СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выделение главной информации в тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выделение главной информации в тексте»

Здравствуйте, выпускники. Мы начинаем серию дистанционных уроков по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Тема урока «Выделение главной информации в тексте». Сегодня поговорим о подготовке к выполнению задания №1, в котором требуется выделить главную информацию, содержащуюся в тексте, и указать варианты ответов. Для решения этого вопроса сначала познакомимся с текстом, затем выполним предложенное задание и подведём итог, составив алгоритм выполнения задания, который поможет вам работать дома и успешно готовиться к экзамену.

Начнём работу с прочтения задания: «Прочитайте текст и выполните задания 1-3». Мы будем выполнять только задание 1.

Начнём выполнение с внимательного прочтения предложенного для анализа текста:

«(1)Морские волны обладают большой мощностью:они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов и т.д.(2)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство ,позволяющее преобразовать её в электрическую энергию. (3) Такие преобразования позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь».

- Рассмотрим, лексическое значение каких слов непонятно: невозобновляемые - не восстанавливающиеся самостоятельно и не восстановимые искусственно.

Читаем задание далее: «Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте».

Главная информация- значит основная, важная, наиболее существенная.

- Теперь выделим главную информацию в каждом предложении:

(1)Морские волны обладают большой мощностью:они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов и т.д.

(2)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовать её в электрическую энергию.

(3)Такие преобразования позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Внимательно читаем варианты и сопоставляем наши выводы с вариантами ответов:

1)Волны наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений.

В этом предложении информация неполная: не говорится об использовании волн во благо человека. Вычёркиваем вариант.

+2)Энергию морских волн, обладающих разрушительной мощностью, можно использовать на благо человека, превращая её в электрическую и тем самым позволяя экономить невозобновляемые источники энергии.

В этом варианте содержится основная информация 1-3 предложения (говорится о разрушительной мощности волн, об её использовании на благо человека и об её экономии).Ставим +.

-3)Необходимо экономно использовать невозобновляемые источники энергии, такие, как нефть, газ, каменный уголь.

Вывод:В этом предложении информация неполная: не говорится о большой мощности волн, о их использовании во благо человека. Вычёркиваем вариант.

+4) Морские волны обладают огромной энергией, которую можно использовать во благо человека, если преобразовать её в электричество, что позволило бы более экономно расходовать невозобновляемые источники энергии.

В этом варианте содержится основная информация 1-3 предложения (говорится о разрушительной мощности волн, об её использовании на благо человека и об её экономии).Ставим +.

-5) И хотя огромную энергию морских волн можно было бы использовать на благо человека, всё чаще они наносят непоправимый урон, особенно цунами.

В этом предложении изложена недостоверная информация: в источнике не говорится о том, что волны всё чаще наносят непоправимый урон. Вычёркиваем вариант.

Сопоставив предложения, мы увидели, что ГЛАВНАЯ информация содержится в предложениях 2,4.

Сравним предложения между собой: и во 2, и в 4 предложении говорится о разрушительной мощности волн, об её использовании на благо человека и об её экономии. Значит, вариант верный. Здесь 2 правильных ответа.

Запишем в бланк:

Ответ:

1

2

Таким образом, чтобы выполнить задание 1,нужно внимательно прочитать текст, выделить главную информацию в каждом предложении , сопоставить её с вариантами ответов, найти варианты (их может быть2 и более), где ГЛАВНАЯ информация совпадает. Это и будет правильный ответ.

Домашнее задание: пользуясь алгоритмом, выполните задание №1.Прочитайте текст и выполните задание №1.

«(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) В частности при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности в жидкости.(3) Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь».

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

  1. Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизмах водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.

  2. Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь

  3. При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.

  4. В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.

  5. В тропических пустынях жиры являются одним из важнейших компонентов питания, так как выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.

Спасибо за внимание, до свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!