ВЫЧИТАНИЕ
Математика, 6 класс
(Н.Я.Виленкин)
Автор: Софронова Наталия Андреевна,
учитель математики МОУ «Упшинская основная
общеобразовательная школа» Оршанского района Республики Марий Эл
Смысл вычитания
Задача. Пешеход за 2 часа прошел 9 км. Сколько километров он прошел за первый час, если его путь за второй час равен 4 км?
4 км
? км
9 км
В этой задаче число 9 - сумма двух слагаемых, одно из которых равно 4 , а другое неизвестно.
Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.
Смысл вычитания
? км
4 км
9 км
Так как 5 + 4 = 9,
то искомое слагаемое равно 5.
Пишут 9 – 4 = 5
9 – 4 = 5
разность
вычитаемое
уменьшаемое
Смысл вычитания
Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл: действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.
– 5 + 14 = 9
9 – 14 = ?
? + 14 = 9
9 – 14 = –5
Подберите неизвестное слагаемое
– 9 – 14 = ?
– 23 + 14 = –9
? + 14 = –9
– 9 – 14 = – 23
Смысл вычитания
Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл: действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.
9 – (–14) = ?
23 + (–14) = 9
? + (–14) = 9
9 – (–14) = 23
Подберите неизвестное слагаемое
– 9 – (–14) = ?
5 + (–14) = –9
? + (–14) = –9
– 9 – (–14) = 5
9 – (–14) = 23
9 – 14 = –5
9 + (–14) = –5
9 + 14 = 23
– 9 – (–14) = 5
– 9 – 14 = – 23
– 9 + (–14) = – 23
– 9 + 14 = 5
Подумайте, как вычитание заменить сложением.
ПРАВИЛО. Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
ВЫЧИТАНИЕ
а – b = a + ( –b )
15 – 18 = 15 + ( –18 ) =
15 – ( –18 ) = 15 + 18 =
ВЫЧИТАНИЕ
Замените вычитание сложением и найдите значение выражения:
12 – 20 =
3,4 – 10 =
– 10 – ( –13 ) =
– 1,2 – ( –1,3 ) =
17 – ( –13 ) =
2,3 – ( –3,5 ) =
– 21 – 13 =
– 5,1 – 4,9 =
ВЫЧИТАНИЕ
5 – 10 = 5 + ( – 10 )
ПРАВИЛО. Любое выражение, содержащее лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму
Назовите каждое слагаемое в сумме:
5 – 10 + 7 –15 –23 =
– n + y – 9 + b – c – 1 =
ВЫЧИСЛИТЕ:
– 10 + 7 – 15 =
12 – 17 – 11 =
12 + 23 – 41 =
– 2 – 33 + 20 =
24 – 75 + 20 =
6 – 2 –5 ПРАВИЛО. Разность двух чисел положительна, если уменьшаемое больше вычитаемого . " width="640"
8 – 6 =
2
уменьшаемое
вычитаемое
разность
– 2 – ( –5 ) =
3
уменьшаемое
разность
вычитаемое
Сравните уменьшаемое и вычитаемое в примерах.
Когда разность двух чисел положительна?
8 6
– 2 –5
ПРАВИЛО. Разность двух чисел положительна, если уменьшаемое больше вычитаемого .
10 – 15 =
– 5
уменьшаемое
вычитаемое
разность
– 8 – ( –6 ) =
– 2
уменьшаемое
разность
вычитаемое
Сравните уменьшаемое и вычитаемое в примерах.
Когда разность двух чисел отрицательна?
10 15
– 8 –6
ПРАВИЛО. Разность двух чисел отрицательна, если уменьшаемое меньше вычитаемого .
Подумайте, когда разность двух чисел равна 0. Приведите примеры.
0
–
=
уменьшаемое
разность
вычитаемое
Определите знак разности, не производя вычислений:
– 12 – ( –13 ) =
3,4 – 10 =
15 – ( –11 ) =
2,3 – ( –3,5 ) =
– 5,1 – 4,9 =
– 31 – 23 =
Нахождение длины отрезка
-5
-1
-2
-3
-4
3
4
2
1
О
А
В
х
А (–3)
– 3 + х = 4
х = 4 – (–3) = 7
В (4)
АВ - ?
АВ = 7 ед.
ПРАВИЛО. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату левого конца.
Нахождение длины отрезка
-5
-1
-2
-3
-4
3
4
2
1
О
А
В
А (–1)
АВ = –1 – (–5) = 4 ед.
В (–5)
АВ - ?
АВ = 4 ед.
ПРАВИЛО. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату левого конца.
Вопросы для закрепления:
- Что означает вычитание отрицательных чисел?
- Как вычитание заменить сложением?
- Когда разность двух чисел положительна?
- Когда разность двух чисел отрицательна?
- Когда разность двух чисел равна нулю?
- Как найти длину отрезка на координатной прямой?
Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна,
учитель начальных классов МАОУ лицей №21 , г. Иваново
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Индийские математики пред-ставляли себе положительные числа как «имущества» , а отрицательные числа как «долги»
Правила сложения и вычитания, излагаемые Брахмагуптой:
- «Сумма двух имуществ есть имущество».
- «Сумма двух долгов есть долг»
- «Сумма имущества и долга равна их разности»
Брахмагупта, индийский математик и астроном.
(598—670)