МОУ Куандинская СОШИ №4
Урок биологии
Тема: «Выделение»
8класс
Подготовил учитель биологии
высшей квалификационной категории
Морозова Марина Викторовна
2020г
Урок биологии
8 класс
Тема «Выделение»
Место урока в образовательной программе. Урок находится в главе 10 «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». На изучение материала отводится 4 урока, после этой темы идет урок обобщения.
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: комбинированная
Цель урока: к концу урока учащиеся должны знать значение органов выделительной системы, их внешнее и внутреннее строение, меры профилактики заболеваний выделительной системы.
Задачи:
- раскрыть многообразие функций выделительной системы, ее важность в полноценной работе организма;
-изучить внешнее и внутреннее строение органов мочевыделения, в том числе функциональную единицу почки- нефрон ;
-рассмотреть физиологию процессов образования первичной и вторичной мочи;
- выявить причины развития болезней почек и меры профилактики.
Структура урока:
Орг.момент (создание проблемной ситуации) (2 мин)
Целеполагание (постановка индивидуальных познавательных целей) (5 мин)
Работа по теме урока (30-34мин)
Рефлексия (3мин)
Д.з (1мин)
Ход урока
Восемь лет назад в одном маленьком провинциальном городке в России убрали из больницы аппарат «искусственная почка» (в целях оптимизации системы здравоохранения). И город вышел на митинг! Люди стояли на улице перед администрацией с плакатами «Почему вы нас обрекаете на смерть?», «Куда смотрит Конституция!?», «Нет- нарушениям Прав человека!»
Почему этот аппарат был так важен для людей? (ответы учащихся)
Под давлением общественного мнения аппарат вернули в городскую больницу.
Сформулируйте тему урока и личную познавательную цель на урок.
Вспомните с прошлого года какие органы относятся к выделительной системе?
Органы выделения
Легкие
Выделительная система (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал
Кожа
(оформление на доску)
Легкие выделяют пары воды, углекислый газ, метан, сероводород, кожа с помощью потовых желез избавляется от жидких продуктов обмена веществ, воды и минеральных солей.
Основную же функцию выполняют органы выделительной системы- почки.
Функции выделительной системы:
- фильтрация и очищение крови;
-поддержание постоянства внутренней среды организма- гомеостаза;
- удаление из организма жидких продуктов обмена веществ (в том числе мочевины и мочевой кислоты) (фронтальная работа с классом)
Работа по таблице «Система органов выделения» учащиеся должны заполнить таблицу. (даю пустые шаблоны, в них надо найти и вклеить нужный текст)
Орган | Строение | Функция |
Почки | Парный орган бобовидной формы, размером 250-300гр. Имеет мозговое и корковое вещество (из почечных пирамид), есть почечная лоханка | Фильтрация и очищение крови. Образование первичной и вторичной мочи |
Мочеточники | Тонкие трубочки соединительной ткани (5-7мм) длиной около 25-30см | Проведение вторичной мочи в мочевой пузырь |
Мочевой пузырь | Мышечный полый орган объемом 0.5л, имеет сфинктер на дне | Накопление мочи (0,25-0,3л) |
Строение нефрона рис №118
Помните в математике задачи про трубы и бассейн? Если труба, которая несет имеет больший диаметр, чем сливная, что произойдет? Внимательно посмотрите на схему строения нейрона, ничего не смущает?
Приносящая артерия намного больше выносящей. Значит? Кровь куда-то должна уходить. Разбираю по схеме строение нефрона.
Процесс образования мочи включает в себя 2 фазы:
Образование первичной мочи (фильтрование в клубочке за счет разницы давления в кровеносных сосудах)
За сутки через почки проходит 1500-1700 литров крови и образуется 125-150л первичной мочи! Первичная моча по своему составу это плазма крови. В ней есть питательные вещества, гормоны, витамины, продукты выделения клеток.
Образование вторичной мочи (обратное всасывание)происходит в почечном канальце) и выделяется в мочеточники около 1,2-1,5 л вторичной мочи. В ней уже доли нужных организму веществ минимальны.
Текст, выделенный желтым, будет отсутствовать при просмотре учащимися.
Влияет ли количество воды и соленость пищи на выделение вторичной мочи. Каким образом?
Работа с учебником стр 270 Предупреждение почечных заболеваний.
Чтение вслух по цепочке.
Ответ на вопрос: «какие факторы влияют на развитие почечных заболеваний?
Ответ
- Повреждают почечные капсулы- алкоголь, избыток поваренной соли, пряности и уксус в большом количестве
-болезнетворные микроорганизмы от кариозных зубов и даже от воспалительных процессов в половой системе.
-нарушение правил личной гигиены
-переохлаждение нижней части тела
-нарушение обмена веществ.
Рефлексия в форме письменной анкеты
На уроке я работал | Активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен/недоволен |
Материал урока мне был | Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен |
Я себе за урок поставлю оценку | 2, 3, 4,5 |
Домашнее задание:
Прочитать параграф 42, дополнительно нарисовать рис 115, рис 118, найти материал и подготовить сообщение по болезням выделительной системы, пересадке почки. Задания даются на выбор.
Приложения
Выбрать 3 органа, которые относятся к органам выделения
Органы выделения |
Легкие |
Почки |
Кожа |
Тонкий кишечник |
Сердце |
Моча |
Пары воды и газы |
Пот |
Заполнить таблицу, вырезанными карточками
С этой таблицы карточки нарезать
Орган | Строение | Функция |
Почки | Парный орган бобовидной формы, размером 250-300гр. Имеет мозговое и корковое вещество (из почечных пирамид), есть почечная лоханка | Фильтрация и очищение крови. Образование первичной и вторичной мочи |
Мочеточники | Тонкие трубочки соединительной ткани (5-7мм) длиной около 25-30см | Проведение вторичной мочи в мочевой пузырь |
Мочевой пузырь | Мышечный полый орган объемом 0.5л, имеет сфинктер на дне | Накопление мочи (0,25-0,3л) |
Анкета ФИО___________________________
На уроке я работал | Активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен/недоволен |
Материал урока мне был | Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен |
Я себе за урок ставлю оценку | 2, 3, 4,5 |
Самоанализ урока биологии
8 класс
Тема «Выделение»
Место урока в образовательной программе.
Урок находится в главе 10 «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». На изучение материала отводится 4 ч, после этой темы идет урок обобщения и контроля знаний.
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: комбинированная
Цель урока: к концу урока учащиеся должны знать значение органов выделительной системы, их внешнее и внутреннее строение, меры профилактики заболеваний выделительной системы.
Задачи:
- раскрыть многообразие функций выделительной системы, ее важность в полноценной работе организма;
-изучить внешнее и внутреннее строение органов мочевыделения, в том числе функциональную единицу почки- нефрон ;
-рассмотреть физиологию процессов образования первичной и вторичной мочи;
- выявить причины развития болезней почек и меры профилактики.
Оборудование: учебник биологии 8класса (под ред В.В.Пасечника), интерактивные плакаты «Строение почки, нефрона», раздаточный материал на парты, анкета для рефлексии.
В процессе выстраивания работы с учащимися по этой теме я планировала продолжить формирование следующих УУД:
Личностные:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ( помощь в будущем с определением профессии);
-смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня знание о внешнем и внутреннем строении почек» и уметь находить ответ на него;
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации в печатном и устном материале;
-структурирование знаний в форме таблицы, схемы;
-умение находить биологические ошибки;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка собственной деятельности на уроке в форме анкетирования;
смысловое чтение текстового материала учебника.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в заполнение таблицы;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- умение просить помощь у одноклассников и учителя;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Характеристика класса
8класс-17 учащихся (9 мальчиков, 8 девочек). Класс очень разный по уровню усвоения учебного материала. Можно выделить: высокий уровень-2ч, средний уровень-5ч, низкий уровень-10ч. Для того, чтобы реализовать потенциальные возможности учащихся всех уровней были задействованы все каналы восприятия информации: визуальные- компьютерная презентация, интерактивные плакаты, аудиальные - рассказ учителя, чтение текста учебника вслух, кинестетические- письменное оформление работы в тетради, работа с таблицей, схемой.
Структура урока:
Орг.момент (создание проблемной ситуации) (2 мин)
Целеполагание (постановка индивидуальных познавательных целей) (5 мин)
Работа по теме урока (30-34мин)
Рефлексия (3мин)
Д.з (1мин)
Орг.момент был проведен в форме создания проблемной ситуации. Был приведен реальный факт о значении почек для жизни человека.
На основании этого факта учащиеся сформулировали тему урока и личные познавательные цели.
Работа по теме урока была построена на чередовании разных видов деятельности для активизации познавательной деятельности учащихся.
Фронтальная работа по вопросам, рассказ учителя, работа с таблицами и схемой, учебником. Все учащиеся справились с выполнением таблицы по строению органов.
Рефлексия происходила в форме индивидуального анкетирования.
На уроке присутствовало- 13ч.Результаты анкетирования следующие:
На уроке я работал | Активно-10ч/пассивно-3ч |
Своей работой на уроке я | Доволен-12ч/недоволен-1ч |
Материал урока мне был | Понятен-13ч/не понятен-0ч Полезен-12ч/бесполезен-1ч Интересен-13ч/скучен-0ч |
Я себе за урок поставлю оценку | 2-0ч, 3-3ч, 4-6ч,5-4ч |
Домашнее задание дано в дифференцированной форме для разных групп учащихся.
Динамические паузы были запланированы, и были бы проведены, если бы в них была насущная необходимость.
Урок соответствует требованиям ФГОС ООО, он достиг поставленной цели.