Тема урока: «Выделение»
Цель урока: усвоение материала по теме «Выделение».
Задачи:
Образовательные:
Актуализировать знания о значении выделения как одного из свойств живых организмов.
Изучить особенности выделения у животных, принцип строения органов выделения
Развивающие:
Продолжить работу над развитием умений различать способы выделения
Продолжить работу над развитием умений слушать, выделять главное
Развивать умения решать проблемные вопросы
Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи,
Продолжить работу над развитием умений устанавливать внутри- и межпредметные связи для раскрытия причин
Развитие познавательного интереса к предмету через организацию работы с ИКТ.
Воспитательные:
Продолжить работу по воспитанию культуры научного труда по ходу усвоения научной информации,
Формирование мировоззренческих представлений о познаваемости явлений и процессов, протекающих в живых организмах.
Планируемые результаты:
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Предметные: должны знать органы (или органоиды у простейших) выделения у животных, принцип строения органов (или органоидов у простейших) выделения: почки, нефридий, выделительных трубочек; должны уметь различать выделительные каналы у плоских червей, нефридии, сократительную вакуоль у простейших, почки у позвоночных
Метапредметные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. - строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ход урока
II. Актуализация знаний
Животные по способу питания ______ (гетеротрофы), они питаются готовыми органическими веществами, переваривая их, расщепляя до ____ (простых веществ). Они попадают в ___ (кровь), которая несёт их к клеткам. В клетках из питательных веществ образуются белки, жиры, углеводы, которые обеспечивают жизнедеятельность клетки. В процессе жизнедеятельности в клетке образуются «отходы» --____ (ненужные, и даже вредные вещества). Из клетки они переходят в кровь, которая уносит их от клеток….
Открытие нового знания
Какие свойства характерны для всех живых организмов? (обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение)
А какое из них самое важное? (обмен веществ)
А без каких двух процессов невозможен обмен веществ? (без питания и выделения) Почему? При питании организм получает из внешней среды необходимые пит. вещ-ва, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения, а затем происходит процесс удаления ненужных, вредных веществ.
Что же такое выделение?
Выделение- удаление непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ, которые образовались в процессе жизнедеятельности организма.
Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ? Ответы учеников.
Выделение у растений (просмотр видео)
Осмыслите факт: у человека, если не работают почки, через 5 дней наступает смерть.
Выделительные процессы направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма.
Как вы думаете, у всех ли организмов одинаково происходит выделение? От чего это зависит?
Выделение у животных (просмотр видео)
Механизм выделения зависит от уровня организации организма (одноклеточный, многоклеточный, беспозвоночный или позвоночный, растение или животное).
Механизм выделения позвоночных зависят от среды их обитания. Так, у рыб в выделении принимают участие еще и жабры. У рыб и земноводных почки прилегают к спинной стороне тела в виде продолговатых лент, у пресмыкающихся они называются тазовыми почками. У птиц мочеточники сразу открываются в клоаку, у них нет мочевого пузыря (как вы думаете, почему?). Млекопитающие не имеют клоаки, но имеют мочевой пузырь и парные бобовидные почки, расположенные в поясничной области рядом с позвоночником (см. рисунок учебника).
В какую сторону шла эволюция выделительных систем?
эволюция выделительной системы шла по пути создания специализированных органов, обеспечивающих удаление из организма ненужных, вредных веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности.
Выделительные функции у позвоночных выполняют и другие органы, относящиеся к разным системам. Попробуем назвать их. (Учебник)
Легкие – углекислый газ, вода.
Кожа – вода, мочевина, соли натрия.
Почки – вода, мочевина, мочевая кислота, соли.
Кишечник – минеральные соли, некоторые органические вещества.
Физминутка
V. Закрепление материала
Работа по биологическим терминам. Соотнесите их с определениями (читает учитель).
-
Выделение.
-
Сократительная вакуоль.
-
Нефридии.
-
Выделительные канальцы.
-
Мальпигиевы сосуды.
-
Почки
-
Нефрон
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что нового узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?
- Все ли было понятно?
Домашнее задание
изучить п. 35 «Выделение»