СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выделительная система человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с ФГОС ООО, содержит небольшую презентацию и самоанализ

Просмотр содержимого документа
«Выделительная система человека»



МОУ Куандинская СОШИ №4









Урок биологии

Тема: «Выделение»

8класс









Подготовил учитель биологии

высшей квалификационной категории

Морозова Марина Викторовна













2020г





Урок биологии

8 класс

Тема «Выделение»

Место урока в образовательной программе. Урок находится в главе 10 «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». На изучение материала отводится 4 урока, после этой темы идет урок обобщения.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированная

Цель урока: к концу урока учащиеся должны знать значение органов выделительной системы, их внешнее и внутреннее строение, меры профилактики заболеваний выделительной системы.

Задачи:

- раскрыть многообразие функций выделительной системы, ее важность в полноценной работе организма;

-изучить внешнее и внутреннее строение органов мочевыделения, в том числе функциональную единицу почки- нефрон ;

-рассмотреть физиологию процессов образования первичной и вторичной мочи;

- выявить причины развития болезней почек и меры профилактики.

Структура урока:

  1. Орг.момент (создание проблемной ситуации) (2 мин)

  2. Целеполагание (постановка индивидуальных познавательных целей) (5 мин)

  3. Работа по теме урока (30-34мин)

  4. Рефлексия (3мин)

  5. Д.з (1мин)

Ход урока

  1. Восемь лет назад в одном маленьком провинциальном городке в России убрали из больницы аппарат «искусственная почка» (в целях оптимизации системы здравоохранения). И город вышел на митинг! Люди стояли на улице перед администрацией с плакатами «Почему вы нас обрекаете на смерть?», «Куда смотрит Конституция!?», «Нет- нарушениям Прав человека!»

Почему этот аппарат был так важен для людей? (ответы учащихся)

Под давлением общественного мнения аппарат вернули в городскую больницу.

  1. Сформулируйте тему урока и личную познавательную цель на урок.

  2. Вспомните с прошлого года какие органы относятся к выделительной системе?

Органы выделения



Легкие

Выделительная система (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Кожа

(оформление на доску)

Легкие выделяют пары воды, углекислый газ, метан, сероводород, кожа с помощью потовых желез избавляется от жидких продуктов обмена веществ, воды и минеральных солей.

Основную же функцию выполняют органы выделительной системы- почки.

Функции выделительной системы:

- фильтрация и очищение крови;

-поддержание постоянства внутренней среды организма- гомеостаза;

- удаление из организма жидких продуктов обмена веществ (в том числе мочевины и мочевой кислоты) (фронтальная работа с классом)

Работа по таблице «Система органов выделения» учащиеся должны заполнить таблицу. (даю пустые шаблоны, в них надо найти и вклеить нужный текст)

Орган

Строение

Функция

Почки

Парный орган бобовидной формы, размером 250-300гр. Имеет мозговое и корковое вещество (из почечных пирамид), есть почечная лоханка

Фильтрация и очищение крови. Образование первичной и вторичной мочи

Мочеточники

Тонкие трубочки соединительной ткани (5-7мм) длиной около 25-30см

Проведение вторичной мочи в мочевой пузырь

Мочевой пузырь

Мышечный полый орган объемом 0.5л, имеет сфинктер на дне

Накопление мочи (0,25-0,3л)



Строение нефрона рис №118

Помните в математике задачи про трубы и бассейн? Если труба, которая несет имеет больший диаметр, чем сливная, что произойдет? Внимательно посмотрите на схему строения нейрона, ничего не смущает?

Приносящая артерия намного больше выносящей. Значит? Кровь куда-то должна уходить. Разбираю по схеме строение нефрона.



Процесс образования мочи включает в себя 2 фазы:

  1. Образование первичной мочи (фильтрование в клубочке за счет разницы давления в кровеносных сосудах)

За сутки через почки проходит 1500-1700 литров крови и образуется 125-150л первичной мочи! Первичная моча по своему составу это плазма крови. В ней есть питательные вещества, гормоны, витамины, продукты выделения клеток.

  1. Образование вторичной мочи (обратное всасывание)происходит в почечном канальце) и выделяется в мочеточники около 1,2-1,5 л вторичной мочи. В ней уже доли нужных организму веществ минимальны.



Текст, выделенный желтым, будет отсутствовать при просмотре учащимися.

Влияет ли количество воды и соленость пищи на выделение вторичной мочи. Каким образом?

Работа с учебником стр 270 Предупреждение почечных заболеваний.

Чтение вслух по цепочке.

Ответ на вопрос: «какие факторы влияют на развитие почечных заболеваний?

Ответ

- Повреждают почечные капсулы- алкоголь, избыток поваренной соли, пряности и уксус в большом количестве

-болезнетворные микроорганизмы от кариозных зубов и даже от воспалительных процессов в половой системе.

-нарушение правил личной гигиены

-переохлаждение нижней части тела

-нарушение обмена веществ.



Рефлексия в форме письменной анкеты

  • Анкета ФИО___________________________


На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/недоволен

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Я себе за урок поставлю оценку

2, 3, 4,5



Домашнее задание:

Прочитать параграф 42, дополнительно нарисовать рис 115, рис 118, найти материал и подготовить сообщение по болезням выделительной системы, пересадке почки. Задания даются на выбор.

Приложения

Выбрать 3 органа, которые относятся к органам выделения

Органы выделения


Легкие

Почки

Кожа

Тонкий кишечник

Сердце







Моча

Пары воды и газы

Пот





Орган

Строение

Функция
































Заполнить таблицу, вырезанными карточками

С этой таблицы карточки нарезать

Орган

Строение

Функция

Почки

Парный орган бобовидной формы, размером 250-300гр. Имеет мозговое и корковое вещество (из почечных пирамид), есть почечная лоханка

Фильтрация и очищение крови. Образование первичной и вторичной мочи

Мочеточники

Тонкие трубочки соединительной ткани (5-7мм) длиной около 25-30см

Проведение вторичной мочи в мочевой пузырь

Мочевой пузырь

Мышечный полый орган объемом 0.5л, имеет сфинктер на дне

Накопление мочи (0,25-0,3л)


Анкета ФИО___________________________


На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/недоволен

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Я себе за урок ставлю оценку

2, 3, 4,5



Самоанализ урока биологии

8 класс

Тема «Выделение»

Место урока в образовательной программе.

Урок находится в главе 10 «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». На изучение материала отводится 4 ч, после этой темы идет урок обобщения и контроля знаний.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированная

Цель урока: к концу урока учащиеся должны знать значение органов выделительной системы, их внешнее и внутреннее строение, меры профилактики заболеваний выделительной системы.

Задачи:

- раскрыть многообразие функций выделительной системы, ее важность в полноценной работе организма;

-изучить внешнее и внутреннее строение органов мочевыделения, в том числе функциональную единицу почки- нефрон ;

-рассмотреть физиологию процессов образования первичной и вторичной мочи;

- выявить причины развития болезней почек и меры профилактики.

Оборудование: учебник биологии 8класса (под ред В.В.Пасечника), интерактивные плакаты «Строение почки, нефрона», раздаточный материал на парты, анкета для рефлексии.

В процессе выстраивания работы с учащимися по этой теме я планировала продолжить формирование следующих УУД:

Личностные:

- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ( помощь в будущем с определением профессии);

-смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня знание о внешнем и внутреннем строении почек» и уметь находить ответ на него;

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации в печатном и устном материале;

-структурирование знаний в форме таблицы, схемы;

-умение находить биологические ошибки;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка собственной деятельности на уроке в форме анкетирования;

смысловое чтение текстового материала учебника.


Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование   -   предвосхищение   результата и   уровня   усвоения   знаний,   его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с  целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в заполнение таблицы;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:  

-умение слушать и вступать в  диалог; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

умение просить помощь у одноклассников и учителя;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Характеристика класса

8класс-17 учащихся (9 мальчиков, 8 девочек). Класс очень разный по уровню усвоения учебного материала. Можно выделить: высокий уровень-2ч, средний уровень-5ч, низкий уровень-10ч. Для того, чтобы реализовать потенциальные возможности учащихся всех уровней были задействованы все каналы восприятия информации: визуальные- компьютерная презентация, интерактивные плакаты, аудиальные - рассказ учителя, чтение текста учебника вслух, кинестетические- письменное оформление работы в тетради, работа с таблицей, схемой.

Структура урока:

  1. Орг.момент (создание проблемной ситуации) (2 мин)

  2. Целеполагание (постановка индивидуальных познавательных целей) (5 мин)

  3. Работа по теме урока (30-34мин)

  4. Рефлексия (3мин)

  5. Д.з (1мин)



  1. Орг.момент был проведен в форме создания проблемной ситуации. Был приведен реальный факт о значении почек для жизни человека.



  1. На основании этого факта учащиеся сформулировали тему урока и личные познавательные цели.

  2. Работа по теме урока была построена на чередовании разных видов деятельности для активизации познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная работа по вопросам, рассказ учителя, работа с таблицами и схемой, учебником. Все учащиеся справились с выполнением таблицы по строению органов.

  1. Рефлексия происходила в форме индивидуального анкетирования.

На уроке присутствовало- 13ч.Результаты анкетирования следующие:

На уроке я работал

Активно-10ч/пассивно-3ч

Своей работой на уроке я

Доволен-12ч/недоволен-1ч

Материал урока мне был

Понятен-13ч/не понятен-0ч

Полезен-12ч/бесполезен-1ч

Интересен-13ч/скучен-0ч

Я себе за урок поставлю оценку

2-0ч, 3-3ч, 4-6ч,5-4ч



  1. Домашнее задание дано в дифференцированной форме для разных групп учащихся.

Динамические паузы были запланированы, и были бы проведены, если бы в них была насущная необходимость.

Урок соответствует требованиям ФГОС ООО, он достиг поставленной цели.