Методическая разработка урока математики во 2 классе.
Тема: «Прием вычислений вида 60-24».
Программа: «Школа России», авторы учебника: М.И.Моро, М.А.Бантова и др.
Учитель МБОУ ПСОШ № 29 им. В. С. Погорельцева Безгодько Инна Викторовна
Цели:
Познакомить с приемом вычислений вида 60-24;
Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы.
Формировать умения анализировать арифметические задачи, рассуждать, делать обобщение, выводы.
Закреплять устные вычислительные навыки.
Развивать познавательную активность, словесно – логическое мышление, память, внимание учеников, положительные эмоции.
Совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.
Развивать мотивацию к изучению предмета.
Воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения, активную личность.
Задачи:
Продолжить развивать вычислительные навыки, умение решать задачи;
воспитание культуры речи, общения и сотрудничества при работе с учителем.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
-устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать, устанавливать соответствия между графическими и математическими моделями объектов;
-использовать знако-символические средства представления информации для сохранения моделей изучаемых объектов;
-давать оценку своим действиям, оценивать результат;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которыми столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные УУД:
-использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения учебно - познавательных и практических задач, в т.ч. анализировать изображение на интерактивной доске и выполнять необходимые действия для решения поставленной задачи;
-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывания;
-сотрудничать с другими учащимися, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат, выслушивать мнение других.
Предметные:
Научатся:
-моделировать прием выполнения действия вычитания двузначного некруглого числа из двузначного круглого, используя графические схемы;
-выполнять вычитание двузначных чисел;
-использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
-решать задачи изученных видов;
-выполнять задания творческого и поискового характера.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Ход урока
I. Организация деятельности учащихся. (слайд1)
.Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.
Чтобы узнать ,с чего мы начнем наш урок, вам предстоит расшифровать запись . Для этого нужно представить каждое число в виде суммы разрядных слагаемых. Работаем в парах. (Слайд 2)
+ | 1 | 3 | 5 | 7 | 9 |
30 | а | я | т | б | ы |
40 | к | у | Ч | н | е |
50 | с | й | м | к | э |
43,51,35,47,39,53 | 51,45,49,35 |
| |
43 | 51 | 35 | 47 | 39 | 53 | | 51 | 45 | 49 | 35 |
у | с | т | н | ы | й | с | ч | е | т |
Правильно , мы начнем работу с устного счета, и провести его я предлагаю в форме игры «Пересадка»
В течение всего урока вы будете оценивать свою работу с помощью светофора (слайд3)
Лист самооценки | Задание №1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Задание № 5 | | | | | | Твоя оценка _____ Оценка учителя _____ -«5» -«4» - - «3» |
1. Число 9 увеличь на 20
2. На сколько 3 дм больше 3 см?
3. Какое число следует за числом 59?
4. Уменьшаемое 27. Вычитаемое 10. Найдите значение разности.
5. Сколько троек в числе 12?
6. На сколько надо уменьшить 10, чтобы получить 7?
7. Какое число получится, если 9 увеличить на столько же?
8. На сколько надо увеличить 8, чтобы получить 15?
9.Разность 36 и 2 ?
10.На сколько 30 больше 7 ?
11. Сторона квадрата равна 3 см. Чему равен периметр квадрата?
12. Кот в сапогах поймал четырех щук и еще половину улова. Сколько щук поймал Кот в сапогах?
13. Копатыч собрал с первой пасеки 18 кг мёда, со второй - 9 кг, .На сколько больше меда Копатыч собрал со второй пасеки?
14. Баба – Яга решила себе на обед сварить грибной суп. В корзине у неё оказалось 4 белых гриба, 6 мухоморов , и 7 лисичек Сколько грибов у Бабы яги для супа?( Из скольких грибов она сварит суп?
29 ,27,60, 17,4,3 18, 7, 34, 23,12, 6,9,11. ( слайд 4)
Этот числовой ряд- результат устного счета. Предложите, какие задания можно выполнить с этими числами. ( возрастания, убывания, разделить на группы , найти лишнее число, представить в виде суммы разрядных слагаемых.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.( слайд 5)
Запишите двузначные числа, расположив их в порядке возрастания. Убывания
11,12, 17 ,18,23,27, 29,34,60 (слайд 5)
60.34,29,27,23, 18, 17,12,11
Выполните самопроверку по образцу
-Какое число лишнее? Почему?. Какие числа мы называем круглыми?
На столе у каждого из вас лежит оценочный лист. Оцените свою работу на устном счете, результаты занесите в таблицу. Покажите, как вы себя оценили(светофор)
III. Изучение новой темы
1. Самоопределение к деятельности.
Догадайтесь, по какому правилу составлены выражения в каждом столбике. Продолжите закономерность и найдите их значения (слайд 6 )
Слайд или на доске
90-10 | 20-3 | 60-24 |
80-20 | 40-5 | 70-25 |
| | |
| | |
Какой способ вычитания повторили?
Установите закономерность в 3 столбике . Найдите значение. Не получается решить?
-Почему?
- Сформулируйте тему урока.( слайд 7)
- Какую учебную задачу поставим перед собой? Чему мы должны начиться?
Как бы вы предложили из 60-24 ? Откройте учебник на стр 62. Поработайте в паре. Пользуясь образцом попробуйте разобраться как вам предлагают из круглого числа вычитать двузначное число?
-Кто готов объяснить? Решим примеры у доски 70-25
80-26. 90-27
2. Работа по теме урока.
-Кто готов объяснить?
- Нам нужно из числа 60 вычесть 24 . (слайд 8)Число 24 представим в виде суммы разрядных слагаемых 24=20+4.
- Какое правило применяем при вычитании двузначных чисел ?
- Мы знаем правило, что из десятков вычитают десятки.
- Поэтому сначала из числа 60 мы вычтем 2 дес. и осталось вычесть 4ед. Мы уже умеем из круглого числа вычитать однозначное. 1дес. представим в виде 10 ед. из 10 ед. вычесть 4 ед. мы, конечно, с вами можем. Посмотрите, что же у нас осталось. У нас осталось 3дес. и 6 ед. Какое это число? Это число 36. Значит, из 60 вычесть 24 останется 36.
- Теперь составим алгоритм наших действий.
60-24=60-(20+4)=60-20-4=40-4=36
60-24=36
20 4
Решим примеры у доски 70-25
80-26 90-27
IV. Физминутка.
Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
Приседаем столько раз,
Сколько девочек у нас .
Сколько покажу кружков,
Столько сделаем прыжков.
А теперь все улыбнулись, потянулись
Головою повертели,
И за парты тихо сели.
V. Закрепление.
- А теперь потренируемся и выясним, насколько вы поняли как из круглого двузначного числа вычесть двузначное не круглое.
- Учебник № 2 Среди данных примеров , выберите те, которые соответствуют теме урока.
Комментированное письмо.
50-46 90-24
70-38 100-38
Чем последний пример отличается от других ? придумайте свой пример по теме урока.
Оцените свою работу на этом этапе урока.
VI. Работа над пройденным материалом.
-Запишите под диктовку:
(30+40) -17 =53 (один за доской). Проверим запись(слайд 9)
О чем нужно помнить решая выражения со скобками? Выполните вычисления. Посмотрите на доску, запишите это выражение. Комментирует…
(97+3)-(36+20)=44( слайд)
Как быть если в выражении не одни скобки? Комментирует с места . Решить.
Оцените ваше умение решать выражения
VII Ребята, чему мы учимся сегодня на уроке? Где может пригодиться это умение? Сейчас мы с вами отправимся в магазин канц. товаров. ( слайд 10) Что можно там купить?. На столе у каждой пары лежат деньги. Работаем в паре. Вы должны выбрать товар, который можно купить за ваши деньги и посчитать , сколько сдачи вы получите. Обсудите в паре.
Оцените ваш поход в магазин.
А сейчас мы поработаем в группах. Каждой группе нужно составить задачу, в которой бы использовался прием вычитания из круглого числа двузначного.
А помогут вам в этом жители одного сказочного городка .
В городке красивом этом
Целый год сияет лето.
И народ весёлый тут -
Коротышками зовут.
Среди них Пилюлькин есть,
Лютик - всех не перечесть.
Самый главный тут Незнайка.
Что за город, угадай-ка ( слайд 11)
И так помогать вам будут жители Солнечного городка. У каждой группы свой помощник. Ваше задание написано на голубой карточке . Задачу составляем устно.
1 группа. Составить задачу на сравнение по опорным словам. Ромашка посадила 50 тюльпанов и 36 нарциссов .На сколько меньше нарциссов посадила Ромашка?
2 группа. Составить задачу по схеме .Незнайка собрал 40 грибов. Из них 12 мухоморов. Сколько съедобных грибов нашел Незнайка?
3 группа. Составить задачу по краткой записи. У Знайки было 50 книг. После того как он прочитал несколько книг, ему осталось прочитать 24 книги. Сколько книг прочитал Знайка?
От каждой группы выходят 2 человека.
Защита проекта. Остальные устно решают. Вернитесь на свои места. Оцените свою роль в создании проекта. ( светофор. Результаты занесите в лист самооценки)
VII. Подведение итогов урока.
- С каким приемом вычислений познакомились?
- Как решать такие примеры? (Повторить вывод)
- Какую цель ставили вначале урока? Достигли ли мы цели?
На каком этапе урока вам понравилась ваша работа ?
- Что было интересным на уроке?
-За что бы вы себя похвалили?
-Покажите мне свое настроение с помощью мимики.
Оцените свою работу на уроке. (слайд 12)
Красный-у меня все получилось, я доволен своей работой. Ставлю себе «5»
Желтый- я понял тему урока. Но я могу работать лучше. Ставлю себе «4»
Зеленый- я не совсем понял тему урока. Своей работой не очень доволен. Ставлю себе «3»
Работали все, работали дружно поэтому успели выполнить все задания.
VIII. Домашнее задание:
По выбору( слайд)
Учебник с. 62 №3
Тетрадь. с. Выбрать любые два номера.
Составить задачу с изученным приемом вычитания( слайд)
Спасибо за работу! ( слайд)
10