СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вычитание положительных и отрицательных чисел

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для объяснения правила вычитания положительных и отрицательных чисел (Математика 6 класс, Н.Я.Виленкин)

Просмотр содержимого документа
«Вычитание положительных и отрицательных чисел»

ВЫЧИТАНИЕ Математика, 6 класс (Н.Я.Виленкин) Автор: Софронова Наталия Андреевна, учитель математики МОУ «Упшинская основная общеобразовательная школа» Оршанского района Республики Марий Эл

ВЫЧИТАНИЕ

Математика, 6 класс

(Н.Я.Виленкин)

Автор: Софронова Наталия Андреевна,

учитель математики МОУ «Упшинская основная

общеобразовательная школа» Оршанского района Республики Марий Эл

Смысл вычитания Задача. Пешеход за 2 часа прошел 9 км. Сколько километров он прошел за первый час, если его путь за второй час равен 4 км? 4 км ? км 9 км В этой задаче число 9 - сумма двух слагаемых, одно из которых равно 4 , а другое неизвестно. Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.

Смысл вычитания

Задача. Пешеход за 2 часа прошел 9 км. Сколько километров он прошел за первый час, если его путь за второй час равен 4 км?

4 км

? км

9 км

В этой задаче число 9 - сумма двух слагаемых, одно из которых равно 4 , а другое неизвестно.

Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.

Смысл вычитания ? км 4 км 9 км Так как 5 + 4 = 9, то искомое слагаемое равно 5.  Пишут 9 – 4 = 5 9 – 4 = 5 разность вычитаемое уменьшаемое

Смысл вычитания

? км

4 км

9 км

Так как 5 + 4 = 9,

то искомое слагаемое равно 5.

Пишут 9 – 4 = 5

9 – 4 = 5

разность

вычитаемое

уменьшаемое

Смысл вычитания Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл: действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием. – 5 + 14 = 9 9 – 14 = ? ? + 14 = 9 9 – 14 = –5 Подберите неизвестное слагаемое – 9 – 14 = ? – 23 + 14 = –9 ? + 14 = –9 – 9 – 14 = – 23

Смысл вычитания

Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл: действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.

5 + 14 = 9

9 – 14 = ?

? + 14 = 9

9 – 14 = –5

Подберите неизвестное слагаемое

9 – 14 = ?

23 + 14 = –9

? + 14 = –9

9 – 14 = 23

Смысл вычитания Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл: действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием. 9 – (–14) = ? 23 + (–14) = 9 ? + (–14) = 9 9 – (–14) = 23 Подберите неизвестное слагаемое – 9 – (–14) = ? 5 + (–14) = –9 ? + (–14) = –9 – 9 – (–14) = 5

Смысл вычитания

Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл: действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.

9 – (–14) = ?

23 + (–14) = 9

? + (–14) = 9

9 – (–14) = 23

Подберите неизвестное слагаемое

9 – (–14) = ?

5 + (–14) = –9

? + (–14) = –9

9 – (–14) = 5

9 – (–14) = 23 9 – 14 = –5 9 + (–14) = –5 9 + 14 = 23 – 9 – (–14) = 5 – 9 – 14 = – 23 – 9 + (–14) = – 23 – 9 + 14 = 5 Подумайте, как вычитание заменить сложением. ПРАВИЛО.  Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

9 (–14) = 23

9 14 = –5

9 + (–14) = –5

9 + 14 = 23

9 (–14) = 5

9 14 = 23

9 + (–14) = 23

9 + 14 = 5

Подумайте, как вычитание заменить сложением.

ПРАВИЛО. Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

ВЫЧИТАНИЕ а –  b = a +  ( –b ) 15 –  18 = 15 +  ( –18 ) = 15 –  ( –18 ) = 15 +  18 =

ВЫЧИТАНИЕ

а b = a + ( –b )

15 18 = 15 + ( –18 ) =

15 ( –18 ) = 15 + 18 =

ВЫЧИТАНИЕ Замените вычитание сложением и найдите значение выражения: 12 –  20 = 3,4 –  10 = – 10 –  ( –13 ) = – 1,2 –  ( –1,3 ) = 17 –  ( –13 ) = 2,3 –  ( –3,5 ) = – 21 –  13  = – 5,1 –  4,9  =

ВЫЧИТАНИЕ

Замените вычитание сложением и найдите значение выражения:

12 20 =

3,4 10 =

10 ( –13 ) =

1,2 ( –1,3 ) =

17 ( –13 ) =

2,3 ( –3,5 ) =

21 13 =

5,1 4,9 =

ВЫЧИТАНИЕ 5 –  10 = 5 +  ( – 10 )  ПРАВИЛО.  Любое выражение, содержащее лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму Назовите каждое слагаемое в сумме: 5 – 10 + 7 –15  –23 = – n + y – 9 + b  – c – 1 =

ВЫЧИТАНИЕ

5 10 = 5 + ( 10 )

ПРАВИЛО. Любое выражение, содержащее лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму

Назовите каждое слагаемое в сумме:

5 – 10 + 7 –15 –23 =

n + y – 9 + b – c – 1 =

ВЫЧИСЛИТЕ: – 10 + 7 – 15 = 12 – 17 – 11 = 12 + 23 – 41 = – 2 – 33 + 20 =  24 – 75 + 20 =

ВЫЧИСЛИТЕ:

10 + 7 – 15 =

12 – 17 – 11 =

12 + 23 – 41 =

2 – 33 + 20 =

24 – 75 + 20 =

6 – 2 –5 ПРАВИЛО. Разность двух чисел положительна, если уменьшаемое больше вычитаемого . " width="640"

8 6 =

2

уменьшаемое

вычитаемое

разность

2 ( –5 ) =

3

уменьшаемое

разность

вычитаемое

Сравните уменьшаемое и вычитаемое в примерах.

Когда разность двух чисел положительна?

8 6

2 –5

ПРАВИЛО. Разность двух чисел положительна, если уменьшаемое больше вычитаемого .

10 –  15 = – 5 уменьшаемое вычитаемое разность – 8 –  ( –6 ) =  – 2 уменьшаемое разность вычитаемое Сравните уменьшаемое и вычитаемое в примерах. Когда разность двух чисел отрицательна? 10   15  – 8  –6 ПРАВИЛО.  Разность двух чисел отрицательна, если уменьшаемое меньше вычитаемого .

10 15 =

5

уменьшаемое

вычитаемое

разность

8 ( –6 ) =

2

уменьшаемое

разность

вычитаемое

Сравните уменьшаемое и вычитаемое в примерах.

Когда разность двух чисел отрицательна?

10 15

8 –6

ПРАВИЛО. Разность двух чисел отрицательна, если уменьшаемое меньше вычитаемого .

Подумайте, когда разность двух чисел равна 0. Приведите примеры.   0 – = уменьшаемое разность вычитаемое Определите знак разности, не производя вычислений: – 12 –  ( –13 ) = 3,4 –  10 = 15 –  ( –11 ) = 2,3 –  ( –3,5 ) = – 5,1 –  4,9  = – 31 –  23  =

Подумайте, когда разность двух чисел равна 0. Приведите примеры.

0

=

уменьшаемое

разность

вычитаемое

Определите знак разности, не производя вычислений:

12 ( –13 ) =

3,4 10 =

15 ( –11 ) =

2,3 ( –3,5 ) =

5,1 4,9 =

31 23 =

Нахождение длины отрезка -5 -1 -2 -3 -4 3 4 2 1 О А В х А (–3) – 3 + х = 4 х = 4 – (–3) = 7 В (4) АВ - ? АВ = 7 ед. ПРАВИЛО. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату левого конца.

Нахождение длины отрезка

-5

-1

-2

-3

-4

3

4

2

1

О

А

В

х

А (–3)

3 + х = 4

х = 4 – (–3) = 7

В (4)

АВ - ?

АВ = 7 ед.

ПРАВИЛО. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату левого конца.

Нахождение длины отрезка -5 -1 -2 -3 -4 3 4 2 1 О А В А (–1) АВ = –1 – (–5) = 4 ед. В (–5) АВ - ? АВ = 4 ед. ПРАВИЛО. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату левого конца.

Нахождение длины отрезка

-5

-1

-2

-3

-4

3

4

2

1

О

А

В

А (–1)

АВ = –1 – (–5) = 4 ед.

В (–5)

АВ - ?

АВ = 4 ед.

ПРАВИЛО. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату левого конца.

Вопросы для закрепления: Что означает вычитание отрицательных чисел? Как вычитание заменить сложением? Когда разность двух чисел положительна? Когда разность двух чисел отрицательна? Когда разность двух чисел равна нулю? Как найти длину отрезка на координатной прямой? Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 , г. Иваново

Вопросы для закрепления:

  • Что означает вычитание отрицательных чисел?
  • Как вычитание заменить сложением?
  • Когда разность двух чисел положительна?
  • Когда разность двух чисел отрицательна?
  • Когда разность двух чисел равна нулю?
  • Как найти длину отрезка на координатной прямой?

Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна,

учитель начальных классов МАОУ лицей №21 , г. Иваново

НЕМНОГО ИСТОРИИ Индийские математики пред-ставляли себе положительные числа как «имущества» , а отрицательные числа как «долги» Правила сложения и вычитания, излагаемые Брахмагуптой:  «Сумма двух имуществ есть имущество». «Сумма двух долгов есть долг» «Сумма имущества и долга равна их разности» Брахмагупта, индийский математик и астроном.  (598—670)

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Индийские математики пред-ставляли себе положительные числа как «имущества» , а отрицательные числа как «долги»

Правила сложения и вычитания, излагаемые Брахмагуптой:

  • «Сумма двух имуществ есть имущество».
  • «Сумма двух долгов есть долг»
  • «Сумма имущества и долга равна их разности»

Брахмагупта, индийский математик и астроном.

(598—670)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!