СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выделение у растений и животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выделение у растений и животных»

Тема урока: «Выделение»


Цель урока: усвоение материала по теме «Выделение».

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать знания о значении выделения как одного из свойств живых организмов.

Изучить особенности выделения у животных, принцип строения органов выделения

Развивающие:

Продолжить работу над развитием умений различать способы выделения

Продолжить работу над развитием умений слушать, выделять главное

Развивать умения решать проблемные вопросы

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи,

Продолжить работу над развитием умений устанавливать внутри- и межпредметные связи для раскрытия причин

Развитие познавательного интереса к предмету через организацию работы с ИКТ.

Воспитательные:

Продолжить работу по воспитанию культуры научного труда по ходу усвоения научной информации,

Формирование мировоззренческих представлений о познаваемости явлений и процессов, протекающих в живых организмах.

Планируемые результаты:

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Предметные: должны знать органы (или органоиды у простейших) выделения у животных, принцип строения органов (или органоидов у простейших) выделения: почки, нефридий, выделительных трубочек; должны уметь различать выделительные каналы у плоских червей, нефридии, сократительную вакуоль у простейших, почки у позвоночных

Метапредметные:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. - строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.


Ход урока

II. Актуализация знаний

Животные по способу питания ______ (гетеротрофы), они питаются готовыми органическими веществами, переваривая их, расщепляя до ____ (простых веществ). Они попадают в ___ (кровь), которая несёт их к клеткам. В клетках из питательных веществ образуются белки, жиры, углеводы, которые обеспечивают жизнедеятельность клетки. В процессе жизнедеятельности в клетке образуются «отходы» --____ (ненужные, и даже вредные вещества). Из клетки они переходят в кровь, которая уносит их от клеток….

Открытие нового знания 

Какие свойства характерны для всех живых организмов? (обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение)

А какое из них самое важное? (обмен веществ)

А без каких двух процессов невозможен обмен веществ? (без питания и выделения) Почему? При питании организм получает из внешней среды необходимые пит. вещ-ва, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения, а затем происходит процесс удаления ненужных, вредных веществ.

Что же такое выделение?

Выделение- удаление непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ, которые образовались в процессе жизнедеятельности организма.

Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ? Ответы учеников.

Выделение у растений (просмотр видео)

Осмыслите факт: у человека, если не работают почки, через 5 дней наступает смерть.

Выделительные процессы направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма.

Как вы думаете, у всех ли организмов одинаково происходит выделение? От чего это зависит?

Выделение у животных (просмотр видео)

Механизм выделения зависит от уровня организации организма (одноклеточный, многоклеточный, беспозвоночный или позвоночный, растение или животное).

Механизм выделения позвоночных зависят от среды их обитания. Так, у рыб в выделении принимают участие еще и жабры. У рыб и земноводных почки прилегают к спинной стороне тела в виде продолговатых лент, у пресмыкающихся они называются тазовыми почками. У птиц мочеточники сразу открываются в клоаку, у них нет мочевого пузыря (как вы думаете, почему?). Млекопитающие не имеют клоаки, но имеют мочевой пузырь и парные бобовидные почки, расположенные в поясничной области рядом с позвоночником (см. рисунок учебника).

В какую сторону шла эволюция выделительных систем?

эволюция выделительной системы шла по пути создания специализированных органов, обеспечивающих удаление из организма ненужных, вредных веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности.

Выделительные функции у позвоночных выполняют и другие органы, относящиеся к разным системам. Попробуем назвать их. (Учебник)

Легкие – углекислый газ, вода.

Кожа – вода, мочевина, соли натрия.

Почки – вода, мочевина, мочевая кислота, соли.

Кишечник – минеральные соли, некоторые органические вещества.

Физминутка 


V. Закрепление материала

Работа по биологическим терминам. Соотнесите их с определениями (читает учитель).

  1. Выделение.

  2. Сократительная вакуоль.

  3. Нефридии.

  4. Выделительные канальцы.

  5. Мальпигиевы сосуды.

  6. Почки

  7. Нефрон

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке


- О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что нового узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?

- Все ли было понятно?

Домашнее задание

изучить п. 35 «Выделение»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя