы справились с поставленной задачей?
-А теперь, оцените свою работу на уроке. Если вам, все было понятно и вы, хорошо работали на уроке, то поднимите солнышко, а если было что-то непонятно или вы плохо работали на уроке - тучку.